Пластилинография для учащихся 1-2 класса. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер-класс по пластилинографии " Ели" для младших школьников
Творчество Шишкина И.И на занятиях по по художественному творчеству (лепка)
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми 8-10 лет. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание пейзажа елового леса в технике пластилинография.
Задачи:
-познакомить с творчеством русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина;
-научить детей создавать из пластилина пейзаж елового леса, дополнять работу с помощью гуашевых красок;
-развивать навыки лепки простых форм и на их основе формировать умение изготавливать сложные формы предметов пейзажа, развивать мелкую моторику руки;
-воспитывать интерес к пейзажной живописи.
Густые кроны елей величавых
Сплелись своими ветками в лесу.
Как ветви виноградных лоз кудрявых,
Что не хотят скрывать свою красу.
Вот так обнявшись и зимой и летом,
Стоят деревья плотной чередой.
Встречают вместе летние рассветы,
Под шапкой снега вместе спят зимой.
Комфортно им в любое время года,
Для них погода не сулит проблем.
Всё совершенным создала природа,
Растут в Руси леса на радость всем.
Зимой и летом воздух поглощает,
Неповторимый нежный армат.
Лес хвоей атмосферу очищает.
Он к людям добр, приветлив и богат.
Пройдёшь по лесу осенью прохладной,
Под нос, мурлыча песенку без слов.
Среди стволов окраски шоколадной,
Как много встретишь ягод и грибов.
(сайт Неизвестный гений)
Здравствуйте, уважаемые гости! Ель и сосна являются основными древесными породами в России. Именно они образуют бескрайние таёжные леса. Оба этих дерева высоки и могучи, долговечны и красивы. И оба относятся к одному и тому же семейству сосновых.
(Иван Иванович Шишкин: Утро в сосновом лесу
Одновременно с этим они очень разные по своим требованиям к условиям жизни-к теплу, свету, воде, почве, солнцу, сообществу трав и кустарников, мхов и лишайников.
Сосна любит свет, а ель хорошо растёт в тени, особенно молодая. Сосна растёт быстро, а ель считается туго рослой породой. Сосна легко поселяется в сухих и бедных песчаных почвах, в болотистых местах. Ель прихотлива, она любит плодородные и влажные почвы.
(Иван Иванович Шишкин: Сосна на песке 1884)
Молодые сосенки не боятся заморозка, а вот елочки плохо переносят в детстве и юности холодный ветер и прямые солнечные лучи-они растут лишь там, где их прикрывают сверху кудрявые берёзки, осинки, ивы и густые кустарники. Молодые ёлочки легко уживаются под прикрытием сосны, а молодые сосны чувствуют себя плохо под еловым пологом. Сосна, у которой стержневой корень уходит глубоко в землю, почти не боится вихревых ветров, а ель с поверхностной корневой системой не выдерживает ураганов.
(Иван Иванович Шишкин: Еловый лес. Этюд 1889-1890 )
В густом зрелом ельнике редко встретишь молодую ёлочку, если только на опушке и окраине леса. Они растут и развиваются не возле матери-ёлки, а под покровом лиственных деревьев, чаще всего осины и берёзы.
(Иван Иванович Шишкин: Лес 1880-е)
В детстве ёлочка всегда мала и еле заметна. Пятилетнюю ёлочку не разглядишь в траве-лесные травы и кустарники защищают её от солнца, ветра, инея. Даже в десять лет она не толще карандаша, а ростом не выше полуметра. Лишь к двадцати годам она становится красавицей и начинает догонять берёзку. Лишь примерно к сорока годам окрепшие под берёзовым покровом молодые ёлки бывают выше своих благодетельниц.
(Иван Иванович Шишкин: Лиственный лес 1897)
Вырастая ель легко выходит на первый ярус и становится владычицей леса. Туго приходится берёзам, кустарникам и и другим растениям. мощные еловые корни забирают из почвы питательные вещества, а пушистые ветви заслоняют солнечный свет. Молодые берёзы не могут расти в ельнике, а старые умирают.
(Иван Иванович Шишкин: Лесная глушь 1872)
Непроницаемый для солнца полог, заросли плаунов и папоротника создают таинственную и сказочную атмосферу, не хватает только лешего.
(Как сделать лешего из пластилина можно посмотреть здесь)
/blogs/natalja-aleksandrovna-ermakova/plastilinografija-dlja-mladshih-shkolnikov-leshii-svoimi-rukami.html
(Иван Иванович Шишкин: Папоротники в лесу. Сиверская 1883)
Достигнув к восьмидесяти годам зрелости, ели ещё долго, в течение многих десятков лет, пребывают в полной красе. Затем деревья постепенно начинают стареть, умирать, падать на землю. Между густыми еловыми кронами появляются просветы и солнце начинает прогревать почву.
(Иван Иванович Шишкин: Старый валежник. Лесное кладбище 1893)
На прогалинах вырастают густые травы, поднимаются кустарники. А когда освобождаются большие поляны, силу набирают лиственные деревья-почвообразователи. И под кронами ив, осин и берёз опять растут молодые ёлочки, чтобы вытеснить своих покровителей и опять стать хозяйками леса. Так что полностью светолюбивые растения не исчезают из ельника, они просто переселяются на другие места, где старые ели погибли, а новые ещё не могут поселиться.
(Иван Иванович Шишкин: Поваленное дерево)
Ель порода лесообразующая, смена участков леса происходит в течении многих десятков и сотен лет. Вновь и вновь одни деревья уступают место другим.
Ели и сосны как лесообразующие породы деревьев особенно незаменимы в горах. Они сохраняют воду, травы, почву, которых очень мало на каменистых склонах. Учёные говорят, что вырубленный в горах лес может восстановиться не раньше чем через 200 лет. Некоторые учёные называют срок в 400 лет.
источник(Иван Иванович Шишкин: Над набережной 1887)
Все картины Шишкина И.И
Хвойные деревья передают иное настроение и смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погружённость в себя. Сосны и ели представляют часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царят глушь, сумрак, тишина и восхищение торжественным величием леса.
Познакомиться с жизнью этих великолепных созданий природы нам помогли картины Ивана Ивановича Шишкина (13.01.1832-8.03.1898). Это великий русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Родоначальник реалистического и даже «портретного» пейзажа.
Помимо живописи он увлекался механикой, историей, археологией, естественными науками. Сочинил собственное жизнеописание, выпустил "Историю города Елабуги", активно участвовал в раскопках. На родине живописца в Елабуге находится Дом-музей И. И. Шишкина - единственный в стране музей, посвященный знаменитому пейзажисту.
(Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина.1873)
Художник много путешествовал по просторам России, изучая особенности ее природы. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.
Самые известные картины Шишкина : “Рубка леса” (1867), “Рожь” (1878), “Среди долины ровныя...” (1883), “Лесные дали” (1884), “Сосны, освещенные солнцем” (1886), “Утро в сосновом лесу” (1889), “Дубовая роща” (1887), “Вид на острове Валааме ” , “Корабельная роща” (1898).
Картины великого русского художника И.И.Шишкина хранятся, кроме Третьяковской галереи, еще в свыше 40 музеях бывшего СНГ, в том числе Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, музеях искусств Нижнего Новгорода, Казани ,Рязани, Самары, в Тагагрогской картинной галерее, Ярославском и Тульском художественных музеях и других. Есть картины и офорты в Музее Шишкина в Елабуге(Татарстан). Рисунки и картины можно встретить и в частных собраниях. Картина "Сумерки. Заход солнца" , написанная художником в 1879 году , находится в Киевском национальном музее русского искусства(ул.Терещенковская,д.9)
Иван Иванович Шишкин умер 21(8) марта 1898 года. Смерть застала его за мольбертом с кистью в руках. «Он упал, как могучий дуб, пораженный молнией», — писал один из критиков, пользуясь любимым образом живописца.
Художник был похоронен в Петербурге. Вначале на Смоленском кладбище, а затем в 30–е годы XX века его прах перенесли в Некрополь Александро–Невской лавры.
Материалы и инструменты:
-лист плотной бумаги А4
-пластилин
-стека, кисть
-доска для лепки
-гуашь
-стакан для воды
Ход мастер-класса:
Начинаем работу над пейзажем с рисования стволов елей. Мы будем рисовать пластилином как мелками, растирая его по поверхности листа. У нас будет окраина елового леса и две главные ели в пейзаже. Одна ель находится совсем рядом с нами, а другая чуть дальше. Деревья очень высокие и верхушек нам не видно, мы словно стоим рядом с ними. Рисуем в вертикальном направлении коричневым пластилином.
Теперь еловые ветви-лапы, рисуем зелёным пластилином.
Во время рисования(растирания) пластилином образуются катышки, их нужно размазать пальчиками по направлению веточек.
В нижней части работы рисуем маленькие ёлочки и создаём в горизонтальном направление фон земляного покрова.
Синим пластилином закрашиваем оставшееся пространство работы, это небо.
Теперь нам нужно сделать контуры деревьев более чёткими. Скатываем тоненькие колбаски коричневого цвета и прилепливаем их на нужные места. Создаём стволы маленьких ёлочек.
На границе неба и земли нужно вылепить полосу дальнего леса. Будем использовать синий пластилин. Скатаем тонкую колбаску, расположим её на линии горизонта и слегка размажем её в сторону неба, в вертикальном положение, так словно делаем мазки кистью.
Пришло время ёлочек, и опять скатываем колбаски. Делать заготовки заранее не рекомендую, так как разогретый в руках пластилин лучше скрепляется с поверхностью работы. Можно скатать одну небольшую колбаску, разделить на несколько частей и поместить на нужное место. Так как детальки достаточно маленькие и тонкие, то для их закрепления можно использовать стеку.
Чем ниже ветви елочки, тем они будут более длинные и пушистые. Места соприкосновения еловых веточек слегка сглаживаем стекой.
Лепим вторую ёлочку.
Затем из тоненьких колбасок формируем ветви больших елей и кору деревьев.
Наша пейзаж практически закончен, можно оставить его в таком виде или доработать красками.
При работе гуашью важно чтобы она была хорошей консистенции(сметанообразная). Салатовым цветом усилим фон поля в далеке и зелёным на переднем плане работы, нарисуем листья папоротника возле ёлочек.
Коричневым усилим цвет стволов и добавим немного зелёного, это мох. Синим в самом верху подкрасим небо. Наш пейзаж елового леса завершён.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Пластилинография на тему: Зима для детей 1 - 2 класса
Пластилинография в начальной школе, 1-2 класс
Пластилинография на тему: Лето. Мастер-класс для детей 8-10 лет
Пластилинография Цветы к 8 марта своими руками, 1-2 класс