Форма работы взаимодействия с родителями дошкольного учреждения «Детсадовская Семейная Хоккейная Лига»
Из опыта работы Солодовой Марины Дмитриевны, инструктора по физической культуре МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина» г. Анива, Сахалинской обл.
Автор: Солодова Марина Дмитриевна, МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина», инструктор по физической культуре г. Анива, Сахалинской обл.
Описание: в методической разработке предложен опыт работы инструктора по созданию семейного спортивного клуба «Детсадовской семейной хоккейной лиги». Представлено влияние этого вида спорта на физическое здоровье дошкольников и родителей воспитанников, а также описание тренировочного занятия.
Форма работы взаимодействия с родителями дошкольного учреждения «Детсадовская Семейная Хоккейная Лига»
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это не только желание родителей, но и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольной организацией. Доказано временем, что воспитание будет иметь успех, тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребёнка.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет семья ребёнка и система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка, проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательное образовательная работа с семьёй и детьми, нередко в большей степени, чем все медико-педагогические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Нам, педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Ни одна физкультурно-оздоровительная программа дошкольного образовательного учреждения не может быть в полной мере эффективна, если в ней не задействована семья. Работа с родителями - один из важнейших аспектов профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
Семья для ребёнка – источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. Личный пример родителей для ребёнка убедительнее всяких аргументов, лучший способ привить ребёнку любовь к физкультуре и спорту – заняться ею вместе с ним! Дети обладают индивидуальным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют их выражения лица. Это можно с успехом использовать для развития у малыша вкуса к физической культуре и спорту! Малыш, ежедневно видя перед собой энергичных, спортивных и весёлых родителей, учится верить в себя и быть оптимистом!
Инструктор по физической культуре внедрил в работу одну из востребованных форм участия родителей в физическом воспитании детей для повышения роли семей в оздоровлении дошкольников - это создание семейного спортивного клуба «Детсадовская Семейная Хоккейная Лига», которая очень востребована в Сахалинской области. Более двадцати дошкольных учреждений участвует в региональном, муниципальном Чемпионате Сахалинской Детсадовской Семейной Хоккейной Лиги «Хоккей в Валенках».
Хоккей справедливо называют игрой века. Он воплощает в себе яркие, самые волнующие и впечатляющие черты современного спорта: страстность борьбы, молниеносную смену игровых ситуаций, способность давать болельщику быструю смену ситуаций. Он никого не оставляет равнодушным, объединяя многочисленных поклонников независимо от их возрастов и интересов.
Занятие хоккеем развивают ловкость, глазомер, меткость, а также такие качества, как смелость, умение маневрировать, принимать быстрые решения; воспитывают дружеские взаимоотношения с детьми. Занятия на свежем воздухе закаливают детский организм, способствуют общей физической подготовке.
Эта игра стала одним из символов нашего Сахалинского региона, которая стала традиционным и будет проводится в VIII – й зимний сезон под названием Чемпионат Детсадовской Семейной Хоккейной Лиги «Хоккей в Валенках – 2020 г». Командная спортивная игра Хоккей существенно отличается от игры «Семейный Хоккей в Валенках», но не уступает по накалу страстей, мужеством в силовом единоборстве, в выработке настоящего командного семейного товарищества, воспитания мужества.
Различия спортивных игр в Хоккей и «Семейный Хоккей в Валенках» прежде всего правилами и экипировкой. Игра семейный «Хоккей в Валенках» проходит на снегу без использования коньков, а в обычной зимней обуви. Команды играют в «Семейный Хоккей в Валенках» детским мячом резиновым диаметром 200 мм яркой расцветки. За правилами игры следит судья.
Соревнования проводятся в целях:
- массового привлечения детей и их родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- физического и духовного развития, патриотического воспитания подрастающего поколения;
- укрепление семейных ценностей;
- выявление одаренных спортсменов.
Место и сроки проведения:
- срок проведения соревнования – декабрь – март;
-игры проходят на территории дошкольных организаций (хоккейное поле размером 20Х10 м, обносится 50-сантиметровыми снеговыми бортами) и общественных пространств населенных пунктов Сахалинской области.
Требования к участникам и условиям их допуска:
- К участию в соревнованиях допускаются только семейные команды в составе воспитанников дошкольных организаций и их родителей;
- состав команды: шесть детей (3 (три) девочки, 3(три) мальчика); три мамы; трое пап;
-к соревнованиям допускаются только ближайшие родственники дошкольных организаций – папы, мамы, бабушки и дедушки;
- команды – участницы соревнований должны иметь свитера одного цвета;
-спортивный инвентарь: клюшки, защитные перчатки, наколенники и налокотники.
Размер игровой площадки составляет 20х10 м. Для игры устанавливают металлические ворота размером 100Х170 см с сеткой.
Формат проведения игры:
- продолжительность матча – 15 минут (три периода по 5 минут);
- в первом периоде играют дети, во втором периоде играют мамы, в третьем периоде играют папы;
- за победу в матче команде назначается 2 очка, за ничью – 1; за поражение – 0;
- в случае завершения игр на стадии плей-офф с ничейным результатом, назначаются 3 штрафных броска, которые от каждой команды выполняются в следующем порядке: ребенок, мама и папа (поочередно от каждой команды).
Регламент проведения и формат соревнования:
На предварительном этапе, команд – участницы делятся на две подгруппы:
- группа «А» (5 команд),
- группа «В» (5 команд).
В каждой группе команды играют в 1 (один круг) по системе «каждый с каждым».
II этап (плей-офф): по итогам группового этапа, в 189;
-финала соревнований напрямую выходит четыре команды, занявшие в своих группах следующие места – А1, А2 и В1, В2.
Полуфиналы: команда А1 – команда В2; командаВ1 – команда А2.
Финал: победитель пары (А1-В2) – победитель пары (В1 – А2)
Данная организация совместной взросло-детской досуговой деятельности «Детсадовская семейная хоккейная лига» рассчитана для детей старших, подготовительных групп и родителей воспитанников. В вечернее время на свежем воздухе проводятся детско-родительские тренировки по хоккею с мячом под руководством инструктора по физкультуре, где дети и родители активно, с большим желанием и азартом тренируются, чтобы побороться за высокие места в соревнованиях. Итогом этих тренировок стала ошеломительная победа «Детсадовской Семейной Хоккейной Лиги» дошкольного учреждения «№1 им. Ю.А. Гагарина» в Чемпионате Сахалинской Детсадовской Семейной Хоккейной Лиги «Хоккей в Валенках – 2019 г». Именно сплоченность детей, родителей воспитанников, болельщиков дошкольного учреждения, инструктора по физической культуре, совместные тренировки – помогли завоевать первое место!
Основные правила для проведения совместной спортивно-оздоровительной деятельности клуба «Детсадовская семейная хоккейная лига»:
- вместе с ребенком посещает кто-то из родителей или членов семьи;
- тренировка по хоккею проводится 3 раза в неделю;
- совместная игровая деятельность рассчитана на 45 минут;
- занятие проходит на свежем воздухе, при дошкольном учреждении где созданы условия для работы с родителями и детьми.
Структура совместной спортивно-оздоровительной деятельности клуба «Детсадовская семейная хоккейная лига» включает в себя следующие элементы:
- приветствие – формирование позитивного интереса к встрече, сплочение группы;
- мотивация – сообщение цели совместной двигательной-игровой деятельности;
- разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние участников, поднятия настроения;
- основная часть – развитие двигательных умений и навыков: комплекс обще развивающих упражнений, спортивных игры и заданий, направленных на решение задач, свободная игровая деятельность;
- рефлексия – оценка занятия в эмоциональном аспекте (как участники чувствуют себя здесь и сейчас);
- прощание – эмоциональное сплочение группы, настрой на следующую тренировку.
В основу содержания тренировочного процесса легла система физических упражнений и игр, которые:
- доступность для совместного выполнения взрослым и ребенком;
- разнообразие упражнений по своему физическому воздействию;
- направленность на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей.
Рекомендации
(Так как многие папы и мамы никогда не держали клюшек в руках и не играли в хоккей поэтому подборка инвентаря проходит совместно).
Клюшка для ребенка-дошкольника, должна доходить до уровня носа. (Так же подборка клюшек рекомендуется и для роста родителей). Дети и родители должны научиться держать правильно клюшку двумя руками – ведущей рукой за конец палки хватом сверху (отступив 1,5 – 2 см), а другой немного ниже – хватом снизу. Клюшку держать так, чтобы крюк нижним ребром полностью прилегал ко льду. Во время игры клюшку не надо перехватывать руками.
Дети и родители осваивают посадку (стойку) хоккеиста: туловище наклонено вперед, ноги согнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах; клюшка находится на льду (держат двумя руками).
Занятие по «Хоккею в Валенках»
Вводная часть тренировочного занятия
Беседы «Мы - хоккеисты», «Мы одна команда», «У нас все получится», «Техника и тактика игры», «Игровая площадка, инвентарь», «Простейшие правила игры».
Разминка
«Ловишки». Двое «охраняют» ограниченное пространство, которое остальные
стараются перебежать (по сигналу). Пойманные выбывают из игры и ловят оставшихся.
«Мельница». Ходьба с попеременным круговым движением рук.
Игра «Ястреб и курочки». Тренирующиеся, держась за пояс, образуют цепочку; первый «курочка», раскинув руки, препятствует стоящему перед цепочкой «ястребу» поймать последнего.
Бег подпрыгивая на правой «левой» ноге. Одновременно высоко поднимать сгибая в
колене, другую ногу и энергично махать руками.
«Боксеры». Имитация ударов боксеров при ходьбе.
Бег спиной вперед.
Спортивная ходьба.
Прыжки на месте, ноги вместе влево-вправо.
«Пятнашки». Выделенная пара, держась за руки, догоняет остальных.
Чередование ходьбы в приседе (на носках) с ходьбой выпрямившись, подняв руки над
головой (по сигналу).
Игра «Будь внимательным». Обычная ходьба по кругу, бег правым и левым боком,
обычный бег. По ходу движения ребята и родители берут клюшки кладут их за голову, на плечи (хват обеими руками с двух концов).
«Попрыгунчики». Продвигаться вперед, перепрыгивая через клюшки, в сочетании с
бегом «змейкой» (не сдвигая и не пропуская клюшки).
«Догони пару». Построение в две шеренги на расстоянии пяти шагов друг. По сигналу
вторые номера убегают, первые догоняют, и наоборот.
Игра «Стоп». Бегать врассыпную по сигналу стать в позу хоккеиста, правильно взять свою клюшку.
Игра «Снегомеры». Быстрым шагом друг за другом клюшкой измерять площадку.
Комплекс обще развивающих упражнений с клюшкой
И. п. – ноги врозь, клюшку положить на плечи. Наклоны вперед и назад.
И. п. – ноги врозь, клюшку держать перед собой широким хватом сверху. Присесть,
клюшку вперед. Выпрямиться, клюшку через голову вынести за спину.
И. п. – ноги врозь, клюшка сзади (горизонтально), захвачена локтями. Повороты
туловища вправо и влево.
И. п. – ноги врозь, клюшка сзади (горизонтально), захвачена локтями. Наклоны в
стороны.
И. п. – ноги врозь, клюшка сзади (горизонтально), захвачена локтями. Выпады вправо и
влево.
И. п. – ноги врозь, клюшка перед собой (держать широким хватом сверху). Поочередно
подтягивание коленей к груди.
И. п. – ноги врозь, клюшка в обеих руках (крюк на льду). Выпад вперед левой (правой)
ногой с одновременным поворотом туловища влево (вправо). Клюшкой на снегу тянуться как можно дальше.
И. п. – ноги врозь, клюшка за спиной (держать широким хватом сверху). Пружинящие
наклоны вперед с отведением рук как можно дальше назад.
Основная часть
Упражнение и игры с клюшкой и мячами
«Квадрат». Ведение мяча клюшкой в колонне по квадрату 5на 5.
«Не выпусти мяч из круга». Ребята и взрослые стоят по кругу с клюшками. В центре
водящий, у его ног мяч. Водящий старается ударом клюшки протолкнуть мяч между играющими, а те не пропускают ее, отбивая клюшками обратно. Если мяч выскочил из круга, дети и родители считаются проигравшими.
«Лабиринт». Ведение мяча между стойками.
«Метко в цель». Дети и родители стоят в шеренгах, напротив друг друга. Передавая мяч клюшкой друг другу, стоящие напротив звено должны сбить кеглю или любой другой ориентир.
«Гонки с мячом». Вести мяч клюшкой, не отрывая ее от мяча.
«Передай мяч». Придача мяча друг другу и остановка ее клюшкой (играющие стоят в двух шеренгах).
«Не пропусти мяч». Задача нападения – провести мяч с передачей мимо защитников и попасть в ворота; задача защиты – перехватить шайбу, помешать нападающим.
«Сбей кеглю». Бросать мяч с расстояния 2-3 м слева и справа, стараясь попасть в цель.
«Загони ворота». Ведение мяча толчком справа и слева и забрасывание мяча в ворота после ведения (расстояние 10 м).
«Броски по воротам». Забивать мяч в ворота с места (20 - 30 раз).
«Попади». Ведение мяча толчками бросок в ворота с удобного положения.
Игра в «Хоккей в валенках». Играют команды по пять минут. Первые играют дети,
состав команды - 3 мальчика + 3девочки; затем играют мамы, состав команды – 3 женщины; затем играют папы, состав команды - 3 мужчин.
Заключительная часть
Свободные игры с клюшкой и мячом.
Итог: Родители отметили важность систематических занятий физкультурой и
спортом, сформировались знания о способах укрепления здоровья, а также о значимости совместной физкультурно-оздоровительной деятельности в системе «ДОУ – семья - ДОУ».
Играют дети
Играют Мамы
Играют папы
Гагаринцы Победители "Семейный Хоккей в Валенках"
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий семейного досуга для детского сада «Как хорошо, что есть семья»
Взаимодействие ДОУ и семьи по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Как эффективно осуществить взаимодействие семьи с ДОУ
Физкультурный досуг с родителями в средней группе