Роспись стен школьного кабинета в стили русской народной избы своими руками
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель дополнительного образования высшей категории, МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова, город Великие Луки, Псковская область
Цель: создание интерьера кабинета технологии в стиле "Комната русского быта"
Задачи:
- создать условия для организации интерактивного музея "Комната русского быта";
- выполнить роспись помещения кабинета технологии в русских традициях.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи —
На свете правды больше станет.
(1979 г. Валентин Берестов)
Доброго времени уважаемые друзья и гости!!! Сегодня хочу начать рассказ длинною в два года, и очень верю с большим продолжением! Хочу предложить вашему внимаю историю создания двух необыкновенных кабинетов: "Комнату русской сказки" и "Комнату русского быта". Это будет небольшая серия фотоотчётов, мастер-классов, рассказов, о том как рождается сказка, о истории нашей Великой Родины!
Итак, в августе 2020 года волею судьбы я оказалась а общеобразовательной школе!
Это для меня было большим стресом, но и глотком свежего воздуха, некая новая ступень в развитие и самореализации!
Прошло два года, уже не страшно - любо, я на своём месте!!!
У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии, день мой начинается уроками и заканчивается ими. Преподаю детям предмет технологии и веду занятия по внеурочной изобразительной деятельности. Паралельно преподаю в ДХШ им.Алексея Алексеевича Большакова, работаю с собственной маленькой домашней мастерской "ЛУКОМОРЬЕ".
Главное для меня - это творчество, творчество без границ и ограничений. Я очень люблю историю и стараюсь привить эту любовь детям. Стремлюсь с помощью изобразительного искусства донести детям любовь и гордость к Русской Земле - Матушке, чтобы каждый урок стал для детей незабываемым.
Когда я смотрю на одухотворённые лица детей, погружённых в творческий процесс, я понимаю, что именно моя работа позволяет мне почувствовать себя счастливой! Я считаю, что учитель должен не просто научить чему-то, он должен научить любить. Любить то, чему учит! Любить людей, любить Родину, любить жизнь!
Стояла я на пороге совершенно пустого на тот момент кабинета, у меня был всего месяц до начала учебного года, и не знала с чего начать.. Одно я знала точно, что здесь должна родиться сказка! Да, не простая, славянская! В новое жильё я вошла со старым Домовым Фёдором, потому как мои сказки начинаются именно с него. И тут вспомнилась народная мудрость: "Не знаешь как поступать, делай всё по традиции."
Решила я вернуть то, что нашим детям по праву принадлежит, то чему учила меня моя бабушка Наташа, а её другие бабушки - умную и добрую сказку о бывалом.. Захотелось создать не просто творческую мастерскую, но и мифологическую ( не греческую - хотя наши мифологи и схожи), историческую и познавательную среду.
То место, где дети не просто будут творить потому что надо, а потому что интересно и хочется.
Хотелось создать такое место, которое бы стало одними из самых популярных мест в нашей школе, где проводились бы не только уроки, но и кружки, мастер-классы, где можно просто поиграть или заняться творчеством, пообщаться или спокойно поразмышлять.
В работе конечно я использовала любимые мною материалы и инструменты: водоэмульсионка белая, гуашь, лак акриловый, кисти, карандаш, баночка для воды, тряпочка. Чуть не забыла, и акриловая бронзовая краска..
Для оформления кабинета я использовала старые трафареты, которыми создавала интерьер своего дома. Как их сделать можно посмотреть [hide
https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-aleksandrovna-ermakova/rospis-sten-doma-v-slavjanskih-tradicijah-svoimi-rukami-poshagovaja-instrukcija-s-foto.htmlтут..[/hide]
Фотоотчёт о проделанной работе:
Начала со стен - с помощью губки, коричневой гуаши и большого количества воды затонировала всю их поверхность.
Далее как в старину, строим дом и защищаем его.
Мир наших славных предков состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны, именно это мироустройство нашло своё отражение в домовой росписи и деревянных узорах, их композиционном построение.
Изначально с помощью трафарета и простого карандаша я нанесла рисунок, затем выполнила его с помощью синего колера и белой водоэмульсионной краски.
Каждый узор, вплетаемый в орнамент имел строго определенное место. Одни символы были прямым обращением к богам, или силам природы, другие были способны стереть грань между мирами, третьи служили оберегами, отвращающими темные силы, все узоры несли в себе магическую силу.
Данный орнамент называется "Небесные хляби". Магическая система защиты предусматривала в себе изображение неба как вместилища дождевой воды, необходимой для роста всего живого.
Небо состояло из двух уровней:
1. "Небесная твердь" (верхнее небо), в понимании наших пращуров она удерживала «хляби небесные» где-то в недосягаемой вышине над воздушным пространством обычного неба. Это раздвоение неба отразилось в русском языке в словах "небо" (единственное число) и "небеса" (множественное число).
2. "Хляби небесные" (запасы воды на небе), хранящихся на уровне "верхнего неба" находящегося над "средним небом", по которому движутся Луна и Солнце. Сильный дождь, ливень определялся фразой: «разверзлись хляби небесные», то есть открылась, получила свободу небесная вода и ринулась вниз, на землю. Изображаются они как волнистые линии или отчетливые полукружья.
Славяне представляли себе дождевые струи как поток молока Матери-богини, поэтому волнистые линии или круги, полукруги символизировали грудь питающей землю богини плодородия. Груди изображались в виде узора, где этот сюжет является повторяющимся.
Затем коричневой гуашью начала создавать имитацию бревенчатых стен. При рисование брёвен я наносила линию коричневого цвета, а затем растирала её влажной губкой.
Главный элемент славянского дома - это печка. В процессе работы нашлось место и для неё.
Силуэт печи я окрасила белой водоэмульсионной краской.
Половину площади кабинета оформила в виде бревенчатых стен.
Трубы спрятала за имитацией берёзок. Сначала водоэмульсионная краска, затем полоса серого цвета (водоэмульсионка + чёрная гуашь). И чёрточки (гуашь).
Выполнил брёвна я вернулась к обереговой росписи.
Главным и центральным защитным знаком в оформления всегда было Солнце-самое почитаемое божество у славян. В узорах оно представлено, как солярный знак-стилизованное символическое воплощение солнца, и воспринимается как выражение мощной силы, энергии и сияния жизни, несущего тепло.
Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья.
И конечно, самым важным событием в жизни наших предков было рождение, и женщина-мать так же являлась одной из основных фигур в украшение. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - "Берегиня-Рожаница", дарующая жизнь, олицетворяющая женское начало, иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Изначально нанесённый орнамент я заполнила бронзовой акриловой краской.
Всё детали росписи я сначала нанесла карандашом с помощью трафаретов, затем выполняла в цвете.
Обводку орнамента выполняла гуашью.
Вот такая получилась присказка, ну а сказка впереди!
Благодарю за внимание, до новых встреч!!!
Рекомендуем посмотреть:
Манекен - пособие для кабинета обслуживающего труда своими руками
Рисование "Русская печь" поэтапно с фото