Культура и творчество в системе образования
Определение «культура» не однозначно. В переводе с латыни слово «культура» употреблялось, как правило, в значении обработки, земледельческого труда. Однако уже у Цицерона встречается выражение «cultura animi antem philosophia est» - «но культура духа есть философия».
Давайте философствовать. Культура- это отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя, это своеобразный способ творческой самореализации человека. Определить на каком этапе жизненного цикла человека происходит формирование культурных ценностей практически не возможно, можно сказать, что это происходит на протяжении всей жизни. Так или иначе, система образования играет в этом не последнюю роль. Начиная со школьной скамьи и поднимаясь выше по ступеням постижения новых знаний, мы обогащаемся бесценным опытом. Учителя и преподаватели как скульпторы лепят из нас творческие личности. Личности, которые способны не только соответствовать стандартам современного общества, но и способные поделиться своим опытом с другими. Где, как не в системе образования мы можем постигать новые культуры, что обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Но есть одна существенная проблема, преподаватель и студент должны работать в унисон, между ними должно быть полное взаимопонимание, ведь только в этом случае результат не заставит себя долго ждать. Как же этого добиться? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, каждый преподаватель должен сам почувствовать эту грань, переступив которую окажется со студентом на одной волне. Все люди индивидуальны, а подростки, это наиболее сложная категория, к ним нужен особый подход. Вот тут-то преподаватель и должен в полной мере применить свой жизненный опыт. Самое сложное в этом процессе, это развить в студентах интерес к постижению новых знаний. Каждый преподаватель должен быть своего рода психологом, и как только контакт со студентом будет установлен, неизменно появится и интерес к постижению всего нового . Новые знания дадут толчок для дальнейшего развития личности, и будут служить основой формирования творческого опыта. Творческий опыт – это процесс открытия, состоящий из четырех этапов: подготовка, вызревание, озарение и завершение. Творчество очень тесно взаимосвязано с отношением человека ко всему, а отношение человека к миру определяется его смыслом. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Также необходимо учесть, что большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Именно такие смыслы образуют культуру.
Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир приобретает для него свою человеческую значимость. А вот каким будет этот мир, во многом зависит от множества факторов. Мир может выступать для человека как «свое» и как «чужое». В этом и заключается основная цель системы образования, сделать мир «своим».
Неспешными шагами, проявляя терпение и чуткое отношение к каждому, педагог дарит знания, учит преобразовывать их в творчество. «Культура и творчество» является одним из главных в образовательном процессе.
Накапливая творческий опыт, мы стремимся сделать «свой» мир лучше, мы становимся терпимее по отношению друг к другу, мы хотим со всеми поделиться своими знаниями и научить любить и ценить их!
Рекомендуем посмотреть:
Классификация нетрадиционных уроков
Оформление детских рисунков своими руками
Как писать методическое пособие
Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ
Похожие статьи:
Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения