Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как нарисовать Домового поэтапно с фото для детей от 5 лет

Как нарисовать Портрет домовёнка Кузи гуашью для детей от 5 лет поэтапно с фото
Мастер- класс для детей от 5 лет "Сказочные персонажи России. Домовой"
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель: создание сказочного образа домовёнка по мотивам мультипликационных фильмов и народных поверий.
Задачи:
-познакомить детей с жанром живописи "портрет", простейшим построением головы, шеи, линий плеча и лица;
-учить детей создавать образ сказочного персонажа домового в технике "гуашь";
-развивать глазомер, пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
-воспитывать интерес к отечественной мультипликации и фольклорным персонажам.

Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка, сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи -
На свете правды больше станет.
(Валентин Берестов)
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости! Кто не знает домовёнка Кузю и Нафаню?! Эти герои серии советских мультфильмов стали любимыми сказочными персонажами не только детей и взрослых. Домовёнок Кузя, пожалуй самый известный персонаж мультипликационной мифологии, но но не все знают, что мультфильмы эти сняты по повести-сказке Татьяны Александровой "Домовенок Кузька". Это три удивительные истории о приключениях и дружбе: "Кузька в новом доме", "Кузька в лесу", "Кузька у Бабы Яги", а прочие существующие на сегодняшний день книги о приключениях Кузьки вышли из под пера её дочери-Галины Александровой.

Читая эти сказки встречаешься с различными сказочными персонажами, и сразу возникает вопрос: "Откуда появились истории о домовых и леших, русалках и водяных, банниках и дворовых и прочих удивительных созданий?" Ответ прост-это всё герои славянской мифологии, узнавая о них начинаешь лучше понимать историю народа русского и культуру своей страны.
Древние люди всегда очень трепетно и с уважением относились к окружающему миру и природе, считали что всё вокруг нас живое. Свои представления о мире они передавали в сказаниях, которые мы называем мифами, а их героев мифологическими персонажами. Но постепенно человек всё больше отстранялся от природы, переставал верить в её силу, и мифы становились легендами, а легенды сказками.
Люди стали объяснять все загадочные явления различными науками, однако герои мифов и их сюжеты не исчезли, они остались в народном фольклоре, перешли в литературные произведения.

В своей сказочной повести Татьяна Александрова не только знакомит читателей с разными сказочными персонажами, но и знакомит с их мифологическими корнями и образом жизни.
Так в повести сохраняются многие привычки леших, описанные в преданиях об этих хозяевах леса, их внешний облик: Лешик-похож на сучок поросший мхом, а его дедушка напоминает корявый пень, стоящий посреди лесной поляны, его руки-ноги похожи на корни, а волосы на сухую траву, борода настоящий мох, а глаза-как ясное небо. Ведь по народным поверьям лешие действительно могут превратиться в дерево, сучок или пень. Как и положено лешим, герои поддерживают мир и порядок на своей территории: папа Лешика ушел в Обгорелый лес, чтобы восстановить его после пожара, Лешонок и дед Диадох лечат больных обитателей леса и готовят про запас лакомства для животных на любой вкус.

Следуя народным мифам писательница наделяет Бабу Ягу волшебными предметами-это ступа, о которой всем известно из русских народных сказок, корыто-которое может плыть вверх по течению (это уже придумка самой писательницы), и незаменимый спутник Бабы Яги-кот.

Татьяна Ивановна создала для неё два дома-хорошего и плохого настроения. Дом плохого настроения весь в грязи, да паутине, и Баба Яга там в грязной одежде, злая и грозится съесть всех гостей. В доме же для хорошего настроения Баба Яга становится доброй, ласковой, приветливой, одевается в нарядный и чистый сарафан и кокошник; в доме чисто и уютно, к крыльцу ведет цветной ковер, на мосту через ручей позвякивают серебряные колокольчики, здесь всегда топится печь и много еды. Гостеприимная хозяйка этого дома напоминает Ягу-дарительницу. Но все же меняется Баба Яга в этих двух домах в основном внешне. Даже в доме для хорошего настроения она остается хитрой и коварной, только она теперь не угрожает герою, а потихоньку, ласковыми словами, пытается получить нужное ей.

И лишь настоящая дружба спасает домовенка. На помощь Кузьке придут все духи окружающего лес пространства: звери, духи леса-лешие, духи воды-водяной и русалки, когда кузькиным волшебным сундучком завладели кикиморы.

Образ водяного в сказке очень близок с народными представлениями о нем-огромная косматая голова, длиннющие усы и борода, корявые руки и могучие плечи, голос грубый, он весь в тине, в водорослях, маленькие рыбки запутались в бороде, а когда идет, с него льется вода-по этому признаку и опознавали водяного, когда он превращался в человека.
Водяной, конечно, не отличается добрым нравом, он не очень разговорчив, любит покой, и в отличие от других персонажей, он не желает помогать Кузьке, ему нет дела до волшебного сундучка. Но вот когда страдает его репутация-одна из русалок "хвалит" кикимор, говоря, что они не боятся даже водяного, он доказывает, что является хозяином любых водных пространств, а значит и болот.
Иное дело русалки, которые в отличие от своего дяди Водяного добрые и веселые. Как и положено русалкам, они водят хороводы на светлом песке, качаются на волнах и на ветвях деревьев, поют нежными голосами и любят щекотать попавшихся им в руки (правда, Т. Александрова не упоминает о том, что защекотать они могут до смерти). Именно забота о маленьком домовенке заставляет их позвать на помощь Водяного, а потом проводить Кузьку до самого дома. Только дом вот русалки выбрали на свой вкус – в нем «все окна, и крыльцо, и ворота были украшены вырезанными из дерева цветами, узорами и большими русалками». Надо сказать, что такое оформление дома не выдумка писательницы. Дома на Руси действительно украшали резьбой, в которой встречались растительные орнаменты и фигуры берегинь (женских божеств, охранительниц рода). Все это должно было отводить от дома беду, как и присутствие в нем домового.

Кикиморы же в сказке очень необычные персонажи, их внешний вид придумала сама писательница, но с учетом народных представлений о кикиморе болотной и домашней, как жене домового.
Кикиморы, Татьяны Александровой, тощие, длинные, плоские, корявые. Голова с кулачок, то лысые, то лохматые, серые, зеленоватые, один глаз на лбу, другого не видать. Нога всего одна, больше в болоте не надо, а то одну вытянешь, другая увязнет. Зато рук по три, по пять. Кикиморы в противовес Кузьке и его друзьям-существа проказливые и глупые, они могут вывести из себя даже хозяина вод-водяного. Но интересно то, что их нельзя назвать настоящими врагами, какой-то темной, злой силой, с которой обычно сражается герой в сказке. Они просто помеха на пути Кузьки к дому, но именно противостояние им сплачивает домовых, лесных и водяных духов.

Повесть-сказка Татьяны Ивановны "Домовёнок Кузька" учит нас тому, что самая главная ценность в жизни человека-это дружба. Домовой по представлениям наших предков-это дух домашнего очага. Для Кузьки, чей дом сгорел во время пожара, домом оказывается целый мир. Потерявшийся домовёнок вызывает симпатии у всех окружающих своей веселостью, желанием помочь попавшим в беду. Обитатели леса и водоёмов приходят на помощь Кузьке, помогают ему найти дом в маленькой деревеньке над небольшой речкой.
И сам Кузька готов прийти на помощь всем окружающим. Когда в его деревенской избе вспыхивает пожар, Кузька выводит из огня своих братьев и получает за это от деда Папилы волшебный сундучок. В лесу он помогает лешим лечить зверей. А, в самом конце последней истории Наташа обнаруживает в своем аквариуме маленького водяного, которого подобрал на пути к Кузьке его брат Вуколочка. И именно Кузька просит Наташу приютить водяного, пока тот не подрастет и не окрепнет. Кузька не держит зла на Водяного, который когда-то не захотел его выручить. Он видит перед собой беспомощного ребенка и помогает ему.

В повести и мультфильме Кузька сохраняет внешность и функции своих мифологических предков: небольшое лохматое существо в красной рубахе с поясом, на ногах лапти, курносый нос, рот всегда до ушей, а вымытые девочкой Наташей волосы сверкают, как золото. Кузьке -семь веков, восьмой пошел, то есть по людским меркам ему всего семь лет, как и нашедшей его девочке.
Известна даже точная дата рождения персонажа-это 8 октября 1972 года. Именно в этот день в усадьбе Поленово принято отмечать День рождения домовёнка Кузи. Тогда же писательницей, которая по образованию была ещё и художником (отделение мультипликации ВГИК), были сделаны и первые рисунки к книге, определившие во многом окончательный образ персонажей на экране.
Но к иллюстрированию своей первой книги писательницу не допустили, сославшись на то, что она не является членом Союза художников. В итоге рисунки, вошедшие в книгу, оказались далёкими от тех образов, которые задумывала сама Александрова, а остальные две части трилогии так и не увидели свет до её смерти.
(художник Т.И Алесандрова)

Впервые о домовых и леших она услышала в детстве от своей няни Матрёшеньки - Матрёны Федотовны Царёвой, поволжской крестьянки. Ее пословицы, песни, истории и рассказы о деревенском детстве тоже становились сказками, превращались в замысловатые картинки, ещё у маленькой тогда Тани.
В войну Татьяна Ивановна, еще совсем девочка, работала воспитательницей у заводских малышей. Как же ей помогли и сказки, и рисунки, ведь Таня хотела стать художницей. После школы она пошла учиться на сказочницу. В институте кинематографии есть художественный факультет с отделением мультипликации, откуда никого, кроме сказочников, не выпускают.
И всюду-сказка. Вслушаться, о чем говорят дети, когда рисуют или отдыхают в игротеке, и только успевай записывать сказку за сказкой. Посмотришь на брошенные ими игрушки, станешь писать натюрморт, а выйдет сказка.
Студенткой Института кинематографии Татьяна Ивановна часто выезжала на этюды под Тарусу и в Поленово, писала окрестности Оки: леса, поля, деревни, интерьеры крестьянских изб, портреты деревенских детей, которым она рассказывала сказки, а они ей в ответ - свои былички про домовых, леших, русалок.
Она часто ходила с детьми в лес. "Рисуйте спокойно, - говорила она, - и начнется сказка". И в самом деле. Птицы и звери переставали бояться художников, и лес жил при них своей скрытой от других жизнью. Птицы подлетали, а звери подходили к людям.
Ещё она любила рисовать "портреты" цветов. На выставках дети останавливались и обсуждали, какой у цветов характер. Рисуя, она не сорвала ни одного цветка!
(художник Т.И Алесандрова)

Знание славянской мифологии помогло Татьяне Александровой донести до читателя главную и важную мысль: персонажи её повести-это хозяева дома, леса и воды-духи наиболее важных для жизни человека пространств, что все вокруг живое и требует бережного к себе отношения. Взрослые часто забывают об этом. И лишь дети способны разглядеть во всем душу, поверить в чудо и принять мир таким, какой он есть на самом деле.
Рассказывая или читая свои сказки, она всегда давала своим юным слушателям бумагу и карандаши, чтоб ребята рисовали то, о чем слышат. Сказочница хотела, что бы все ребята любили и умели рисовать и сочинять сказки, тогда, став взрослыми, они будут делать только красивые вещи, беречь и умножать красоту Земли Русской, узнавать, изобретать и открывать что-то новое.
(художник Т.И Алесандрова)

Материалы и инструменты:
-бумага формата А3
-простой карандаш, ластик
-гуашь
-кисти
-банка для воды
-тряпочка
Ход мастер-класса:
Начинаем работу над портретом домового с предварительного наброска простым карандашом. Находим середину листа и рисуем небольшую дугу-нос "картошкой".

По обе стороны от носика рисуем дуги-это щёчки.

Теперь рисуем полукруги над щёчками-это глазки, и улыбочку.

Голова персонажа будет круглой.

Затем рисуем линии шеи и плеча.

Штрихами намечаем линии причёски. От линий плеча рисуем линии рук-вот такой получился "скелетик" будущего портрета домовёнка (карандашный набросок всегда рисуем лёгкими и прозрачными линиями).

Начинаем рисунок красками с работы с палитрой. Нам нужно сделать цвет для лица и шеи домового, смешиваем цвета-сначала белый, затем немного охры и красного цвета.

Аккуратно обводим силуэт головы, глаз и шеи, а затем заполняем рисунок цветом.

Красным цветом рисуем линии носика и щёк.

Чистой кистью легонечко растягиваем красный цвет, так чтоб получился плавный переход к розовому. Так же рисуем румяные щёчки.

Рисуем красную улыбочку.

Теперь фон, я выбрала охру, но можно взять и абсолютной любой цвет.

Затем разукрашиваем рубашку. И приступаем к рисованию волос домовёнка.

Вот такая получилась пушистая причёска и рыжие брови.

А теперь немного "причешем" Кузьку-красиво уложим волосы. Рисуем отдельные пряди волос-удлинённые мазки коричневого, белого и охры.

Глаза разукрашиваем белой гуашью, рисуем беленькие зубки и рыжие веснушки.

Коричневым цветом рисуем разрез на рубахе и отделяем руки от туловища (рукава рубахи). Когда белый цвет на глазках высохнет рисуем зелёные зрачки.

Чёрными мазками прорисовываем брови и глаза. Желтым цветом украшаем ворот рубахи.

Реснички рисуем тонкими мазками, самым кончиком кисти (чёрный, оранжевый и белый цвет). Белым по жёлтому украшаем ворот рубахи.

И белыми кружками саму рубашку.

Теперь поработаем над фоном-сделаем его в виде бревенчатой избы. Рисуем коричневые линии и немного размываем их водичкой.


Я решила нарисовать паучка-чёрный овал на волосах домового.

Затем рисуем серенькую круглую голову паука. Паучок будет как и Кузька пушистый-делаем серенькие тонкие мазки на его туловище.

Рисуем паучку мордочку и лапки.

А в лапках у него будет ромашка-сначала рисуем белые лепестки, а по ним немного мазочков синего цвета. Вот такой получился романтичный паучок.

У углу висит белая паутинка.

Портрет домовёнка Кузи завершён.


А, вот и наша художественная галерея Домовых.



В жёлтой рубахе к нам заглянул в гости Дядюшка Банник.

Варианты работ, где лицо домового выполнено пластилином.



Жёнушки домового-Кикиморы Запечные.


Благодарим за внимание! Пусть в каждом доме появится свой сундучок со сказками и добрый Хозяюшка Домовой!

Рекомендуем посмотреть:

Домовенок своими руками Домовёнок своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Как нарисовать Бабу Ягу поэтапно с фото для детей от 5 лет Домовёнок своими руками. Пошаговая инструкция с фото

Похожие статьи:

Оберег Домовой своими руками

Участник №46 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Как нарисовать Лешего поэтапно с фото для детей от 5 лет | Новогодний символ 2017 года Петушок из пластилина своими руками для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2927 дней назад (20 ноября 2016)
Просмотров: 17076
+8
Голосов: 8
Алла Ивановна Ефимова # 20 ноября 2016 в 01:34 +1
Повезло вашим деткам. Столько шикарных работ вы нам подарили, а деток многому научили.
МК оформлен грамотно, профессионально, но больше всего меня восхищает, как много интересной информации Вы подобрали по данной теме. Мой голос, желаю ВАМ ПОБЕДЫ в конкурсе!!!
Лариса Зиновьевна Федорова # 20 ноября 2016 в 10:56 +1
Добрый день. Очень симпатичный у Вас домовенок получился. Так и захотелось такого же нарисовать. Спасибо за подробный МК. Попробуем с ребятами похожего нарисовать. С удовольствием проголосую. Голос!
Софья Владимировна Юхнина # 20 ноября 2016 в 11:53 +1
Наталья Александровна, здравствуйте! С интересом познакомилась с МК: "Сказочные персонажи России. Домовой".
Спасибо за профессионально оформленную публикацию! МК грамотно оформлен, много полезной информации, всё очень подробно и доступно, сразу появляется желание повторить! Галерея ДОМОВЫХ просто ВОСХИЩАЕТ!!!
Голосую, желаю ВАМ ВДОХНОВЕНИЯ!!!
Алена Вячеславовна Цветкова # 20 ноября 2016 в 14:06 +2
Наталья Александровна, Ваша работа очень интересна. Сразу видна большая работа при подготовке к данному занятию. Замечательно, что используете отечественные мультфильмы. Не зря они считаются классикой мирового уровня. Вашим деткам повезло с педагогом! Удачи Вам!
Вера Валерьевна Ляпина # 20 ноября 2016 в 15:05 +2
Уходить не хочется с вашей страницы, Наталья Александровна! Один персонаж лучше другого. Славные рисунки получились у ваших маленьких художников. Потому что дан прекрасный МК. Голосую с удовольствием за ваше творчество!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 20 ноября 2016 в 16:19 +1
Наталья Александровна, здравствуйте!
Какой весёлый домовёнок Кузька получился у Вас! Подробное описание, как нарисовать и пригладить причёску, реснички и веснушки - весь материал прекрасно отложился в головках юных художников, и детская галерея работ - впечатляет: все домовята обаятельны и привлекательны! Голос!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 21 ноября 2016 в 09:44 +1
Ух, какой Домовёночек! Прелесть просто. А какой паучок у него на голове поместился - просто чудо. Мастер-класс заслуживает похвалы и внимания. Наталья Александровна, Вы - молодец!!!
Мира Симеунович # 24 ноября 2016 в 01:27 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! Ваш «Домовой» - чудесный! Добрый, симпатичный дух домашнего очага. Спасибо, что познакомили нас с Татьяной Александровой и её словами: «всё вокруг живое и требует бережного к себе отношения». Это драгоценные слова и, думаю, она права, считая, что «лишь дети способны разглядеть во всём душу…», потому что дети только душой и смотрят, у них воображение, неиспорченное жизнью.
Ваш мастер-класс замечательный! Заслуживает внимания, уважения и награды! Вы мастер, нетрудно это повторять, у Вас всегда интересная тема, всегда подробные инструкции, последовательное выполнение, прекрасные примеры детской работы. Людям без Вашего таланта (мне) остаётся только удивляться каждый раз! Чудесно! С уважением голосую! Успехов!
Елена Владимировна Лебединская # 31 января 2017 в 15:23 +1
Ну просто ЧУДО! dance dance dance