Конспект НОД в подготовительной группе "Там, где начинается море"
Автор: Фролова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 "Теремок"г.Серпухов.
Назначение работы: конспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы детского сада, педагогов дополнительного образования. Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) направлен на развитие познавательного интереса к окружающей природе.
Цель: Формирование осознанного, бережного отношения к воде.
Через инсценировку, использование художественного слова, ввести детей в удивительный мир водной стихии.
Задачи: Развивать познавательный интерес к природе.
Уточнить и систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить знания детей о круговороте воды в природе.
Обогатить знания о морских обитателях;
Продолжать воспитывать интерес и любовь к морским обитателям, желание больше узнать о них ; активизировать в речи детей соответствующие слова «морской конек», «актиния», «морской петух», «рыба-молот, «рыба-пила» и др.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: глобус, корабль, иллюстрации морских обитателей, камешки, ракушки, аудиозаписи, штурвал, бинокль, шапочки для инсценировки ,экран, слайды, иллюстрации.
Предварительная работа:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме "Морские обитатели", "Море".
знакомство с литературными произведениями: Г. Косова "Азбука подводного мира", С. Сахарнов "Кто в море живёт? ", "В мире дельфина и осьминога" А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", Г. Х. Андерсен "Русалочка", чтение стихов Инны Сударевой " На дне морском".
Разучивание стихотворений : В. Орлова "Для чего морю наряды? ", " рисую море", С. Баранова "Дельфины", пословиц и поговорок, загадывание загадок.
Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский "Девятый вал", "Чёрное море", "Ураган на море".
просмотр мультфильмов :"Разноцветная семейка", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Русалочка", "В поисках Немо".
Подвижные игры: "Удочка", "Море волнуется раз", "Караси и щука"
Сюжетно-ролевые игры: "Пароход", "Путешествие на корабле", "Моряки".
Методические приёмы: создание игровой ситуации, экологическая сказка (инсценировка), дидактическая игра, сюрпризный момент, физкультминутка.
Ход занятия.
Педагог приветствует детей , обращает внимание на глобус , просит рассказать о нем.
Давайте подойдем к глобусу и рассмотрим его.
Это поверхность нашей Земли. Какого цвета больше на глобусе? (синего и голубого).
А что означает этот цвет? (воду).
Чего больше на нашей планете воды или суши?
Представьте, что вы в первый раз увидели планету Земля, как бы вы её назвали? (ответы детей)
Нашу планету называют голубой.
Голубой цвет -это океаны, моря, реки и озёра. Скажите, а где работает вода?(воспитатель обращает внимание на иллюстрации)
Эти иллюстрации помогут вам ответить на мой вопрос.
Дети рассказывают о каждой иллюстрации.
Как мы можем назвать воду?( труженица)
Воспитатель подводит итог.
Без воды не могут жить ни люди, ни звери, ни поля, ни леса. Без воды не испечь хлеб, не подготовить бетон для стройки, не сделать бумагу. Ничего не сделать без воды.
Капелька, ручеек, река, море, океан... Что их объединяет?( Вода).
Какие вы знаете моря, океаны?
Воспитатель обращает внимание детей на карту мира,(слайд) где изображены четыре океана, читает стихотворение.(
показывает по ходу чтения стихотворения океаны)
Спят четыре океана,синеглазых великана
Солона у них водица,не удается ей напиться.
Тихий океан к Востоку,самый сильный и большой,
Атлантический на Запад, с голубой бежит волной.
Океан Индийский к югу занимает синий угол. А для северных сторон Ледовитый шлет поклон.
Ребята, а хотите отправиться в гости к одному из Океанов?
К какому?
Тихий океан самый большой,самый сказочный, там ждут вас невероятные приключения и чудеса.
Предлагаю детям встать в круг и, взявшись за руки, назвать свои имена. Наши руки соединились, передали друг другу свое тепло, доброту.
Они подружили нас. А своих друзей я хочу пригласить в морское путешествие.
По волшебному пути в сказку можем мы войти
Только где волшебный путь,
Как нам в сказку заглянуть
Музыка сейчас раздастся,
В сказку нам попасть удастся.
(корабль построен из крупного строителя)
Звучит мелодия из оперы Римского- Корсакова "Садко" .
А вот и сказочный корабль готов к отплытию.
Рулевой, капитан, матросы занимайте свои места. В путь!(дети садятся на палубу импровизированного корабля)
Инсценировка: " Откуда в море столько воды ? " А. Дитрих.
(
Детям одевают шапочки : рулевой, Великан-взрослый в костюме, дети- матросы, капитан)
Воспитатель:
В даль кораблик плыл упрямо За кормою пенный след.
Берегов в помине нет. Вдруг воскликнул рулевой
Рулевой:
Мель растёт передо мной
Поднялась она со дна
Над водой уже видна
Матросы: (
дети хором)
И откуда здесь взялась мель? (
Капитан смотрит в бинокль)
Да это вовсе не гора!
Это же Великан сказочный!?
Великан Великанище!
Великан
Уф!Сейчас все допью!
Капитан:
Эй ,Чудо-юдо ,ненасытное!Остановись.Эдак ты все море выпьешь!
Великан:
И выпью. Я добрый. Не станет,моря,собирайте на дне любые сокровища со всех затонувших кораблей, капусту сажайте.
Капитан:
Да ты так всю землю погубишь. Будет засуха.
Великан:
Это еще почему! Разве мало на Земле рек, ручейков?
Матросы:
Так они все от засухи высохнут.
Великан:
Ничего страшного. Дождик покапает ,снег нападает и опять потекут.
Капитан:
Да откуда же дождю взяться?
Великан:
Тучи да облака принесут.
Капитан:
Откуда тучам да облакам взяться?
Великан:
Откуда,с неба.
Воспитатель:
Давайте мы расскажем Великану,где рождаются тучи, как появляется дождь.
(
Рассказы детей).:
Солнце воду греет и вода испаряется, поднимается вверх в виде пара. Там превращается в туман, облака. Затем за работу принимается ветер.Гонит тучи в разные стороны. Тучи принесут с собой дождь. Дождь землю напоит, и вновь потекут ручьи и реки.
Великан:
Вас послушать, так Солнце давно бы в океане всю воду выпарило, а вот он плещется!
Капитан:
Все реки текут в океан, ему отдают свою воду.
Великан:
А кто поит реки?
Капитан:
Ручейки.
Великан:
А,теперь я понял,да у вас все нарисовано (обращает внимание на иллюстрацию)
Вода из океана - в небо, с неба на землю, с земли опять в океан. И так без конца. А я вот и не знал,все думал,зачем в океане зря столько воды плещется!
Воспитатель:
То-то,а выпил бы ты, Великан,всю воду, и конец круговороту.
Великан:
Надо мне другую сказку искать, где можно показать свою силушку богатырскую.
(
уходит)
Вocпитатель :
Продолжим наше путешествие. А пока наш корабль плывет, послушаем песни моря. (
Аудиозапись. )
Ну вот и берег!
Какое море огромное! Давайте прогуляемся по берегу.
(
под звуки морского прибоя дети гуляют по берегу,собирают камешки)
Какие камешки на берегу?
Кто сделал их такими?
Волны день за днём ударяли ими друг о друга, выбрасывали на берег, опять несли в море. Да тут и ракушки есть! А почему они все поломаны?
(
Ответы детей)
А теперь давайте попытаемся заглянуть в глубину. (
Стена задрапирована иммитация подводного мира)
(
Рассматривание изображенного.)
Вот проплывает стайка серебристых рыбок.
А это кто проплывает среди водорослей? Какие то нити или травинки. Давайте лучше присмотримся, кто эти маленькие рыбки.
Рассказы детей о рыбе игле.
А это что за диковинная рыба? Рыба- не рыба..А кто же? рассказы детей о морском коньке.
В глубину мы заглянули, а вы хотите заглянуть в подводное царство?
На минутку отвернитесь. Распрямитесь. улыбнитесь, как скажу: "Готово", повернетесь снова.
(
Появляется Жемчужница.)
Жемчужница:
Здравствуйте, дорогие гости!
Я -Жемчужница.
Рада вас видеть в нашем подводном царстве.
Что вас привело сюда?
(
Ответы детей).
Как тут красиво, даже цветы растут.
Что это?
Актиния -морское животное.
Мой подводный лес,край загадок и чудес.
Чтобы в лесу не заблудиться,надо дружно потрудиться.
Вы готовы?
Дети:
Готовы.
загадки.
Сколько лет может прожить щука? (300лет)
Чем питаются рыбы?.
Как определить, сколько лет рыбе? (по рыбьей чешуе)
Кого называют подводным санитаром?( щуку)
Как двигаются рыбы в воде?
Ребята, может вы и пословицы морские знаете?(дети называют знакомые пословицы)
Пословицы:
Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.
Где щуки нет, там карась хозяин.
Какой рекой плыть, ту и воду пить.
В одну и ту же реку нельзя войти дважды,
Жемчужница:
Молодцы ребята, хорошо справились с моими заданиями..
Мне стало так весело, что захотелось поиграть. Я знаю интересную игру, называется "Капризная ноша". (Объясняет правила игры. Проводится игра.)
А теперь, дети, послушайте мой рассказ. Он непростой, он с секретом.
Рассказ:
Представьте, что человек построил себе жилище под водой.
Представили. Теперь слушайте.
Под водой города и поселки, на грядках капуста и огурцы. В живых уголках - попугаи, в лесах -ежи и лисы, у домов- коровки и бычки. И для умелых рук все найдется игла, пила, молот. Так как это будут мирные жители то меч и саблю они сдадут в музей. Весело будут сиять солнце и луна.
В чем секрет рассказа? Каких обитателей моря я упомянула? Найдите их на панно.(дети показывают и называют знакомых обитателей моря)
Жемчужница:
Молодцы, и это задание вам по плечу!
Жаль,друзья,прощаться надо, в путь дорогу вам пора. До свиданья, детвора!
Воспитатель:
Вправо, влево повернитесь ,в "Теремке" все очутитесь.
Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Расскажите, где вы были? Что вам запомнилось? Что вас затронуло? Запомнилось? Что бы вы хотели сделать по- другому.
Каким было море? (чистым, спокойным).
Какая была вода? (Живая, зеркальная, бегущая, пушистая, смешная, скользкая, легкая, бурлящая, высокая).
Спасибо вам, что вы составили мне компанию. Мне очень понравилось путешествовать с вами. Так хорошо отдохнули, подышали морским воздухом и укрепили здоровье.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы
Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада