Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как нарисовать портрет Дедушки Мороза для детей от 5 лет. Мастер - класс с пошаговым фото

Портрет Дедушки Мороза для детей от 5 лет. Мастер - класс с пошаговым фото
Мастер-класс с пошаговыми фото "Портрет Дедушки Мороза гуашью" для детей от 5 лет
Сказки королевы Радуги: Картинная галерея Дедушки Мороза. Портрет
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель: создание портрета Дедушки Мороза в технике гуашь.
Задачи:
- познакомить детей с разнообразием видов жанра изобразительного искусства портрет, его классификациями;
- закреплять ранее полученные знания детей о жанрах изобразительного искусства;
- научить рисовать портрет Деда Мороза, Снегурочки;
- упражнять в построение наброска рисунка используя вспомогательные линии и геометрические фигуры;
- совершенствовать навыки работы с палитрой, умение работать в технике гуашь;
- развивать чувство композиционного цента рисунка, умение компоновать предметы композиции на формате;
- воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок чудный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это всё один художник.
Это все его картины...
(М. Лесна-Раунио)

Здравствуйте, уважаемые гости! Конечно же это Дедушка Мороз, самый искусный и талантливый в мире художник!
Он прошёл за сотни лет
Земли все и воды,
Дед Мороз, всесильный дед,
Дед седобородый.
Красит ёлки и кусты
Цветом серебристым,
Строит звонкие мосты
На стремнинах быстрых.
И на ранней на заре
Окна все, как льдины,-
Он рисует на стекле
Чудные картины.
То-берёзка, то-лыжня,
То-луга да горы…
Научил бы и меня
Рисовать узоры....
(А. Игебаев)

Дедушка Мороз не только искусный живописец, но и знаток, ценитель изобразительного искусства! У него даже есть своя собственная картинная комната.
В картинной галерее
Их очень-очень много.
На этой море видим,
А вон на той-дорогу.
Маслом, акварелью
Художников творенья. (Картины)
Картинная галерея это специально устроенное помещение, в котором развешаны картины и рисунки для рассматривания. Туда мы сегодня и отправимся!

Картин у Дедушки Мороза очень много, в картинной галереи он хранит и рисунки, которые присылают дети со всех сторон света. Все они разные, с разнообразными сюжетами и персонажами. И чтобы было удобно их рассматривать разделил, Дед Мороз, их на разные жанры, как полагается в изобразительном искусстве. Для каждого жанра живописи отвёл свою комнату.
В первой зале он разместил картины со своим творчеством. На них изображается красота родной природу, причудливые морозные узоры, заснеженные поля, застывшие, скованные льдом реки.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется - пейзаж.

Вторя зала рассказывает о богатствах земли Русской, о щедрых её дарах. О всём чем радует природа Матушка в осенние урожаи, летние сборы ягод и грибов. Можно узнать здесь и о умелых мастерах, увидеть различные предметы быта украшенные росписями-вазы, самовары, графины.
Если видишь на картине
Самовар ты на столе,
Или виноград в корзине,
Ели ветку в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Апельсины, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это…натюрморт.

Мы не будем надолго задерживаться у этих картин, а проследуем в самую любимую Дедушки Мороза комнату. Здесь он хранит подарки которые присылают ему дети и взрослые, и называется она портретная зала.
Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как... портрет.

Вот таким видели Деда Мороза наши далёкие славянские предки, называли его духом холода, и величали Трескуном, он же Студенец, Мороз.
Мороз или Морозко-могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях-олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.
Вход в портретную комнату начинается с лепных изображений-скульптур. Это потому, что когда-то портретный жанр тяготел к воплощению в скульптуре, поскольку в глубокой древности не было художников, досконально владевших кистью и способных передать игру света и тени. Изображение лица в глине удавалось лучше, и поэтому в те далекие времена основными были именно лепные портреты. Искусство живописи появилось намного позже.

Портрет-слово французского происхождения(portrait), означающее "изображать". Жанр портрета-это разновидность изобразительного искусства, посвященная передаче образа одного человека, а также группы из двух-трех людей на холсте или бумажном листе. Особое значение при этом имеет выбранный художником стиль. Рисунок лица человека на портрете-это одно из самых сложных направлений в живописи. Мастер кисти должен передать характерные признаки внешности, эмоциональное состояние, внутренний мир позирующего, его настроение.

На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост. Поза предполагает три вида: лицом(анфас), поворот "три четверти" в ту или другую сторону и в профиль. Портрет как жанр изобразительного искусства, содержит в себе безграничные возможности реализации художественных замыслов. Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый. Сначала всегда делается набросок, затем непосредственно рисунок в цвете.

Портрет разделяются между собой по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный и многие другие материалы. Они могут быть написаны в самых различных техниках и направлениях изобразительного искусства. И так как видов портретов очень много их делят на малые виды, классификации портрета, познакомимся с ними поближе:
Автопортрет-графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

Детский портрет. В русском искусстве появление первых детских портретов связано с западноевропейской модой изображения детей в образе мифологических персонажей. В елизаветинское время дети изображались как маленькие дамы и кавалеры, мальчики-обязательно в военных мундирчиках с деревянными ружьями, барабанами, ведь военное будущее было предопределено для всех дворянских детей.
В современном мире детский портрет связан с укладом жизни семьи, в нем как в зеркале отражаются общая атмосфера дома, отношения поколений.

Образ Снегурочки зародился очень давно, c самой глубокой старины, когда в северных областях языческой Руси в зимнее время бытовал обычай делать из снега и льда разных сказочных идолов. В преданиях древних славян часто встречается образ ледяной девочки, которая ожила. А потом она появилась в русском фольклоре под именем Снегурочка. В ранних советских иллюстрациях, в детских книжках Снегурочка изображалась маленькой девочкой.
Несколько позже, она повзрослела, и стала девушкой. Такой портрет называют женским, и художники каждой эпохи видели Снегурочку по разному.

Портрет включающий в себя не менее трех персонажей называют-групповой портрет.

Жанровый портрет-портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми.

Индивидуальный портрет-портрет, включающий одного персонажа. А вот если персонаж будет изображён на нейтральном фоне, его назовут интимным. То есть выражающим доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Этот портрет Дедушки мороза можно назвать мужским.

Конный портрет-разновидность парадного портрета. Парадный портрет-это портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура даётся на архитектурном или пейзажном фоне.

Шарж-сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.
Карикатура-(произошло от итальянского caricare-преувеличивать)-сатирический или юмористический портрет.

Портрет-картина-портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми.

А, это семейный портрет, Дедушка Мороз со своей внучкой Снегурочкой, хотя по древним легендам не внучка она, а доченька.

Говорить о жанре портрет можно часами, столь много различных видов и техник письма используемых в этом виде искусства. У художника при написании портрета есть выбор: изобразить лицо и одежду человека в соответствии с оригиналом или проявить творческий подход, создавая изысканную и необычную картину. Главным условием при этом остается сходство, которое играет главную роль.
Существует понятие-портрет, который написан «с головы» Данным термином называют те картины людей, на которых они изображаются не так, как они выглядят в действительности, а так, как они представляются художнику. Творец может изменить пропорции, поменять черты лица, сделать человека более веселым или же более грустным. Часто для того, чтобы нарисовать такой портрет, модель вовсе не требуется. Художник может восстанавливать картины реальности и свои фантазии у себя в голове, иными словами по представлению, а затем переносить все это на холст.

Материалы и инструменты:
-лист бумаги А3
-карандаш простой, ластик
-гуашь, кисти
-тряпочка для кистей
-стаканчик для воды
-зубная щётка
-палитра(лист бумаги, дощечка)
Ход мастер-класса:
Наша главная задача-это композиционное решение портрета. Нужно определиться с масштабом, композиционным центром и построить схему рисунка.
Начинаем работу с построения рисунка простым карандашом. Находим центр листа с помощью вспомогательных линий, по центру рисуем овал головы. Верхняя часть овала будет более широкой, нижняя более узкой, форма напоминает перевёрнутое яйцо.

Рисуем шапочку, и по середине лица разметку носа-дужками.

Далее рисуем разметку лица: глаза, брови, линию рта рисуем посередине между носом и подбородком. Усы рисуем между носиком и ртом дедушки. Вокруг овала головы рисуем бороду.

Рисуем линии плеча, ворот шубы и приступаем к работе с гуашью. Использовать будем синею гуашь, набираем краску и обводим силуэт широкой линией.

Тонируем фон горизонтальными, широкими мазками в одном направление. Затем смешиваем краски на палитре для получения тона лица. Для смешивания красок не обязательно пользоваться специальной палитрой, подойдёт и обычный лист бумаги. Сначала набираем на кисть белый цвет, затем немного охры и смешиваем до однородного цвета.

Полученным цветом окрашиваем лицо. Чтобы выделить носик используем чистый цвет охра(без примиси белого), рисуем тонкие линии и размываем их водой, делая плавные переходы от тёмного к светлому. Затем рисуем румяна на щёчках, делаем маленькие мазочки красного цвета с двух сторон.

Моем кисть и чистой водичкой аккуратно размываем красные пятнышки.

Работаем красным цветом: костюм Дедушки Мороза и губы.

Далее нам понадобится белая и синея гуашь. Белым цветом окрашиваем мех воротника и шапки. Затем на кисть набираем немного синей краски и приёмом примакивания создаем рельеф меха.

Также сначала чистым белым цветом окрашиваем бороду, усы и брови. Набираем на кисть синий цвет, и тонкими удлинёнными мазками рисуем волосинки. Белки глаз также разукрашиваем белым.

Когда краска на глазах высохнет рисуем синие зрачки. Белым цветом рисуем линии рукава, цвет размываем водой, так чтоб не был сильно резким. И приступаем к рисованию пейзажа. Зелёным цветом намечаем силуэты елей на втором плане работы.

Ели полностью окрашиваем зелёным цветом, то есть заполняем всё свободное пространство возле дедушки, лес находится позади фигуры. По мокрому зелёному цвету ёлок рисуем мазки салатового цвета, прорисовываем ветви. Если данного цвета нет в наборе гуаши, по получаем салатовый при смешение зелёного и жёлтого.

Теперь на елях делаем белые мазочки-снежок. И рисуем белый силуэт месяца.

Силуэт месяца размываем водичкой, добавляем в небо белые разводы(белый цвет разбавленный водой).

В бороду добавляем мазки осветлённой охры(смешиваем белый и охру), этим же цветом выделяем силуэты лица и бороды. В глазки добавляем белые и чёрные пятнышки.

Рисуем луну жёлтым цветом, внутри белого силуэта, и жёлтое сияние по небу-свет луны.

Наш портрет Дедушки Мороза почти завершён. Последняя деталь-набрызг белого цвета с помощью зубной щётки(снежок).

Я не обременяю детей срисовыванием предложенного варианта, а всегда призываю к самостоятельным решениям, поиску и применению тех приёмов и навыков которыми они уже овладели. У детей всегда есть выбор, что нарисовать в рамках общей для всех темы, используя как основу предложенные формы построения предмета в разных вариациях.

Вот к примеру та же начальная схема построения портрета, но в женском варианте.

Здесь немного меняем композицию, сдвигаем фигуру в сторону, и уделяем чуть больше внимания лесной красавице.

Так же обводим контуры рисунка толстой линией. При окрашивание фона используем два цвета-оранжевый и жёлтый. Мазки горизонтальные, поочерёдно набираем на кисть то один, то другой цвет, воду используем не для промывания кисти, а для плавного перехода между цветами.

При высыхание красок тон фона будет значительно светлее, чем первоначально. Силуэт ёлки сначала слегка смочим водой, затем мазочками зелёного цвета заполним силуэт. Работаем именно мазками(вертикальные под наклонам в левую и правою сторону) иначе нужного эффекта еловых веток не получится.

Вводим мазки салатового цвета, и оставляем ёлочки сохнуть.

На палитре получаем цвет для лица(охра и немного белого), и голубой цвет для костюма Снегурочки. Волосы окрашиваем жёлтым цветом.

Охрой оттеняем волосы, рисуем линии(удлинённые мазки) и слегка размываем их водой. Белым рисуем глаза и разукрашиваем мех. Охрой создаём ворс на мехе, когда белый цвет на глазках высохнет рисуем голубые зрачки(не раньше, а то получится клякса).

Коричневым выделяем контуры лица-глаза, брови, нос и волосы Снегурочки. И украшаем костюм белыми серёжками на кокошнике и волнистыми узорами.

В завершение образа делаем набрызг(зубная щётка) белым цветом.


Ночью в поле снег летучий,
Тишина.
В тёмном небе, в мягкой туче
Спит луна.
Тихо в поле. Тёмный, тёмный
Смотрит лес.
Дед Мороз, старик огромный,
С ёлки слез.
(М. Клокова)

Работы моих деток(5-6 лет).







Спасибо за внимание! Творческого вдохновения и прекрасного настроения!

Рекомендуем посмотреть:

Рисование в старшей группе на тему: Новый год Рисование в детском саду на тему: Новый год. Старшая группа Рисование Деда Мороза пошагово для детей Новогодняя открытка с Дедом Морозом своими руками

Похожие статьи:

Как нарисовать Деда Мороза

Рисование Деда Мороза с дошкольниками

Урок рисования Деда Мороза для детей 6-7 лет

Участник №16 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Роспись стен своими руками. Мастер-класс с фото | Декоративное панно Цветы своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3243 дня назад (5 февраля 2016)
Просмотров: 10171
+23
Голосов: 25
Анна Николаевна Крутова # 6 февраля 2016 в 01:24 +1
Очень не плохо!
Марина Геннадьевна Шабанова # 6 февраля 2016 в 03:33 +2
Наталья Александровна, замечательные портреты получились. Достойное украшение интерьера! Интересная информация прекрасно дополняет Ваш МК. Работы деток восхищают. Запись оформлена по всем требованиям сайта, фотографии пошагово иллюстрируют процесс творчества, цель обозначена и достигнута, задачи решаются. Примите от меня голос в поддержку. №2.
С уважением М.Г.
Софья Владимировна Юхнина # 6 февраля 2016 в 07:50 +3
Наталья Александровна, здравствуйте! С удовольствием прогулялась по выставке портретов Снегурочек и Дедов Морозов, которые нарисовали дети, ЗДОРОВО! Вступление Вашей публикации очень познавательное и интересное. МК оформлен в соответствии с правилами сайта. Мой голос +3, УДАЧИ!!!
Александр Семенович Жбанов # 6 февраля 2016 в 08:52 +3
Наталья Александровна! Спасибо за красоту, которую я сегодня увидел! Действительно, как будто побывал на самой выставке! Замечательный материал,красиво оформленный, богатое, насыщенное содержание. Детки просто не имели права не справиться с работой. Отличный мастер-класс, великолепные детские работы! Спасибо Вам, удачи в конкурсе!!!
Наталья Николаевна Ноздрякова # 6 февраля 2016 в 11:33 +4
Добрый вечер, Наталья Александровна! Здорово, просто супер. Отличный мастер класс, попробую по вашему мастер классу тоже сделать портрет Деда Мороза. Желаю вам творческих успехов. Голосую!
Елена Викторовна Багрова # 6 февраля 2016 в 11:47 +3
Здравствуйте, Наталья Александровна!
Целую экскурсию Вы организовали и провели для нас. Ребята смогли узнать названия жанров изобразительного искусства.
МК подытожил полученные знания, и у всех ребят получились замечательные портреты Дед Мороза и Снегурочки. Они показали свою индивидуальность, свое видение персонажей, применив, все свое умение и мастерство. работы добрые, яркие.
Спасибо! Примите голос! Удачи!
С уважением!!!
Вера Олеговна Мохан # 6 февраля 2016 в 19:23 +2
Поделка интересная, МК подробный и доступный. Желаю вам дальнейших творческих успехов и идей. Принимайте голос +1
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 6 февраля 2016 в 21:28 +1
Наталья Александровна, открою вам секрет, всегда захожу к вам в гости с надеждой, что узнаю что-то очень интересное. Вот и в этот раз, меня моё чутьё не подвело, какая же у вас богатая вступительная часть, готовый материал для презентации. Сам же МК на высоте, только вот Снегурка грустноватая, наверное это объясняется тем, что скоро уж весна. Успехов вам и новых таких же ярких работ!
Голос!
С уважением, Т.Н.
Ермакова Наталья Александровна # 6 февраля 2016 в 22:41 0
Татьяна Николаевна, здравствуйте! Всегда рада Вашему визиту и мнению, спасибо! А, Снегурочка действительно грустная, но кто сказал, что она должна всегда улыбаться? Я всегда её вижу такой, немного лиричной, чуть -чуть грустной, как сказал о ней Островский: "Дочь Весны и Мороза, Снегурочка—всем чужая. Она «не знает любви совсем». Ее влекут «людские песни», страстные и печальные напевы любви. Снегурочка томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. Но «младенческая душа» Снегурочки спит, никто не может пробудить в ней «желание любви». Еще не зная любви она узнает «мучительную ревность», зависть к чужому счастью. Она чувствует себя «обманутой, обиженной, убитой», когда пастух Лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни Купавы..."( литературный портрет). С уважением, Наталья Александровна!
Таисия Алесандровна Казеева # 6 февраля 2016 в 21:46 +1
Большое спасибо за Ваш мастер-класс, очень интересная информация про Деда Мороза,полезно почитать и иллюстрации к тексту понравились, многие вижу первый раз. Естественно мастер-класс замечательный, ну а шедевры детского творчества вообще оценить невозможно, люблю детские работы в них столько искренности. Спасибо вам за удовольствие!
Татьяна Александровна Толстикова # 6 февраля 2016 в 23:33 +2
Наталья Александровна, добрый вечер! Ещё одна замечательная публикация, с очень интересным и содержательным информационном блоком и таким грамотным и понятным мастер-классом. А какие милые и трогательные получились работы у детей. С удовольствием голосую. Всего вам самого доброго!
Алла Ивановна Ефимова # 7 февраля 2016 в 00:22 +1
Какая интересная и насыщенная вступительная часть. Подробный мастер - класс, все четко, понятно и доступно.
В восторге от работ.Детки молодцы.
Принимайте очередной голос в свою копилку.
Наталья Леонидовна Шустелева # 7 февраля 2016 в 14:00 +1
Добрый день! Очень насыщенный, познавательный мастер-класс. Все подробно расписано, понятно не только взрослым, но и начинающим художникам. Попробовала изобразить деда Мороза по вашему мастер-классу. Очень даже симпатично получилось. Детским работам отдельное спасибо! молодцы! Спасибо Вам за работу! С удовольствием проголосую!!!
Марина Викторовна Киселева # 7 февраля 2016 в 15:08 +1
Наталья Александровна!
У Вас прекрасные работы!
Дети молодцы!
Благодарю за мастер - класс!
Удачи!
Ольга Станиславовна Средина # 7 февраля 2016 в 20:25 +1
Великолепный мастер - класс! Богато иллюстрированная вступительная часть, хорошо проработанная практическая и отличный результат! (Очаровательны детские рисунки)!
ГОЛОС!
Пасынкова Ирина Викторовна # 8 февраля 2016 в 00:34 +1
Наталья Александровна, здравствуйте! Спасибо за подробный мастер-класс! Работы замечательные! С удовольствием голосую!!!
Любовь Владимировна Ульянова # 8 февраля 2016 в 01:19 +1
Наталья Александровна! Какой объём работы вы проделали!!!Поэтому и результат у детских работ хороший! Вы молодец, успехов в дальнейшей работе и творческого вдохновения!
Светлана Александровна Рындина # 8 февраля 2016 в 14:44 +1
Наталья Александровна,вам голос за м-к по рисованию портрета Д.М.! МОЛОДЦЫ, работы замечательные!ПОБЕД Вам!!!
Татьяна Анатольевна Ганичева # 11 февраля 2016 в 08:55 +1
Добрый день, Наталья Александровна! С удовольствием посмотрела Ваш материал и восхищаюсь Вашим талантом! На самом деле-оказывается, не очень сложно нарисовать портрет, не просто портрет, а портрет самого Деда Мороза! Достаточно простой и доступный для детей способ изображения персонажа. А какие работы детей! Настоящие художники!!! На протяжении всей работы дети, а это видно, стараются, аккуратно прорисовывают детали, подбирают и смешивают краски, это воспитывает в них художественный и эстетический вкус.Обязательно возьму на заметку. Успехов в творчестве!!!
Анна Васильевна Венгеренко # 27 февраля 2016 в 14:06 +1
Наталья Александровна, здравствуйте!Была очень удивлена. Спасибо за вашу работу. Много интересного и сказочного вначале работы. И легко и просто, отдыхая (как в музея) можно путешествовать читая Ваш материал. Я немного увлекаюсь, рисую по необходимости. Всегда трудности вызывали лица, изображения людей. С вашем мастер классом возможно и практически легко научить ребенка рисовать Дедушку Мороза. Еще раз спасибо!Успехов в дальнейшей творческой деятельности!
Александра Николаевна Старостина # 7 марта 2016 в 23:15 +1
Работа очень интересная!Мне тоже очень понравилась!Спасибо!
Вера Владимировна Вилисова # 12 марта 2016 в 09:34 +1
Спасибо большое за такой простой и подробный мк. Возьму на заметку, думаю, что пригодиться мне это. Просто супер и все понятно. Голос!
Валентина Николаевна Мельникова # 16 марта 2016 в 21:11 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна, замечательные портреты получились у ваших воспитанников! МК это просто шедевр! А интересная информация прекрасно дополняет ваш МК. Работа оформлена по всем требованиям сайта, фотографии пошагово показывают процесс превращения чистого листа бумаги в творчество! Мой голос вам!
Татьяна Анатольевна Белашова # 5 апреля 2016 в 17:13 +1
Ещё одна замечательная публикация, с очень интересным и содержательным информационном блоком и таким грамотным и понятным мастер-классом
Жанна Генриховна Ищенко # 13 апреля 2016 в 00:04 +1
Наталья Александровна, замечательные портреты получились. Достойное украшение интерьера! Примите голос!
Елена Петровна Мельниченко # 24 апреля 2016 в 18:15 +1
Здравствуйте! хоть я и новичок на сайте, но знакомлюсь уже не с первым Вашим мастер-классом.Вы просто УМНИЧКА!Все очень понятно, пошагово.А беседа о жанрах живописи очень доступная, действительно прошлась как по музейным залам. Обязательно использую Ваш материал в работе, ну а когда наступит зимушка-зима, тогда и порисовать с детишками попробую. Мой голос Вам!