Консультация для родителей на тему весна
Весенний поход с детьми. Советы взрослым.
Автор: Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен родителям, воспитателям детских садов, инструкторам по физической культуре.
Пояснительная записка: Многие родители, собираясь в поход с детьми, не знают с чего начать свою подготовку к походу. Предлагаю некоторые рекомендации для совместного похода с детьми весной.
Цель: Помощь родителям в подготовке к походу.
Задачи:
• знакомить детей с основами жизни в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;
• закрепить на практике знания основ безопасного поведения на природе;
• воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающей среде, формировать желание вести здоровый образ жизни.
Наступила долгожданная весна. После долгого сна сначала просыпается речка, затем начинают улыбаться голубыми глазками первые подснежники, постепенно в зелёную дымку наряжаются деревья. Подмигивает солнечно-голубое утро, открывает необозримые просторы день, и так хочется оставить все свои домашние дела, накопившиеся за неделю и отправиться в поход всей семьёй! Много радости дарит весна, но и неприятных сюрпризов немало: провалившись в снег, можно оказаться по колено в воде, на проверенной вчера тропинке встретить непроходимый ручей. Обманчив и тёплый весенний ветерок! Не заметишь, как простудился. Так хочется сесть на пригретый солнцем бугорок, но опасно- земля ещё хранит зимний холод.
Собираясь в поход , всё это следует предусмотреть. Одежда должна быть удобной, обувь непромокаемой. Стать туристами могут даже груднички, путешествуя на руках у родителей или в сумках-кенгуру. Если в семье дети дошкольного и подросткового возраста, они будут надёжными помощниками в трудных ситуациях. Начинающим туристам лучше всего выбрать короткую туристическую прогулку ( 4-8 часов). А затем, по мере приобретения специального снаряжения, переходить к самым романтическим и для детей, и для взрослых походам с ночёвками. Настроение, поведение детей в походе, степень их тренированности, состояние здоровья являются тем барометром, по которому определяется длительность последующих путешествий.
Лучше всего взрослым заранее спланировать маршрут похода и пройти его самостоятельно без детей. Но если такой возможности не было, то лучше всего прокладывать путь по открытым местам, чтобы в полной мере использовать целебные силы света, тепла и воздуха. Учитывая возрастные особенности и интересы детей, необходимо продумать остановки в наиболее живописных и привлекательных для самых маленьких участников путешествия. Для однодневной туристической прогулки не нужно большого количества специального инвентаря. Обязательно приобрести лишь рюкзаки для каждого участника. Ребёнку 2-3 лет будет удобно путешествовать с небольшим заплечным мешочком весом не более 300-400 г. Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше приобрести рюкзак жёсткой конструкции. Вес рюкзака со всем содержимым для 5-8 -летнего туриста не должен превышать 1-1,5 кг. В противном случае ребёнок может быстро устать, снизится темп ходьбы, он перестанет замечать достопримечательности и поход покажется ему не интересным. Для организации отдыха во время привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Очень важным этапом подготовки к походу является подбор обуви и одежды. Основной принцип- одежда по погоде, а не по сезону. Взрослым нужно не забывать, что с ними дети и погода весной может быстро поменяться. Обувь должна быть разношенной, удобной, позволяющей вставить войлочную стельку. Это могут быть и кроссовки, и кеды. Но самый лучший вариант- кожаные туристические ботинки. Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Обязательно иметь запасные носки. В однодневных походах можно обойтись и без варки, приготовив пищу дома. Но приготовление печёной картошки или поджаривание колбасных изделий на костре для детей может быть целым праздником, поэтому не стоит лишать их этого удовольствия. На свежем воздухе аппетит у детей всегда хороший! Чай лучше взять в термосе. Не забудьте и о запасе простой питьевой воды. Очень важно родителям определить физическую нагрузку для детей во время движения по маршруту. Взрослые должны постоянно контролировать самочувствие юных туристов. Общая протяжённость маршрута для детей 3-4 лет -3-6 км, 5-8 –летних туристов-10 км.
Родители должны помнить, что быстрые изменения в природе привлекают внимание детей, предоставляют богатые возможности для наблюдений. Остановитесь и послушайте пение птиц, понюхайте и полюбуйтесь первыми цветами, обратите внимание детей на звонкие ручейки, проталинки и первую траву, которая так радует своим появлением.
Каждый родитель без труда определит первые признаки утомления своего ребёнка. В такой ситуации очень важно переключить внимание ребёнка, поиграть с ним в словесные игры, загадать загадки. Первый привал нужно сделать после 15-20 мин. ходьбы. Взрослые могут устранить неполадки в одежде и обуви, подогнать лямки рюкзака. Отдыхая, можно полюбоваться природой, поиграть в игры «На что похоже», «Отгадай, чей голосок», «Назови признаки весны», « Весенние прилагательные», «Измени слово» Заменить последнюю часть слова ледоход так, чтобы получилось другое слово (ледорез, ледокол, ледовоз ), «Что мы видим».
Большой привал планируется на вторую половину пути. Важно выбрать удобное место. Это должно быть сухое и ровное место. Очень важно продумать организацию свободного времени на привале. Опыт многочисленных туристических семей подтверждает, что поход надолго остаётся в памяти, если он превращается в весёлый совместный праздник с играми и аттракционами. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные по силам команды и организовать игры-эстафеты, соревнования на поляне.
Вот какие игры примерно можно провести с детьми:
«Кочки». Нужно перепрыгнуть с кочки на кочку и не попасть в «болото».
«Прятки».
Дети прячутся за деревья. Жмурка, досчитав до 10-ти поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Кто плохо спрятался и первым обнаружен, тот водит.
«Найди такой дуб».
Детям предлагается как можно быстрее добежать до дуба – самого большого (низкого, старого, молодого, могучего, красивого). Игру повторить несколько раз, чтобы закрепить слова.
«Моё любимое дерево».
Каждый из детей выбирает для себя любимое дерево, рассматривает иго, запоминает характерные детали. На сигнал взрослого: «Раз, два, три – к любимому дереву беги»!- дети бегут к дереву. Затем, на сигнал взрослого «Раз, два, три – обратно беги» - дети бегут обратно к взрослому и рассказывают о своём дереве.
«Извилистая дорожка».
Дети и взрослые двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего – провести змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения.
«Найди лисичку».
Выбирается лисичка. Дети стоят, закрыв глаза. Лисичка в это время уходит в глубь леса, путая следы, и прячется. Дети ищут лису, идя след в след (следы нарушать нельзя)
«Танец грачей».
Дети, изображая грачей, легко бегают по площадке, кружатся, встают в позу «ласточка» и т.д. задача – придумать как можно больше разнообразных движений и красиво их выполнить.
«Кто быстрее».
Дети и взрослые встают в круг , один (ведущий) ходит за кругом. Обойдя круг, он дотрагивается до кого-нибудь и называет имя. После этого оба бегут до условленного места и быстро возвращаются обратно, чтобы занять пустое место. Кто не успевает, тот становится ведущим.
«Пчёлы и одуванчики».
Дети договариваются, кто будет пчёлами, а кто – одуванчиками. Все бегают по поляне. По сигналу дети-одуванчики присаживаются на корточки, пчёлы бегают вокруг них, останавливаются, нюхают, делают вид, что собирают нектар ( складывают руки трубочкой, подносят ко рту, втягивают воздух). Они перелетают с цветка на цветок, подражая жужжанию пчёл. При новом сигнале дети меняются ролями.
«Птицы вьют гнёзда».
Дети изображают птиц: летают, клюют зёрна. По сигналу они должны найти себе пару, подбежать к любому дереву, принять позу стоя на одной ноге лицом друг к другу, взявшись за руки. Придерживаться правилам: бегать бесшумно, легко, на носках, не кричать.
«Самый наблюдательный».
Взрослый прячет флажок на полянке, затем называет один-два признака, указывающих на его местонахождение. Тот, кто первым нашёл предмет, должен тихо сообщить об этом ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не обнаружит спрятанный предмет.
Очень хорошо, если Ваши дети найдут красивые веточки, шишки, семена! Постарайтесь их уложить и принести домой. В один из весенних вечеров Вы сможете насладиться воспоминаниями о походе и создать какую-нибудь композицию из природного материала, собранного Вашими детками. Приобщение детей к туризму — дело насколько полезное, настолько трудное и ответственное.
Поход с детьми труден прежде всего в психологическом отношении. В походе важно уметь понять ребёнка, его капризы, вникнуть в суть его обид, не отмахиваться от его просьб и вопросов, сочетать дружбу и дисциплину, любовь и строгость. В походе острее воспринимаются такие понятия, как справедливость, взаимопомощь, товарищество, отчётливо видны как положительные, так и отрицательные черты характера человека. Поход — это воспитание и своего рода проверка человеческих качеств.
Поход всей семьёй - это пребывание на свежем воздухе, единение с природой, пешие прогулки, снятие стрессов и психологическая разгрузка. Вы сможете увидеть что-то новое для себя, полюбоваться красотой окружающего мира. Впечатления надолго останутся с вами.
А фотографии и видиосъемки? Не на последнем месте и то, что вы остаетесь хозяевами сами себе, вам не нужно куда-то бежать, торопиться, следовать какой-то программе. У вас появляется возможность увидеть что-то новое и, сменив привычную городскую обстановку, испытать себя, свои силы и возможности. А самое главное- вы проведёте незабываемые минуты общения с семьёй.
Рекомендуем посмотреть:
Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка
Рекомендации для родителей детей, имеющих задержку речевого развития
Встреча Нового года с детьми. Советы
Как правильно учить стихотворения с детьми дошкольного возраста. Советы