Консультация родителей и педагогов по коррекции устной и письменной речи
Назначение: информационно-познавательная статья-консультация для родителей и педагогов.
Цель: познакомить родителей и педагогов с нарушениями устной и письменной речи у детей.
Задачи: познакомить родителей и педагогов с речевыми нарушениями; научить видеть нарушения письменной и устной речи у младших школьников; познакомить с простыми упражнениями по коррекции речевых нарушений.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Таких детей рано или поздно направляют к логопеду.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью высших психическихфункций, участвующих в процессе овладения письма.
Как узнать, что у ребёнка дисграфия?
Дети с таким нарушением не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пропуски, перестановки, замены букв (Н-р, вместо Б он слышит и пишет П, а Ц заменяет на Ч), слогов – частые ошибки дисграфика.
Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
На что нужно обратить особое внимание:
· Если Ваш ребенок левша.
· Если он - переученный правша.
· Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
· Если в семье говорят на двух или более языках.
· Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
· Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
· Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
· Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Чем могут помочь родители в устранении дисграфии у детей — младших школьников?
• Всегда нужно стараться создавать такой настрой, при котором ребёнок чувствует удовольствие от упражнения — игры.
• Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.
• Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
• Если в школе задают писать большие тексты, разбейте его на части и, проговаривая каждое слово, записывайте.
• Не нужно переписывать домашнее задание по нескольку раз, даже если там много ошибок. Это не принесёт пользы, а только подавленное состояние.
• Хвалите (сдержанно), даже по самым незначительным результатам.
Примеры упражнений и игр для исправления дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Игра «Зачеркни букву»
Найдите небольшой, лучше незнакомый текст, НЕ с мелкими буквами, чтобы не напрягались глаза. В найденном отрывке определите букву, которую ребёнок должен будет зачеркнуть во всём тексте. Например «А».
Сначала пусть ищет и зачёркивает все, найденные в тексте буквы «А», через несколько занятий добавьте ещё одну. Нужно будет одну зачёркивать, другую обводить в кружочек или подчёркивать. Весь процесс должен занимать не более 5 мин., чтобы не утомляться, и оставаться сосредоточенным на задании. Потом подключите буквы, с которыми есть проблемы в написании. Начинайте с одной, а через 5-6 занятий, добавьте вторую. Одну подчёркиваем, вторую — обводим или зачёркиваем.
ОРЁЛ И КОШКА
На дворе играла кошка с котятами. Вдруг с вышины бросился огромный орёл. Орёл схватил котенка. Мать кошка быстро вцепилась в орла. Орёл бросил котенка и стал пороться с кошкой. Он рвал когтя-га тело кошки и выклевал ей один лаз. Кошка храбро боролась с орлом. Она перекусила ему крыло. Потом кошка сделала ловкий прыжок и перекусила орлу горло.
Так кошка спасла своего котёнка.
Игры в лабиринты:
Лабиринты развивают не только внимательность, и моторику руки, но и учит вести линию безотрывно.
Помоги Ежику дойти до корзины с грибами. Раскрась его путь.
Игры на внимание:
Через 2 – 3месяца таких упражнений (ежедневно, и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для успешного чтения в 1 классе
Памятка для родителей младших школьников, 3 класс
Конспект урока по развитию речи в начальной школе на тему: Загадки
Работа воспитателя по развитию разговорной речи у детей
Похожие статьи:
Скороговорки на отработку звуков русского языка