Славянские обереги для сада своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер-класс с пошаговым фото: славянский оберег Чур для сада своими руками
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть полезен всем кто увлекается творчеством, славянской культурой и традициями.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением садового участка, украсит интерьер любого дома, станет прекрасным подарком для родных и близких людей.
Цель: создание фигур для украшения сада из подручных материалов.
Задачи:
- учить детей созданию садовых фигур из подручных материалов (дерево);
- совершенствовать навыки росписи объёмных изделий;
- развивать воображение и фантазию, творческий потенциал детей посредством работы с разными природными материалами;
- воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего народа, интерес к дизайнерской работе в оформлении садового участка.
"Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности […] Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие." А.С Пушкин.
Здравствуйте, уважаемые гости! Есть такие люди, чей след и свет души остаётся в памяти людской на века, а мысли и деяния становятся примером для многих поколений! Такой след оставила, знакомая всем с детства, любимая няня Александра Сергеевича Пушкина.
Арина Родионовна была наследницей древних знаний, знала уцелевшие древние сказания, передававшиеся из поколения в поколение на протяжении тысячелетий, знала великий былинный русский эпос. А, сколько Арина Родионовна знала пословиц, присловий, поговорок, сказок. Именно эта простая русская женщина ввела Александра Сергеевича Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев, привила любовь и интерес к народным обычаям и традициям.
Арина Родионовна стала для нас символом доброты и мудрости, она дарила поэту свою любовь, была для него другом, няней, педагогом. Она стала символом всех бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к своей Земле, своему народу, традициям. Благодаря этой любви дети вырастают и становятся людьми любящими свое дело, свою семью, свою Родину.
На протяжении веков, ничто так целенаправленно не искоренялось и уничтожалось, как славянская культура и история славянских народов! Арина Родионовна сыграла значительную роль в возвращении "исконно русского языка", легенд и сказаний, которые делают пушкинские произведения актуальными до сих пор.
Именно Александр Сергеевич Пушкин был первым, кто увидел в народе не пассивную массу, не "объект", а активного участника исторического процесса, а в фольклоре не экзотику, а живую душу народа. К теме сказок он приступил уже зрелым писателем, когда его творчество было широко известно и принято публикой. Сказки же ожидала совсем иная участь, их признание затянулось на долгие годы. Критики разных литературных ориентаций увидели, например, народность поэмы "Руслан и Людмила" в ее "грубом*, "площадном", "подлом" демократизме, а "Сказка о царе Салтане..." была объявлена даже "подделкой" под "наружные формы старинной русской народности". Примерно такая же участь постигла и другие сказки Пушкина, появившиеся в печати позже.
Сейчас сказки А.С. Пушкина имеют всемирную известность, именно они приобщают детей к миру славянской мифологии, знакомят с её историями и былинными героями.
За 1000 лет минувших с момента крещения Руси многое было забыто или потеряно. Но, нам всем повезло родиться именно в это время, когда на наших глазах возрождается всё давно забытое, но исконно родное-славянские традиции и обычаи. Сложными и трудными путями пробивается славянская мифология к нынешним россиянам. Но несомненна ее ценность для этнического самосознания народа. Она питала творчество не только A.С.Пушкина, но и Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Отечественная мифология, нашла отражение в живописных произведениях В.М.Васнецова и И.Я Билибина, М.А.Врубеля и Н.К.Рериха и композиторов П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, способствующих осознанию ценности национальной культуры.
("Баба-Яга" И.Я Билибин, "Гамаюн" В.М. Васнецов)
В последнее время возрождение славянской культуры для многих стало модной темой, проводятся мастер-классы, изготавливаются обереги, вновь празднуются давно забытые праздники. Для иных людей-это праздный интерес, для других приобщение к истокам родной культуры, открытие родовой памяти. Сегодня я хочу рассказать об Обереге, что это, вернее кто?
Пелен, Оберег, Покров-всё это имена одного славянского Бога, сына высших Богов-Лады и Сварога, Бога защиты и оберегания. Это от его имени в русском языке появилось слово "пелена", то что со всех сторон окружает нас и заволакивает (пелена тумана, пелена дождя). В пелене, мы как в коконе, закрыты от окружающего мира. А также производные от Пелена-пелёнки, пеленание-всё для укрытия и пеленания малышей.
А знаете ли Вы, что "Чур моё, Чур мне, Чур тебя!"-это не просто слова из детских считалок и игр, а волшебные слова заклинания, обращение за помощью к Богу Чуру. Он является внуком Сварога и Лады, сыном Пелена, или Оберега.
( Город Омск, стена дома на улице Харьковской, 19 "Чур-чурило".)
В одной из славянских легенд говорится, что войско Велесова, войско защитников нашего мира разделилось. Одна часть этого войска осталась на небе, а другая спустилась на землю, чтобы помогать всему живому и защищать от разных бед. Одним из тех, кто спустился с неба стал и Бог Чур. После того, как Сварог закончил создавать землю, он наказал своему внуку разделить эту землю между людьми. Когда Чур явился перед ними, те начали кричать, «Чур, мое, Чур, мне!». Так и повелось, люди продолжают выкрикивать эти фразы до сих пор, особенно дети.
После того, как Чур раздал наделы земли, он приказал людям выстрогать из деревьев бревна, которые бы обозначали границы этих земельных участков. Никто не смел присваивать чужую собственность и передвигать эти бревна, которые со временем стали называть Чурами, или Чурками. Позднее из этих бревен стали вырезать самого Бога Чура и свои семейные знаки, чтобы напомнить всем, кто является истинным охранником и владельцем земли.
Бог Чур считается очищающим, избавляющим от всего нечистого и злого. Чуром также называют Капь, образ Бога в изваянии. Без Чура невозможно довести до конца ни одного старославянского обряда, ибо он истинный защитник, вселяющий ужас во все нечистое.
В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи.
Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура. Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоеванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор.
Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих-прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями.
Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав:
«Чур меня!», то есть попросить: «Чур, побереги меня!»
Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его:
«Чур тебе на язык!» - и злое пожелание не сбудется. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: «Чур, мое!» - добрый и древний Чур побережет твою находку только для тебя одного.
("Чур в образе волка" Ю.Никитина)
Традиция раздела земли сохранилась в современном мире, нашла своё отражение в геральдике. Чуру соответствуют пограничные и верстовые столбы на гербах многих областей нашей необъятной Родины.
В одной из легенд рассказывается, что есть у Чура один серьёзный недостаток, он больше всего на свете любит он поспать. Даже когда не спит, Чур постоянно ощущает потребность улечься спать, зевает во весь рот, прикладывается на всякое место, которое только может показаться удобным для того, чтобы поспать. А как засыпает бог охраны, так тут же и случаются всякие нехорошие дела-воровство начинается и прочие посягательства на собственность. Надо в таких случаях будить Чура, заставлять его проснуться и не дать силам зла овладеть тем, что им, этим силам не принадлежит.
Чур может приходить в наш мир, спускаясь с небес. Делает он это обычно тогда, кода чувствует, что собственность чья-либо оказалась под угрозой. Конечно, не всегда Чур успевает вовремя, но очень старается. Может быть, в силу этих стараний и сохраняется большая часть собственности добрых людей в целости. Именно Чур в стародавние времена навел людей на мысль о создании замков, чтобы тем самым облегчить свою участь, ведь туда, где есть замок, ворам и прочим злоумышленникам проникнуть бывает сложнее. Однако шло время, и злые люди стали учиться проникать и туда, где замки должны были охранять богатства и жизни. Тогда стал Чур наводить людей на более совершенные способы защиты своей собственности. Являлся Чур в наш мир невидимым, приходил к какому-нибудь умному человеку, садился возле него и подсказывал тихонько да незаметно какую-нибудь очень хорошую идею. Так, например, человечество с подсказки Чура изобрело железные двери, кодовые замки, домофоны и сигнализации. Всем этим Чур способствует охране добра.
Говорят, что выглядит Чур как самый обычный человек. Он вполне молод и жизнерадостен, у него рыжие волосы, рыжие усы и рыжая густая борода. Чур всегда бывает добрым к тем, кто является хорошим человеком, и будет зол на людей злых, на разного рода воров, разбойников, грабителей.
Иногда Чур появляется в сопровождении какого-либо из тотемных своих животных-это либо собака, либо кошка. Такое странное соединение традиционно в природе враждующих животных не должно смущать. Собака и кошка олицетворяют собой важные и пересекающиеся функции Чура. Собака соответствует функции охранной, а кошка-функции связанной с домашним очагом.
Умилостивить Бога Чура, или отблагодарить за добро можно любой подходящей едой для птичек. Еда раскладывается, крошится, разбрасывается на определённом месте, например на кормушке или выбранном для этого месте. Делается это для того, чтобы птички небесные от имени бога Чура смогли поклевать эту еду и таким образом принять жертву в честь бога охраны. Дожидаться, пока прилетят птички, не надо, можно спокойно идти домой и быть спокойным за сохранность не только своего имущества, но и куда как более ценного-семьи, например, или чести.
Откровение и наказ Бога Чура роду людскому
Имя мне-великому богу-Чур. Я в ответе за нажитое честным трудом имущество ваше, за ваш достаток, за благополучие семейного очага. Я люблю людей и потому всегда стараюсь по первому же зову прийти на помощь, если вдруг случается так, что вашему благополучию угрожает какая-нибудь опасность. Только громче зовите меня, потому что после трудов своих праведных по охране ваших угодий могу я изрядно устать и лечь спать.
Почитайте любезных и любимых животных моих-кошку с собакой. Всякая собака сторожевая меня заменяет, когда занят я или же когда сплю. Собака строго смотрит, не идет ли кто плохой, не посягает ли он на имущество ваше, на ваше благополучие. И если где-то поблизости злоумышленник, то собака рассердится и громко залает, напугав нехорошего человека. Кошка же ласкова и добра. Если приключился спор в семье или даже ссора, то кошка от имени моего подойдет и приласкается, добротой своей и моей спор завершив.
Но злые люди пусть страшатся меня! Пусть тот, кто не хочет жить честно, кто посягает на чужое добро и ищет легких путей для счастья, тот пусть потом не обижается, когда приду и я задам негодяю! Берегись, коли не хочешь трудиться, коли не хочешь жить честно и по совести, а хочешь только вредить всем другим людям, хочешь отбирать тебе не принадлежащее и тем самым горе приносить всем другим. Я приду и накажу так, что навсегда пройдет охота шкодить. Я, Чур, могу быть очень и очень грозным богом с теми, кто не желает жить по чести и по совести!
Говорят, что живёт Чур в мире с домовыми, но преследует леших и кикимор. Так что такого красавца неплохо иметь дома или на приусадебном участке, он и дом украсит и нечисть разгонит. И офис ваш охранять будет надежно, а кто пожелает, тот пусть картинку на сайт свой поставит, хоть вирусов у вас Чур почурает, да доброе сердце от злых людей сбережёт.
Добро пожаловать на мастер-класс!
Материалы инструменты:
-деревянное полено (обструганное)
-водоэмульсионная белая краска
-гуашь
-кисти
-банка для воды
-тряпочка
-лак
Ход мастер-класса:
Всё началось с того, что жилищная контора спилила во дворе все старые деревья, и так у нас появился материал для работы. Небольшие по размеру полена с сучками обтесали, для причёски сделали зазубрины, в этом мне помогал мой любимый муж. Ну, а дальше дело за росписью.
Далее требуется покрыть изделие слоем водоэмульсионной краски, а после высыхания основным тоном для росписи, в моём случае это охра (гуашь).
Теперь работаем над образом. Всю роспись Чура выполняем гуашью. Коричневой гуашью намечаем черты лица (морщинки, усы с бородой). Зрачки выполняем голубым цветом, с небольшими мазками белого и синего цвета, в углублениях. Белым цветом намечаем форму глаз и линию оплечья (повязка на голову).
Продолжаем работу коричневым цветом, оттеняем глаза, рисуем брови. Делаются мазки, затем они слегка растушёвываются полусухой кистью (размываются чистой кистью). Добавляем морщины, линии бороды, щёк. По коричневому вводим мазки белого цвета, им же рисуем рот.
Волосы рисуем полусухой кистью, коричневым цветом. Как бы втираем краску в поверхность изделия. И коричневым делаем разводы по основному цвету, на задней стороне Чура.
Вот так выглядит Чур с боку.
Теперь делаем глаза выразительными. На белках делаем мазочки голубого цвета. И чёрным прорисовываем контуры глаз, веки, реснички и брови, выделяем носик.
Черными линиями прорисовываем морщинки на лбу и под глазами, брови, и размываем их водичкой.
Далее работа белым цветом. Мазками прорисовываем брови, ресницы и линии бороды.
По краю коры рисуем красный кантик.
Волосы оттеняем чёрными размывками, а так же полусухой кистью.
Теперь рисуем чир. Чир-это синоним слова символ, употребляется в контексте славянских богов и обозначает знак божества, это как ДНК бога на кумире (деревянное изваяние бога).
Теперь венок на голову. Делаем мазки, используя двойной набор цвета на кисть (с одной стороны белый цвет, а с другой зелёный).
Листики выделяем чёрными линиями.
По высыханию красок оберег Чура покрываем лаком, и сторож границ наших владений готов к работе.
Сделаем ему пару и помощницу. Солнечную Огне-Деву, олицетворение сил природы, помощницу людям, дочь Даждьбога-летнего(Ярило).
Принцип работы тот же, покрываем изделие водоэмульсионной краской. После высыхания красочного слоя приступаем к росписи гуашью.
Основной цвет оберега-охра, волосы будут рыжими. Затем белой гуашью намечаем овал лица и его черты.
Далее работа коричневым цветом. Оттеняем нос, глаза, брови, рисуем губки и ямочку на подбородке. Отдельные линии размываем водичкой, создаём плавные переходы от тёмного к светлому.
Глазки будут зелёные, белки тоже оттеняем нежно зелёным цветом.
Волосы разукрашиваем насыщенным оранжевым цветом. Рисуем чёрным чир Огненной Девы (называется-вилы).
Рисуем цветочки на венке используя двухсторонний набор цвета на кисть (белый и синий).
Затем добавляем мазки-лепестки сиреневого цвета и листики.
Чёрным прорисовываем глаза, брови и контур лица и шеи.
Оттеняем носик, щёчки и губки. В зелёные зрачки добавляем мазки синего и белого цветов.
Оживляем цветочки чёрными линиями. Под подбородком на линиях шеи делаем размывочки чёрного цвета-тени.
Пряди волос прорисовываем чёрным цветом.
Возле коры рисуем контурную красную линию.
Работа закончена, остаётся покрыть её лаком.
Во дворе на импровизированный частокол из вкопанных в землю полен прикручиваем саморезами изделие, перевязываем красной тесьмой. Но это совсем другая история.
Благодарю за внимание! Желаю всем добра, семейного счастья и творческого вдохновения!
Рекомендуем посмотреть:
Кукла из шпагата своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Куклы Неразлучники своими руками
Кукла оберег своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Кукла Кувадка. Мастер-класс
Похожие статьи:
Рождественская обрядовая кукла «Коза» своими руками
Оберег Домовой своими руками
Обереги своими руками
Домовой своими руками. Мастер-класс
Обереги из соленого теста. Мастер-класс