Музыкально-литературная гостиная для детей подготовительной к школе группе «Осенняя пора! Очей очарованье!»
Цель: Обогащать мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи. Воспитывать любовь к русскому искусству.
Ход мероприятия:
Дети с родителями входят в зал и садятся на свои места.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы открываем двери нашей музыкальной гостиной. И приглашаем вас в волшебный мир музыки, красок и стихов. Для этого сядем поудобнее, и музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый, прекрасный мир чудес и волшебства. Слушайте и смотрите!
Звучит музыка «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского
Ведущий 1: (говорит на фоне музыки)
Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде‚ в разноцветном‚ расписном!
И раздвинутся вдруг стены‚ вся земля видна вокруг:
Плывут звуки в речке пенной‚ тихо дремлет лес и луг…
В даль бегут лесные тропки‚ тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой.
Вслед за нею можем сразу в дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок, у весны среди зимы...
Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде, в разноцветном, расписном!
Ведущий 2:
Под чарующие стихи и музыку П.И. Чайковского мы попали в волшебное царство природы, немного печальное, но очень красивое время года. Не только композиторы, но и художники и поэты воспевают осень в своих произведениях. Композитор — звуками, художник — красками, поэт — словом. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Вот как писал русский
поэт А.С. Пушкин:Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые зимы угрозы …
Ведущий 1: И прежде чем вспоминать, какие образы создавали композиторы, писатели и поэты, я загадаю вам загадки.
Загадки:
1. По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, пыль поднимает.(Ветер)
2. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.(Туча)
3. Меня частенько просят, ждут, а только покажусь, то прятаться начнут.(Дождь)
4. Летел Егорка, упал в озёрко, гусей не согнал и сам не пропал.(Лист дерева)
5. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.(Осень)
Ведущий 1: Правильно – это осень! В это время природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Про это время года говорят: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья». Как красиво поэт М. Геллер сказал об осени в своем стихотворении «Дарит осень чудеса», которое сейчас прочтет для нас______.
Ребенок 1:
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса,
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава,
В сонной чаще ночью
Непонятные слова,
До утра бормочут.
Ведущий 2: Какие приметы осени вы ещё знаете?
(дети называют) Давайте послушаем стихотворение «Приметы осени», которое прочтет ________.
Ребенок 2:
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета:
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Потемнеют облака,
Станет пасмурней река.
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут влажные туманы,
А потом, уж жди не жди, -
Моросящие дожди.
Ведущий 2: Многие любят осень за особые краски. Для некоторых она отождествляется с теплотой и добротой. Послушаем стихотворение «Невидимка осень», которое прочтёт _______.
Ребенок 3:
Невидимкой осень
В гости к нам приходит
И не слышны осени шаги.
Желто-красной кистью
По ветвям проводит –
Все заметят осени следы.
Красные рябины,
Желтые березы
На ветру листвою
Весело шумят.
Покраснела клюква,
И брусника тоже,
Им румянит щечки
Осени рука.
Астры поднимают
Гордые головки,
Осени кивают –
Рады, что пришла!
Ведущий 1: Какие удивительно поэтические строки нам рисует образ осени, а музыка дополняет его. Давайте вместе с вами, исполним песню «Приходи к нам Осень!»
Песня «Осень, в гости приходи» слова и музыка Н.А. Маслухиной
Ведущий 1: Назовите первый месяц осени?
(Ответы детей)
Сентябрь – первый осенний месяц. В народе его часто называют хмурень или вересень. Бытует также поговорка: «Холоден сентябрь, но сыт». В народе примечали: «Если гром гремит в сентябре, значит, осень будет тёплой», «Высоко, не спеша, летят журавли в небе и курлычут – осень будет хорошая». Давайте послушаем стихотворение Н. Асран, о том, как всё переменилось,в исполнении семьи __________.
Ребенок 4 с мамой:
А кто из вас, друзья, видал,
Как все в лесу переменилось?
В лесу был дан осенний бал!
Деревья все принарядились:
Кто в пестрый шелк, а кто в атлас
- Лишь сосны строгие да ели
Свой хвойный бархат — радость глаз
- Опять снимать не захотели.
Нагладив желтый свой батист,
Пришла красавица березка
И вдруг стряхнула первый лист,
Как тонкий волос у прически.
Явившись раньше всех на бал,
Оркестром ветра оглушенный,
С рябиной ясень танцевал,
На удивленье приглашенных.
И, позабыв про этикет,
Так громко клен в ладоши хлопал,
Что сбросил золотой манжет
И сделался чуть-чуть растрепан.
А старый дуб, качавшись в такт,
Не в силах был остановиться.
А вы хотели б тоже так
В осеннем танце закружиться?
Песня «Листья в саду» слова и музыка Д. Гольцевой
Ведущий 1: Осень одевает деревья в необычайно красивые платья. На душе становится радостно. Об этом послушаем стихотворение в исполнении ___________.
Ребенок 5:
Закружилась в небе осень
Над полями, пашнями,
Ярко-сказочной жар-птицей
Солнце разукрасило.
В лес далекий полетела,
Осветила озеро,
И вода в нем заблестела
Перламутром розовым.
И роняла птица перья
Над поляной светлою.
На деревьях засверкали
Листья самоцветные.
Ведущий 1: Осенние листья могут не только шептаться, но и танцевать.
Листья желтые летят. Скоро голым будет сад.
Вдруг их ветер подхватил, В легком танце закружил.
Обворожительная музыка композитора Андрея Петрова дополнит этот образтанцем осенних листьев.
Танец «Осенний вальс» муз. А. Петрова(из к/ф «Берегись автомобиля»)
Ведущий 2: Второй месяц осени называется…
(Ответы детей)
Октябрь – средний месяц осени, когда природа готовится к приёму зимы. Из-за осенних дождей в народе его именуют грязником, из-за наступающих зимних холодов — подзимником. Да, осень дарит чудеса. Встречайте маму _______, И,О._________, она расскажет стихотворение Н. Некрасова «Перед дождем».
Родитель:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...
Ведущий 2:
Осень время года необычное. Оно такое разное.
То светлое и ясное, то серое и мрачное…
Но в нашей музыкальной гостиной места грусти нет.
И сейчас вы услышите музыку дождя в исполнении юных музыкантов.
Оркестр на музыку «Полька Анна"
Ведущий 1: В октябре на Покров люди последний раз ходили в лес за грибами. Давайте и мы не нарушим старинную традицию. Поиграем в игру «Грибочки»
Подвижная игра “Кто скорее возьмет грибок”
Ход игры:
Дети встают в четыре круга по пять человек. Внутри каждого круга – четыре гриба (на один меньше, чем детей в кругу). Дети идут по кругу и произносят слова:
Мы идем, идем, идем,
Мы грибы сейчас найдем
(Идут по кругу)
Под листочком под травинкой,
На пенечке под осинкой.
Вот и гриб, не зевай,
(Выпрямляют руки вперед)
И быстрей его хватай.
(Хлопают в ладоши)
По окончании слов дети должны быстро взять гриб из круга. Ребёнок, которому не хватило гриба, из игры выбывает. Игра продолжается.
Ведущий 1: Скажите, а как художники могут рассказать об осени?
(Они пишут картины)
И передают свое настроение красками. Послушайте стихотворение «Осенние краски» в исполнении ________.
Ребенок 7:
По волшебной сказке разбежались краски…
Краска синяя на небо взобралась,
Сверху капала и в речку растеклась.
Краска белая побегала слегка –
Стали белыми на небе облака.
Краска красная в подарок сентябрю
Разукрасила вечернюю зарю.
Не зевала и зеленая без дела,
Забывать верхушки сосен не хотела…
Разбежались краски по осенней сказке!
Только черная сначала что-то очень заскучала.
Но и ей нашлась работа – улеглась на дно болота.
Ведущий 2: Третий месяц осени – это…
(Ответы детей)
Ноябрь – последний осенний месяц. По народным приметам его называют листопадом, груднем, полузимником, студнем. Ноябрьские ночи особенно темны до первого снега. Если в ноябре снегу много надует – хлеба в следующем году прибудет. Комары поздней осенью — признак тёплой зимы. Если листья опадают медленно – значит, морозы водворятся нескоро. Если листопад пройдет быстро, следует ожидать ранней и холодной зимы. Издавна на Руси первый день ноября был проводами осени, встречей зимы. Про него и пословица сложена: «Ноябрь - Сентябрев внук, Октябрев сын, а зиме – родной батюшка!». Вот какие поэтические строки сложил про последний месяц осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», прочитает стихотворение ________.
Ребенок 8:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Ведущий 2: С каждым днём всё крепче утренние заморозки. Под ногами похрустывает ледок. Холодно. Неуютно. Всё живое ищет убежища. И сейчас дети расскажут «Как звери готовятся к зиме»
Сценка «Как звери готовятся к зиме»
Мышка:
Я мышка-норушка, я в поле живу.
Где ласковый ветер качает траву,
Где дождик веселый мне песни поет,
Где звонкий кузнечик подковки кует.
Все лето трудилась без устали я,
До края полна кладовая моя!
Белочка:
Далеко до холодов,
Но не для потехи
Я несу к себе в дупло
Ягоды, орехи.
Чтоб зимой холодной
Мне не быть голодной.
Ежик:
Еж осеннею порой
В лес отправился густой.
Прямо скажем, не гулять,
А грибочки собирать.
Чтоб зимой в мороз и стужу
Был всегда обед и ужин.
Вот идет он вперевалку,
Крепко держится за палку.
Тут грибочек, там грибок
Еж кидает в кузовок.
Птичка:
Боюсь я мороза зимою холодной,
Боюсь я в ненастье остаться голодной,
Поэтому мы собираемся в стаи
И в теплые страны зимой улетаем.
Нелегкий нам путь предстоит, но приятно
Весною домой возвращаться обратно!
Медведь:
Говорят, медведю лень
Прогуляться в зимний день.
Вот и спит медведь в берлоге,
Когда стужа на пороге.
Но скажу вам честно я:
Кушать хочется, друзья!
Но под снегом мне ни меда,
Ни грибов не отыскать,
И приходится всю зиму
Сладко спать, спать, спать.
Заяц:
Летом заяц сер, сер,
Летом заяц смел, смел.
Можно под любым кусточком
Смело спрятаться в лесочке.
Но как только снег пушистый
На листву ковром ложится,
Становлюсь я очень виден –
Вмиг лиса меня увидит!
Так что в стужу ледяную Шубку я беру другую.
Был я рыжевато-серым, Стал белее снега белым!
Ведущий 1: А знаете ли вы, какую осень называют серебряной?
(ответы детей)
Сейчас у нас есть возможность узнать это, если послушаем стихотворение Е. Благининой «Две осени». Прочтет его _________.
Ребенок 9:
Уходит осень золотая,
На смену ей идет другая:
Серебряная осень.
С грустным шумом сосен,
С черными тропинками,
С голыми осинками,
С первыми снежинками,
С ночным холодком
Да с хрустящим ледком.
Ведущий 1: Давайте сейчас создадим осенний пейзаж, расскажем осенний репортаж,
(раздать атрибуты)
• Вы будете соловьем
(свистеть в свистульку)
• Вы будете осенним ветром
(шуршать пакетом)
• Вы будете кукушкой -2 шт.
(звукоподражание "ку-ку, ку-ку")
• Вы будете дятлом -2 шт.
(стучать ритмическими палочками)
• Вы будете заблудившейся коровой
(звукоподражание "му-у,му-у")
• Вы будете заблудившейся овечкой
(звукоподражание "бе-е,бе-е,бе-е")
• Вы будете пастушком
(звенеть колокольчиком)
• Вы будете волком
(звукоподражание "у-у-у-у")
• Вы будете дождиком -3 шт.
(звукоподражание "кап-кап-кап")
• Вы будете вороной -3 шт.
(звукоподражание "кар-кар-кар")
(Ведущий объясняет правила репортажа)
Я буду читать текст, а ваша задача украсить его разнообразными звуками. И так! Внимание! Репортаж «Зарисовки Осени»
Репортаж «Зарисовки Осени»
Ведущий 1: Завершается лето…Небо становится серым, но ещё в памяти свежи трели соловья
(поёт соловей - свистеть в свистульку) и кукование кукушек
(кукуют кукушки – звукоподражание "ку-ку, ку-ку"). Осень как бы приостановилась. Опять после летней разлуки прилетели в город вороны
(каркают вороны - звукоподражание "кар-кар-кар"). Они занимают свои зимние квартиры: карнизы, крыши, чердаки. Лишь кое-где в лесу ещё слышится стук дятла
(стучать ритмическими палочками), да звон колокольчика
(звенеть колокольчиком). Нарушает эту трогательную осеннюю картину заблудившаяся овечка
(звукоподражание "бе-е,бе-е,бе-е"). Словно отвечая ей, протяжно мычит корова
(звукоподражание "му-у,му-у"). Корова наслаждается последней зелёной травкой. Ветер срывает листву и разбрасывает вокруг (шуршание пакета). Осеннюю распутицу, бездорожье создаёт осенний холодный дождь
(звукоподражание "кап-кап-кап"). Спокойно вокруг и только где-то вдали слышен вой одинокого волка
(звукоподражание "у-у-у-у"), который предчувствует скорый приход холодов.
Аплодисменты! Спасибо всем за создание чудесного, весёлого осеннего пейзажа.
Ведущий 2:
Красавица осень прощается с нами,
То солнца улыбкой, то злыми дождями,
Холодного утра туманным рассветом,
И птиц в даль летящих, прощальным приветом
Печальным ноктюрном, звучащим все тише,
То ветром, гуляющим ночью по крыше,
И лесом, что сбросил цветные наряды,
Забыв, как кружили его листопады.
Уходит красавица, слез не скрывая,
Притихшую землю опять покидая.
Грустит, но зима уже здесь на пороге,
И первым снежком засыпает дороги.
Ведущий 1: Уходит осень, но оставляет приятные чувства, ведь она нам подарила столько красок и эмоций.
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об осени. Как в романсе на стихи С. Есенина, который исполнят наши родители вместе с музыкальным руководителем, Татьяной Валентиновной.
Родители исполняют романс «Отговорила роща золотая» муз. Г. Пономаренко
Ведущий 2: Да, осень самое яркое время года, природа удивляет нас богатством своих красок.
Желаю вам такой же чистоты, счастья, гармонии и новых красок жизни.
Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства.
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.
Сегодня наш вечер в музыкальной гостиной окончен.
Мы говорим вам всем - до новой встречи! До свидания.
Дети и взрослые выходят из зала.
Рекомендуем посмотреть:
Осенний праздник КВН в подготовительной группе
Осенние посиделки в детском саду. Подготовительная группа
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Деревня
Беседа об осени в детском саду в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект осеннего развлечения в подготовительной группе
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Сентябрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Октябрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Ноябрь
Беседа на тему «Листопад» в подготовительной группе