Соблюдение санитарно-гигиенических норм в организации учебного процесса как актуальная проблема.
За последние несколько лет образование в России претерпело значительные изменения, что привело к увеличению изучаемых предметов, возникновению направленности обучения, а это в свою очередь несет дополнительную нагрузку на обучающихся (Баранов A.A., 2012; Щепип О.П., 2011). В свете данного вопроса соблюдение санитарно-гигиенических норм в школах, выходит на первый план. Рассматриваться данная проблема может в нескольких аспектах.
В первую очередь, стоит рассмотреть проблему составления учебного расписания (Бартенев А.С., 2011) . В связи с не учетом норм составления расписания возникает высокая перегрузка нервной системы и психики обучающихся. Часто при составлении расписания возникают следующие проблемы: не учет динамики изменения работоспособности обучающихся, физическая культура стоит перед сложными предметами, такими как математика, физика, русский язык, биология, химия, что значительно снижает концентрацию внимания и не позволяет в должной мере обучающимся включиться в учебный процесс. Дополнительной трудностью в такой ситуации является время затраченное учителем на включение обучающихся в учебный процесс и наведение дисциплины в классе. Так же довольно остро стоит проблема, когда в расписании подряд стоят несколько сложных предметов, тогда возникает ситуация, что с каждым последующим уроком у обучающихся снижается концентрация внимания и восприимчивость к материалу, что вызывает эффект «черной дыры» - сколько бы раз материал не повторялся усвоения его не происходит так как условия его передачи не меняются и из раза в раз сохраняется переутомление. Конечно исходя из сложности положения ответственных за составление расписания, соблюдение норм на 100% практически не реально и утопично. Но необходимо, стремление к составлению расписания, не в пользу своих коллег обеспечивая им наиболее комфортные условия работы, такие как минимальное количество «окон» или начало/окончание рабочего дня в удобное для них время, а в первую очередь соблюдать интересы обучающихся и их учебную нагрузку.
Следующий аспект перегруженность детей домашними заданиями. Не смотря на то, что санитарно-гигиенические нормы строго регулируют объем домашнего задания, не редко встречаются ситуации, когда первоклассникам и не только задают домашние работы в огромном количестве.
Существует такая проблема в связи с нестабильностью в экономике, в результате деятельности администрации школы с целью минимизировать затраты на оплату коммунальных счетов. Возникают ситуации когда учителя как можно раньше выключают свет и как можно позже включают его в кабинете, что влечет за собой снижение остроты зрения, торможению нервных процессов особенно в зимний период времени, когда поздно светлеет и рано темнеет. В зимний период остро встает еще одна проблема экономии потребления тепла, а в следствии частым респираторным заболеваниям, которые на некоторое время выводят обучающихся из учебного процесса.
В совокупности данные проблемы приводят к колоссальному снижению продуктивности учебного процесса, что в свою очередь сказывается на результативности.
Санитарно-гигиенические нормы строго прописаны на законодательном уровне. Подробно все нормы рассмотрены в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». К теме статьи особенно относятся: п.4 ст. 4.1; п.5 ст. 5.1,5.3; п.6 ст. 6.2; п.7 ст. 7.1.6,7.1.7,7.2.4, 7.2.9; п. 10 ст. 10.4 , 10.5, 10.6, 10.7 ,10.8 ,10.9, 10.11,10.13, 10.18, 10.30.
В литературе проблема соблюдения СанПиНов освещена довольно подробно, исходя из вышесказанного, обозначаются следующие проблемы:
Не соответствие нормам СанПиН расписания в школе
Не возможность школ иметь достаточное количество педагогических кадров.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм в организации учебного процесса как актуальная проблема современного образования, стоит довольно остро, попробуем рассмотреть возможные пути решения.
Альтернативой действующей ситуации может быть метод погружения (Синицын Е. С, 2001; Долинина, 2014; Олешков,2011).
Тогда появляются новые проблемы:
-Устаревание норм СанПиН
-Требование к постоянному обновлению расписания
- Не готовность школ к модернизации учебного процесса
Соответственно возникает вопрос, какой метод лучше, существующий, но реализуемый с нарушениями или альтернативный, но требующий колоссальных изменений в системе?
Однозначного ответа, на данный вопрос в существующей ситуации нет, но предпринимается множество попыток поиска альтернативы с минимальными нарушениями СанПиН.
Список литературы
1. Долинина О.Н.,Современные методы преподавания для студентов инженерных направлений, Монография, 2014.
2. Норильское образование: опыты и перспективы развития. Сборник статей, г. Москва, 1999 г.
3. Остапенко А.А, Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. Краснодар, 1998 г.
4. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
5. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии : учеб.пособие. [Режим доступа:
6. Синицын Е. С. Теория творчества, структурный анализ мышления, метод микрооткрьпий. — Новосибирск, 2001.
7. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
8. Терскова С.А. Тематическое погружение как основа формирования целостного мировоззрения // Методика погружения: за и против. Сб. статей / Под ред. А.А.Остапенко. - Краснодар: АЭСПК, 1995.
9. Щетинин М.П. Погружение // Учит. газета. - 1987. - 20 авг. - С. 3.
Рекомендуем посмотреть:
Классификация нетрадиционных уроков
Оформление детских рисунков своими руками
Как писать методическое пособие
Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ
Похожие статьи:
Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения