Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Игры, упражнения и пособия для формирования графомоторных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Описание работы: Представляю вашему вниманию пособия, игры, и упражнения которые применяю в своей работе для формирования графомоторных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Данный материал будет полезен педагогам как коррекционных, так и общеразвивающих групп с любым опытом работы. А так же педагогам дополнительного образования и неравнодушным родителям.
Данная работа интегрируется во всех образовательных областях, а так же в разных видах деятельности.
Цель: формирование графомоторных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. формировать зрительно – пространственную ориентировку;
2. формировать зрительно – двигательную координацию;
3. формировать навыки учебной деятельности;
4. формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
5. развивать мелкую моторику;
6. развивать память, мышление, слуховое и зрительное восприятие;
7. воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
Актуальность
Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
А развитие графомоторных навыков является одним из компонентов готовности к учебной деятельности.
В связи с этим возникает потребность включения в образовательный процесс игр и упражнений на развитие графомоторных навыков с учетом особенностей развития детей с ОНР.

Работа должна быть систематизирована и проходить по трём направлениям:
1.формирование тонко координированных движений пальцев и кисти руки
2.формирование зрительно – пространственной ориентировки.
3.формирование зрительно – моторной координации.
Каждое направление имеет свои игры и упражнения, направленные на приобретение ребёнком определённых знаний и умений. Все упражнения должны быть составлены с учетом постепенного перехода от простого к сложному, и многократно повторятся.

Формирование тонко координированных движений пальцев и кисти руки.
Одним из условий для формирования графомоторных навыков является хорошее развитие тонко координированных движений пальцев и кисти руки. Для этого актуальны игры на развитие мелкой моторики, силы и подвижности пальцев и кисти рук.

Это такие игры и упражнения, как нанизывание бусинок на ниточку, выкладывание фигур из пуговиц, крупы, камушков, разнообразные мозаики. Плетение косичек из лент, наматывание их на палочку. Разнообразные шнуровки, застёжки. Завязывание, развязывание бантиков, узелочков. Всё это способствует развитию мелкой моторики.

Выкладывание цветных камушек по контуру рисунка. Кропотливая работа, но увлекательная. Кроме формирования мелкой моторики, играя с цветом, развивается ещё и творчество детей, а так же чувство ритма, если камушки раскладывать, чередуя по определённому принципу.

Развитие графомоторных навыков невозможно без мыслительной деятельности. Для её активизации, улучшения внимания, памяти и, конечно же, моторики важно применять кинезиологические упражнения.
Например, кинезиологические сказки. Их можно использовать и на занятиях в виде динамических пауз, пальчиковых гимнастик, физкультминуток.

Упражнения «Проведи по дорожкам двумя руками», рисование двумя руками одновременно способствуют активизации межполушарных связей, работоспособности, умственной активности, что так необходимо для коррекции детей с ОНР.
Интересно такое пособие, которое мы называем «Кинезиологический планшет». Смена движения пальцев вызывает у детей большой интерес, что способствует повышению произвольного контроля, а это важно при формировании графомоторики.

Для многих упражнений целесообразно применение не только горизонтальных, но и вертикальных плоскостей.
Рисование на больших вертикальных поверхностях позволяет детям использовать размашистые движения рук, которые способствуют развитию прочности и гибкости суставов и мышц рук, спины.

Держа руку навису, ребёнок испытывает давление сила тяжести, что позволяет укреплять мышцы в процессе рисования.
Работа на вертикальной поверхности требует контроля со стороны мышц лучезапястного сустава, что способствует развитию и стабилизации силы кисти руки.

Когда ребёнок стоит на ногах перед вертикальной поверхностью, на которой он рисует или пишет, это способствует развитию мышечного корсета спины, а так же ребёнок не горбится, как сидя на стуле.
Кроме пользы данная техника вызывает у детей большой интерес, что способствует результативности упражнений.

Так же необходимо развивать тактильные ощущения.
Для этого нужно применять самомассаж кистей рук.
Ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны). Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает кровоснабжение пальцев рук. Особенно интересны детям массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.

На стене можно поместить массажную дорожку для рук. И каждый раз, проходя мимо, дети не забудут провести по ней ладонями, потрогать, помассировать свои ладошки, пальчики.

Целесообразно применять разнообразные игры на тактильное ощущение.
Например, «Чудесный мешочек», где детям предлагается найти на ощупь предмет по заданной характеристике (гладкий, колючий, пушистый, шершавый, мягкий).
Или «Тактильное домино», «Найди такой же на ощупь».
Эти упражнения позволяют в игровой форме формировать представления детей о фактуре поверхности, а так же тренировать зрительную и тактильную память; формировать мыслительные операции (анализ, сравнение); обогащать словарный запас.

Игры с крупой, или песком где нужно наощупь найти и узнать спрятанные в крупе фигурки. Кроме получения тактильных ощущений эту игру можно усложнить рассказыванием о найденном предмете (что, какой, из какого материала сделан, как его можно применять).

Формирование зрительно – пространственной ориентировки
Для успешного формирования графомоторных навыков и профилактики зеркального письма необходимо развивать зрительно – пространственную ориентировку.
«Фиолетовый лес» Воскобовича одно из пособий, которое можно применяем для решения этой задачи.
Доступность пособия даёт возможность в любую минуту подойти и поиграть. А разнообразие предметов и персонажей, создают дополнительную игровую мотивацию и простор для фантазирования, придумывания сюжетов игры.
Такие игры, как «Расставь фигуры», «Где находится предмет», «Путешествие, например, ёжика, пчёлки Жужи или других персонажей» помогают формировать понимание основных пространственных положений (вверху, внизу, слева, справа, посередине)
А так же способствуют пониманию и закреплению в речи пространственных предлогов и наречий. (над, под, перед, за, на, впереди, сзади, у, между, около, из-за).
Ребенок манипулирует различными персонажами фиолетового леса по инструкции педагога или другого ребенка. Или сам придумывает и рассказывает какую – то историю. По ходу игры осуществляется самоконтроль, контроль другим ребенком или педагогом.
«Кораблик Брызг – Брызг», «Кораблик Плюх – Плюх»
Можно развивать пространственное мышление и с помощью корабликов Воскобовича, например, дать задание: поместить флажок выше, ниже, над, под, слева, справа. Или разместить пассажиров в определённом порядке.(за, перед, между)
Все пособия Воскобовича вызывают большой интерес у детей, что способствует их активизации и удержанию внимания.
Конечно, те же игры можно применять и на фланелеграфе, используя разнообразные фигуры, картинки, которые есть под рукой. «Кто, где находится», «Расставь картинки по заданным условиям», «Расскажи сказку», «Куда поехала машина», «Что изменилось»

Так же актуальна такая игра, как «Зеркальное отражение» или «Выложи в зеркальном отражении», где дети учатся правильно воспринимать зеркальное отражение предметов и собственного тела. Способствует развитию зрительной памяти, внимания, зрительного восприятия, поисковой функции глаз, логического мышления. Так же является профилактикой оптической дисграфии, дискалькулии.

Необходимо научить ребёнка ориентироваться в пространстве. В этом нам поможет игра «Пройди по дорожке с завязанными глазами».
Перед началом игры необходимо обозначить направление (дорожку) по которой нужно будет идти. Это можно сделать с помощью строительного материала, или верёвочек, а на прогулке просто нарисовать мелом.
Идущему ребёнку завязывают глаза. Взрослый или другой ребёнок указывает направление прикосновением. Дотронулся до спины - иди назад, до живота – вперёд, до левого плеча – налево, до правого – иди направо.
Можно усложнить игру и предложить ведущему ребёнку указывать направление словами. В этом случае результат игры зависит от обоих играющих, ведущий должен тоже не ошибиться.
Навык качественного письма зависит от состояния зрительного восприятия. Чем лучше ребенок распознаёт зрительные образы, тем быстрее и лучше овладеет письмом и чтением.
Для развития зрительного слежения хорошо применять упражнение «Зашумлённые предметы».
Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить пальцем или фломастером. Заштриховать, вырезать или закрасить по заданию, например, чтобы кукла находилась перед домиком, а дерево за ним.
Благодаря этой простой игре мы развиваем у детей зрительное восприятие и ориентировку на плоскости.

Формирование зрительно - моторной координации
Для выработки согласованных движений глаза и руки необходимо применять такие упражнения. Сначала рисование прямых линий, соединение точек, кружочков.

Потом усложняем. Соединение точек по образцу, повторение нарисованной фигуры. Или дается задание придумать самому фигуру и нарисовать.

И, конечно же, работа на вертикальной поверхности имеет непосредственное отношение к развитию зрительного внимания и координации у детей, испытывающих в этом затруднения.

Упражнения такие как «Дорисуй картинку», обводка шаблонов, трафаретов, штриховка в разных направлениях способствуют формированию уверенности и чёткости движения руки, координации глазоручных движений.
А использование трафарета или шаблона на вертикальной поверхности даёт дополнительные усложнения. Требует от ребёнка особого контроля за положением частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве. И определённых усилий, для того, чтобы удержать внимание на объекте, который изображает.
Закрашивание, хорошее упражнение для формирования зрительно – моторной координации, а так же для регулирования силы нажима на карандаш, понимания движения кисти руки, развития усидчивости.

Рисование извилистых линий. Обвести вокруг фигур без отрыва руки (сначала берём крупные, потом мелкие фигуры) Это помогает развивать согласованные движения руки и глаз, уверенность кисти руки.
Если при рисовании прямых линий рука должна быть твердой и точной, то здесь её нужно как бы раскрепостить, сделать кисть руки более легкой и подвижной.

Рисование теней. Эти упражнения очень нравятся детям. Помогают развивать не только зрительно – моторную координацию, но и пространственную. Например, ребёнок обводит и рассказывает, в каком направлении он ведёт линию. Или можно задать вопрос, что находится слева, справа и т.д.

Одним из упражнений максимально приближенным к условиям учебной деятельности, является графический диктант – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Помогает предотвратить такие трудности в обучение, как несформированность орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, плохую ориентацию в тетради.

Так же формирует у детей такие важные навыки, как слуховое внимание, пространственная ориентация, точность движений руки.

Конечно, прежде, чем давать графический диктант нужно научить детей: ориентироваться на листе в клетку, рисовать фигуры, узоры, по клеточкам начиная с простейший.

И в этом нам поможет Коврограф «Ларчик» Воскобовича. Это многофункциональное пособие.
Кроме других функций, оно способствует развитию во всех трёх направлениях, которые нам нужны для формирования графомоторики.

На нём можно знакомить с клеткой, с понятиями «сторона», «угол», готовить ребёнка к работе на листе в клетку.
Используются разноцветные верёвочки на липучке. Из них можно выложить дорожку в указанном направлении, фигуру по клеточкам, или выполнить графический диктант.
Для индивидуальной работы детей за столами удобно использовать мини Коврограф «Ларчик».

Вывод
Чтобы добиться хорошего результата, работа должна быть системной, интегрироваться в разных образовательных областях и видах деятельности.

Все игры и упражнения можно проводить в режимных моментах, в свободной деятельности, в непосредственно – образовательной деятельности, как элемент занятия. Благодаря такому подходу мы поможем ребёнку с ОНР подготовиться к обучению письму в школе.

Но плоды своей работы увидим уже в детском саду, т.к. упражнения на формирования графомоторики дают положительный результат и для развития изобразительных умений. У детей улучшаются графические навыки, формируется произвольный зрительный контроль, движения руки становятся уверенней, формообразующие движения точнее, линии ровнее, рисунки ярче и выразительней.

Похожие записи:

Перспективный план по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с ОНР Настольная игра "Аквариум" из соленого теста. Мастер-класс с пошаговым фото. Интерактивная игра "Ребусы" для детей 5-6-7 лет Стихи и частушки ко дню космонавтики для детского сада
Макет "Лебеди на озере" своими руками для детского сада пошагово с фото | Перспективный план по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с ОНР
Опубликовано: 226 дней назад (10 мая 2024)
Просмотров: 348
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!