Патриотическое воспитание обучающихся средствами учебной и внеурочной деятельности
Каталова Наталья Владимировна,
зам.директора по УВР,
учитель иностранного языка
МОУ Новопокровская СОШ
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский.
Опираясь на Концепцию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние.
Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В нашей школе в 2004 года разработана, прошла апробацию и с 2010 года функционирует воспитательная система школы «Растим патриотов».
Цель данной воспитательной системы — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Данная система стала победителем V всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений.
Из опыта работы знаем, как важно координировать взаимодействие школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания, как необходимо диалектическое единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий.
Богатым источником воспитательного влияния процесса обучения является его содержание. Мы можем говорить о сформированности патриотического сознания человека лишь тогда, когда данные нам знания помогли определить нашу жизненную позицию , и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь жизненный путь. Большие возможности для этого дают предметы школьной программы.
Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе. Оценка качества обучения детей обществознания, права и экономики наглядно видно в результатах ЕГЭ. Среди наших выпускников данный предмет востребован и результаты стабильно хорошие с момента введения данной формы итоговой аттестации выпускников.
История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. В кабинете истории есть Календарь исторических дат. Круглым датам в истории России посвящаются общешкольные мероприятия: 400-летию Нижегородского ополчения,400 лет династии Романовых, 70-летие Сталинградской битвы, 25-летию вывода советских войск из Афганистана и др. В 2012 году Нижегородским институтом развития образования была инициированы 3 ИКТ-проекта в рамках Года российской истории, мы приняли активное участие в двух из них: интерактивный интернет-конкурс творческих работ «Корни истории уходят в будущее», конкурс творческих работ в форме плаката «Я – гражданин электронного общества».
Формирование у детей гражданско-патриотических ценностей на уроках истории осуществляется в следующих формах: исследовательские работы, правовые конкурсы знаний: «Конвенции о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Знатоки Конституции», «Символы государства», «Правовой возраст», «Я- гражданин» и.т.д ; презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; в частности по темам «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи»; ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Наши ветераны», «Моя родословная» и многое другое. В нашей школе действует научное общество учащихся, в которое входят обучающиеся с 1 по 11 класс. Юные исследователи ежегодно выступают на районной научно-практической конференции, где традиционно занимают призовые места. Лучшие работы представляются на областные конкурсы «Юный исследователь», «Моя семья в истории страны», «От истоков до наших дней» и др. На уровень России много лет представляем исследовательские работы на конкурс «Я гражданин России». Ежегодно становимся участниками и победителя международного конкурса «Детство без границ». Исследовательские работы хранятся в школьном музее и в дальнейшем используются классными руководителями и учителями предметниками.
Интересной находкой для нашей школы считаю использование краеведческой тематики в учебных проектах по технологии. Учебные проекты по технологии «Самолет Чкалова», «Катюша», макеты различной военной техники высоко оцениваются на конкурсах областного уровня. На протяжении 5 лет обучающиеся , представляя проекты на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников, занимают призовые места. Так у учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, области и страны в целом.
Одним из важнейших аспектов военно-патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества. Основная роль в этом отводится урокам физической культуры. Так, ежегодно в нашей школе проводится легкоатлетический кросс, военизированные эстафеты. Отработка с учащимися навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости - качеств, необходимых будущему защитнику Родины.
В курсе ОБЖ в 10-11 классах изучение раздела « Основы военной службы» направлено на подготовку молодёжи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Ежегодно в мае проводятся учебные сборы с юношами 10 класса. Здесь ребята не только знакомятся с основами военной службы, но и могут многое испытать на себе. Воспитание не словами, а примером и делом. Именно это и даёт наилучший результат.
Важное значение для организации гражданско-патриотического воспитания в современной школе имеет «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. С 2012 года в 4 классе введен курс ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», который выбрали родители четвероклассников. Этот выбор сделать им было достаточно просто, так как обучающиеся нашей школы давно привыкли говорить о православии и жизни людей по законам Божьим. С 2010 года в нашей школе реализуется проект «От фольклора к православию», в рамках которого проводится праздник Рождества Христова по православным традициям. В школе имеется договор о сотрудничестве с храмом Святой Великомученицы Екатерины г.Ветлуги. Наши краеведы являются инициаторами районного проекта «История православия Ветлужского района», в рамках которого сотрудничают культура , образование и церковь.
Совместно с информационно-диагностическим кабинетом управления образования Ветлужского района нами были инициированы и реализованы интернет-проекты «Памяти исчезнувших деревень», «Какого я рода, племени» на портале Летописи.орг.
Мы участвуем в экспериментальной деятельности области «Разработка системной модели районного ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования» и района «Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в воспитательной системе школы». Педагогами-экспериментаторами являются все члены коллектива.
В 2013 году разработана новая программа развития школы на 2013-2018 гг духовно-нравственной направленности «Время единых действий».
Необходимо всегда помнить, что при всех богатых воспитательных возможностях процесс обучения не может решить весь комплекс задач всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Это возможно лишь на основе неразрывной связи процесса обучения с внеклассной и внешкольной работой, на основе комплексного объединения воспитательных влияний школы, семьи, ученических организаций, общественности. В этом и есть суть воспитательной системы «Растим патриотов», центом которой является школьный музей. В нем представлены следующие разделы «История школы», «Литературное краеведение», «Крестьянский быт», «Великая отечественная война», «Жертвы политических репрессий», «История православия», «Природа». В музее установлена мемориальная доска с барельефом первого директора школы Горского Бориса Павловича, репрессированного в 1937 году, погибшего в ГУЛАГе. Актив музея участвует во всех смотрах-конкурсах школьных музеев. В 2013 году наш музей стал победителем областного конкурса, организованного Законодательным собранием Нижегородской области.
На базе школы выстроена система дополнительного образования обучающихся, в рамках которой созданы объединения по семи направлениям. В них каждый ученик может найти занятие по душе. Занятость дополнительным образованием в школе составляет 100%.
Одно из направлений краеведение – наиболее действенное средство воспитания ученического коллектива. Оно учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу земли русской. Наша школа вот уже несколько десятков лет занимается вопросами краеведения. На данный момент это базовая школа района по данному направлению. Мы проводим районные слеты краеведов, семинары для педагогов района.
Краеведческая работа обогащает не только школьную историю. Дневники, фотографии, воспоминания и другие экспонаты используются учителями всех предметов. Каждый учитель по своему предмету составил экскурсии в музее. Краеведческая работа, проводимая с учащимися, способствует воспитанию у детей самостоятельной инициативы, исследовательских навыков.
К этой работе дети в нашей школе приобщаются с младшего возраста. Сначала это посещение музея, небольшие рассказы о жизни односельчан. Затем – организация тематических экскурсий, позже – приобщение к поисковой работе. Наша школа малокомплектная, поэтому сложилась определенная система взаимоотношений. Краеведами у нас становятся и ученики, и учителя. Материалы нашего музея постоянно пополняется.
В летнее время ежегодно в нашей школе действует лагерь «Радуга ». Направлениями работы которого, являются патриотическое, военно-патриотическое, экологическое.
Также каждое лето в нашем селе реализуется областной проект «Дворовая практика», где используются материалы школьного музея «Мир народной игры». Дворовую практику ведут студенты, которые будучи учениками нашей школы сами собирали эти материалы. Таким образом, наши дети становятся носителями народной культуры.
В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения, обучающиеся начальных классов в рамках внеурочной деятельности заняты в кружках патриотической направленности. Специально для них разработана в школе авторская программа «Моя малая Родина». В начальном звене на базе нашей школы завершила работа экспериментальная площадка НИРО «Нижегородская сторона». Результатом стало авторское методическое пособие «Народное увлечение для развлечения». Для расширения направлений внеурочной деятельности школа заключила договора с сельским домом культуры, сельским музеем и библиотекой.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвиге боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти.
Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают духовным богатством. Учащиеся берут интервью у ветеранов, посещают семьи, где хранится память о ветеране, записывают рассказы членов семей, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками.
Без внимания школьников никогда не остается памятник павшим воинам. Каждый учебный год начинается возложением цветов к памятному месту. Учителя литературы готовят литературно-музыкальную композицию для митинга в честь Дня Победы. Наши учителя и ученики ежегодно выступают в праздничном концерте в День Победы в сельском доме культуры.
В 2008 году на базе школы был образован военно-патриотический клуб Факел с целью совершенствования системы патриотического воспитания, формирования социальной активности, гражданской ответственности учащихся. Работа клуба идет в трех направлениях: историческое, спортивное, военно-патриотическое. Каждое направление имеет своего руководителя: историческое – учитель истории , спортивное – учитель физкультуры, военно-патриотическое – учитель ОБЖ, имеющий воинское звание. Члены клуба принимают участие в соревнованиях «Нижегородская школа безопасности – Зарница», в смотрах-конкурсах военно-патриотических клубов Нижегородской области, в фестивале «Мальчишник».
Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.
Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, ответственности и солидарности, любви. В тесном контакте педагогический коллектив работает с родительской общественностью. Родители принимают активное участие в творческих, спортивных, познавательных конкурсах и мероприятиях. Только вместе с родителями педагоги школы могут получить от ребенка столько же, сколько отдают ему сами. Именно в этом мудрость воспитания.
Одним из важнейших условий успешной реализации работы по патриотическому воспитанию является формирование квалифицированного кадрового потенциала. Наши педагоги делятся накопленным опытом по данному направлению работы в педагогических сообществах Педсовет.орг, Прошколу.ру, Дневник.ру и др. Печатаются в сборниках «Родник души», «Духовная природа семьи» , в журнале «Практика школьного воспитания», в журнале «Мастер-класс». А также принимают участие в работе межрайонных и областных семинаров и конференций.
Для оценки эффективности воспитательной системы школы ведется мониторинг.
Выпускники школы - лицо нашей школы, наши успехи, наша гордость и слава. И не случайно многие наши выпускники связывают свою жизнь с армией, поступая в военные училища или на контрактную службу.
Общеобразовательная школа через различные образовательные модели обучения и воспитания призвана формировать положительные представления о России, ее многонациональном народе, выдающихся личностях, национальных героях и образах-символах, без которых немыслима ни одна национальная история. Чувства гражданственности и патриотизма, общей истории и судьбы, исторической связи юных граждан России с прошлыми и будущими поколениями, рожденные в детском сознании на школьных уроках и во внеурочное время, с годами прорастут в осознанные убеждения, принципы и ценности нового поколения российских граждан и станут необходимым ресурсом прочности и стабильности нашего многонационального российского общества.
Рекомендуем посмотреть:
Парламентский урок "Закон и законодатели" в 9 классе
Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях реабилитационного центра
Акция "Бессмертный полк"
Внеклассное мероприятие для школьников "День Первого Президента Республики Казахстан"
Похожие статьи:
Социально-патриотическая акция, посвященная памяти воинов – интернационалистов
Классный час на тему патриотическое воспитание в 7-8 классах
Классный час: Афганистан, 5 класс
Классный час «Наша родина – Россия», 3 класс
Встреча с воинами интернационалистами в школе. Сценарий