Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Школьникам 8 класса коррекционной школы о быте русских дворян в XVIII веке

Статья на тему «Быт русских дворян в XVIII веке» к урокам истории России
Автор: Скорых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, Ивановская область
Описание материала: уважаемые коллеги, предлагаю познакомиться с бытом русских дворян XVIII века.
Данный материал будет полезен учителям истории, а также статью можно использовать при обобщении и систематизации знаний на уроках истории - 8 класса коррекционной школы VIII вида по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке», а также можно использовать как дополнительный материал по теме «Быт русских людей в XVIII веке». Статья может представлять интерес, всем кто интересуется историей России XVIII века.
Цель: знакомство с бытом русских дворян XVIII века.
Задачи:
- развивать познавательный интерес и любознательность к истории своей страны, патриотические чувства;
- расширять знания учащихся о преобразованиях дворянского быта в XVIII веке;
- воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны.
Когда-то царь Великий Петр,
Приехав из Европы,
Завез в Россию правил свод,
Не знал другой заботы.
Бороды заставил брить,
Сарафаны не носить.
Рот платочком вытирать,
Ручку даме целовать.


В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, которые связанны непосредственно с «европеизацией» русской культуры. Большое влияние на характер этих изменений оказала симпатия Петра I к западному образу жизни и быту, появившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве. Этой иррациональной душевной склонностью, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал преобразованиям в области быта. Сближение с западом проявлялось в о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. Русское общество познакомилось в XVIII веке и с таким новым для него явлением, как мода. Модная одежда распространялась с помощью готовых образцов, которые выписывались состоятельными дворянами из Парижа и Лондона; информация о модных новинках печаталась журналах «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.
Какие рюши, ленты и цветы!
Но в платье вашем не хватает простоты!
Графиня, за границей это носят без стесненья.
К чему тогда в продаже украшенья?
Ах, мне поверьте, не успеть за модой,
Она меняется так быстро год от года!


Петр I запретил дворянам носить традиционную русскую одежду и приказал надевать европейскую одежду
Женщины из дворянских семей одевались в платья с глубоким декольте, которые плотно облегали плечи, грудь и талию дамы, а внизу, к бедрам, юбка сильно расширялась. Платья были украшены разными бантами, кружевами и вышивками Иногда платья украшались шлейфами, и эти шлейфы, наряду с высокими каблуками у туфель доставляли барышням приличные неудобства. Весь наряд в целом не добавлял даме грациозности, и кружиться в танцах им было непросто. Непросто было даже просто присесть...
На голове женщины делали высокие пышные прически, украшали их цветами, драгоценностями и лентами. Представительницы прекрасного пола нередко носили парики, а также шляпы. На лицо наносили яркую косметику (румяна и белила), ведь при свечах лица бледнеют. Вошел в обиход язык «мушек» - искусственных родинок из тафты или бархата. Место на лице, куда наносилась мушка, имело свое значение. Мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», на верхней губе - «Я хочу вас поцеловать» и так далее. Также не вербально общались с помощью вееров — они тоже стали модны.

Дворяне и горожане мужского пола носили короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты — короткие мужские штаны. К кюлотам полагались длинные шелковые чулки белого цвета и башмаки с пряжками. На втором месте после тупоносых туфель с пряжками были сапоги-ботфорты с широкими раструбами в верхней части голенища. Петр сам носил ботфорты, которые, по слухам, сшил себе сам... Вообще у Петра I отмечали некоторую небрежность в одежде. Из своих выходных костюмов он чаще всего носил мундир капитан - бомбардира Преображенского полка или простой темный кафтан. Главным в одежде для него было удобство. Поэтому кружевных манжет он не любил — они мешали работать. А вот к выбору белья подходил более тщательно, предпочитая тонкое полотно.

До сей поры карманов на одежде не было, а вот на новых нарядах карманы были предусмотрены и, конечно же, сразу стали наполняться содержимым. Сам Петр в карманах своего кафтана носил записную книжку, готовальню с чертежными инструментами, коробочку с нитками и иглой.
Бороды было приказано сбривать. За ношение бороды Петр ввел даже специальный налог. На голову дворяне обязательно надевали длинные парики, он долго держал форму и придавал владельцу представительный вид. Это были искусственные волосы белого цвета, которые надевались поверх собственных волос.
Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в России.

Вводя новую форму общения и развлечений, Петр преследовал две главные цели – приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенном в Европе и приобщить русских женщин к общественной жизни. Все дворяне обязаны были посещать общественные собрания – ассамблеи. Это были встречи дворян в одном из дворцов, где они общались между собой, разговаривали, танцевали, играли в игры и веселились. Петр сам лично составил правила поведения на ассамблеях. Ассамблеи устраивались поочередно в домах знатных людей.
На ассамблеи приглашались купцы, духовенство, военные, крупные чиновники. Хозяин дома, в котором проводилась ассамблея, должен был известить письмом или иным способом, куда следует приходить желающим. Раньше четырех часов встреча не начиналась, позднее десяти не заканчивалась, гости приезжали, когда пожелают. Раньше мужчин принимали отдельно от женщин, а теперь прекрасный пол участвовал во встречах наравне с сильным полом.
Мужчин на ассамблеях называли кавалерами, а женщин – дамами.
Хозяин дома, где проводились ассамблея, представлял гостям четыре комнаты. Одна комната для танцев.
Мы открыли ассамблею,
Менуэт продолжит бал.
Приглашайте кавалеры
Своих милых, нежных дам.

Танцы были главным развлечением. Здесь играл оркестр. Кавалеры кланялись три раза дамам, которых приглашали на танец. Танцы состояли из множества разных фигур. Фигуры и последовательность их исполнения надо было запомнить. Дворяне обязательно учились танцам. После окончания танца кавалер целовал руку даме.
Вторая комната была предназначена для игр.

Здесь играли в карты, шашки, шахматы. В третьей комнате собирались только кавалеры. Они беседовали между собой, в непринужденных беседах обменивались новостями, а в серьезных разговорах обсуждали важные дела. Четвертая комната была дамской. Там собирались женщины и общались друг с другом.
Ассамблеи заменили пиры, на которых преимущественно ели и выпивали. Многие иностранцы удивлялись застольям, которые устраивали дворяне. Невиданное количество еды, которое съедалось за праздничный вечер, повергало иностранцев в ужас. Огромные блюда из мяса, рыбы, дичи, яиц и пирогов, десятки напитков, сладких вин, фруктов и сладостей – все это невозможно было бы съесть европейцу и за несколько недель. Дворяне же употребляли такое количество пищи за один вечер.

Царь Петр устраивал праздники, о начале которых извещали выстрелы из пушек Петропавловкой крепости, а в завершение каждого праздника был фейерверк. Наиболее устойчивой оказалась традиция отмечать Новый год красочным фейерверком, налицо это и в наши дни отмечать день Нового года «огненной потехой».
Петровские ассамблеи положили начало светской жизни в России.
Друзья! И в наши дни
Мы помнить этикет должны.
Чтоб в нашей жизни, как наказ,
Звучал Петра святой указ.


Использованная литература:
1. История России: учебник для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.
2. Записки и воспоминания русских женщин XVIII - первой половины XIX веков. Москва «Современник». 1990.
3. Р.М. Кирсанова, Русский костюм и быт XVIII- XIX веков. Москва. СЛОВО 2002

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Конспект урока истории в 8 классе. Великие преобразования России в XVIII веке Конспект урока по истории 8 класс. Преобразования Петра I Конспект урока истории 8 класс. Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова

Похожие статьи:

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Кроссворд с ответами по истории для 8 класса. Россия в первой четверти XIX века

Интересные факты и занимательные истории для школьников 7-8 класса

Участник №162 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Конспект урока по истории 8 класс. Петр I – первый российский император | Конспект урока по истории 8 класс. Преобразования Петра I
Опубликовано: 3417 дней назад (26 июня 2015)
Просмотров: 2789
+12
Голосов: 12
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 26 июня 2015 в 11:35 +2
Надежда Евгеньевна, с большим интересом прочитала вашу статью, восстановила свою память. Сама публикация сопровождается иллюстрациями, которые увеличивают интерес к просмотру. Данный материал можно использовать и для составления презентаций, которые послужат ярким дополнение на уроках истории, также и для внеклассных мероприятий. Желаю вам творческих успехов! +1 За достойно представленный материал.
С уважением, Т.Н.
Елена Горбунова # 26 июня 2015 в 18:10 +2
Надежда Еввгеньевна, добрый вечер! В школе, всегда любила историю, да и сейчас... С интересом познакомилась с Вашей статьей. Петровская эпоха - одна из самых ярких в истории России. Замечательно, когда учителя так ярко и достойно преподносят материал. Голос!
Алла Ивановна Ефимова # 26 июня 2015 в 21:50 +2
Добрый вечер, Надежда Евгеньевна! Очень интересная и познавательная статья. Мне было интересно почитать, думаю дети на уроках будут в восторге. Очень замечательно, что дополнили статью фото. Примите голос и удачи.
Татьяна Александровна Толстикова # 26 июня 2015 в 23:12 +2
Надежда Евгеньевна, добрый вечер! С большим интересом прочитала Ваш материал, узнала много новых нюансов, с удовольствием рассмотрела предложенные иллюстрации. Уверена, что дети воспримут предложенную информацию с не меньшим интересом. А коллеги смогут использовать материал на своих уроках или внеклассных мероприятиях. Спасибо за проделанную работу, с большим удовольствием голосую.
Надежда Евгеньевна Скорых # 28 июня 2015 в 20:03 +1
Уважаемые коллеги, благодарю вас за поддержку, за положительные оценки!
Ольга Васильевна Яковлева # 29 июня 2015 в 22:29 +2
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. Очень интересную статью Вы опубликовали. С удовольствием рассматривала фотографии и знакомилась с содержанием. Творческих успехов! голос
Наталья Константиновна Клочкова # 12 июля 2015 в 17:23 +1
Надежда Евгеньевна, добрый вечер!Познакомилась с Вашей работой. Вспомнилось что - то из школы, а многое узнала и нового для себя. Спасибо! Голосую.
Светлана Николаевна Матвеева # 12 июля 2015 в 19:06 +1
Уважаемая, Надежда Евгеньевна! Спасибо за приглашение. Внимательно познакомилась с Вашей статьёй «Быт русских дворян в XVIII веке». Ваш материал несомненно будет полезен и учителям и любителям Истории России. Подобранные Вами фотографии позволяют "в живую" представить содержание статьи. Огромное Вам спасибо за воспитание уважения к историческому прошлому нашей страны! Примите мой голос и пожелания творческих успехов!
Надежда Павловна Панфилова # 13 июля 2015 в 16:52 +1
Спасибо, Надежда Евгеньевна, за интересный рассказ о быте и нравах 18 столетия. Поставленные задачи Вы выполнили: развивали детский кругозор, речь, воспитывали любовь к искусству, истории страны. Материал отлично дополняют картины художников, которые помогут представить и понять содержание статьи учебника: развивают мышление и воображение детей. Примите голос. С уважением Н.П.
Надежда Евгеньевна Скорых # 13 июля 2015 в 21:00 0
Уважаемые коллеги, благодарю вас за оказанное внимание и признательна вам за положительные отзывы!
Любовь Сергеевна Новоселова # 14 июля 2015 в 21:29 +2
Добрый вечер, Надежда Евгеньевна. Спасибо за приглашение. Внимательно познакомилась с Вашей статьёй «Быт русских дворян в XVIII веке».Очень интересная и познавательная статья. Мой голос №10. Творческих успехов!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 15 июля 2015 в 19:46 +1
Надежда Евгеньевна, с интересом прочитала предложенную Вами публикацию «Быт русских дворян в XVIII веке» еще 10 дней назад. Тогда же и проголосовала.
Приятно была удивлена такой подробной методической разработкой для коррекционной школы. Отличные иллюстрации, заодно напомнят детям о творчестве русских художников. Успехов.