Статья «Как относятся к деревьям разные народы»
Автор: Носкова Наталья Юрьевна
Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который полезен как для детей любого возраста, так и для педагогов и родителей. В данной статье идёт речь об отношении и воспевании разными народами деревьев. Очень важно отметить и важную роль деревьев в оказании помощи больным людям. Думаю, что материл понравится и будет использован педагогами.
Назначение: использование статьи педагогами на уроках и классных часах.
Цель: расширение знаний о значении деревьев для разных народов.
Задачи: - пополнить копилку педагогов;
- привлечь внимание детей на уроках при использовании данного материала;
- воспитывать бережное отношение и разумное использование деревьев.
Содержание статьи «Как относятся к деревьям разные народы»
«Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит дерево – того проклянут дети» - это народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям, отношение глубоко почтительное, даже религиозное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества, относились, как к существам высшего порядка, и спрашивая у них помощи и благословения перед всякими начинаниями.
У древних славян самым почитаемым деревом был дуб. Он олицетворял силу и мощь, отчего и считался деревом бога Перуна. Священным его считали также литовцы, чуваши, мордва. А вот самым любимым деревом русских была и остаётся берёза. У украинцев она – «беззащитная дивчина», символ жизни. У кавказских народов почитается тис, у таджиков платан (чинара). Ель была священной у германцев, кипарис – у греков, сосна – у фригийцев, омела – у кельтов…
«В разных уголках Земли, - пишет французский этнограф Жак Бросс, живёт легенда о праотце всех деревьев, древе-великане, которое поднималось к небесам из центра Земли и являлось осью Вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движением ветвей приказывало облакам, развившимся у его верхушки, поить землю живительным дождём. Оно было источником жизни и обновления». Не удивительно, что культ дерева был столь распространён в древности.
Действительно, во всех странах жизнь людей и деревьев издавна связывали тесные узы. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавать часть своих сил. Полагали, что у них общая судьба. Во многих странах в день рождения ребёнка сажали дерево, которое становилось как бы его близнецом. Немцы в честь мальчика сажали яблоню, в честь девочки – грушу. А, например, в Полесье, когда рождался сын, во дворе высаживали дубок, дочь – сосну, тополь или берёзу.
Марийцы- охотники спрашивали дорогу у деревьев, просили разрешения переночевать под их сенью, благодарили за ночлег. У корейцев же существовали традиция «усыновлять» отдельные деревья в священных рощах. Отличительным признаком был соломенный жгут, привязанный к ветвям. Вокруг старых деревьев, растущих у дорог, на горных перевалах и границах деревень, сооружались защитные каменные насыпи. Нередко семья имела своё собственное священное дерево, растущее здесь же, возле дома.
Люди замечали, скажем, что если жить под большим дубом, то проживёшь долго: он как бы отдаёт часть своей силы. «Хорошим» деревом, дающим энергию, считалась берёза, в противоположность осине, забирающей силы. Тем не менее есть поверье, что осина и тополь способны снять излишнее, «чёрное» напряжение и «принять» на себя болезнь человека.
Благоговейно относились издавна люди к старым деревьям. У славян с их помощью лечили детей, к примеру, от грыжи или рахита. Ритуал совершался на рассвете – считается, что это то время, когда у дерева много сил. Ребёнка три раза проносили голым сквозь разрез, сделанный в живом дереве: оно «принимало» на себя его недомогание, «отдавая» больному свою энергию. После этой церемонии разрез стягивали и замазывали глиной. Когда выздоровевший ребёнок вырастал, он должен был заботиться о своём спасителе.
К деревьям-долгожителям обращались с просьбой о ниспослании здоровья и богатства, удачного брака и благополучных родов. У многих народов было распространено поверье, что, деревья принимают души умерших. Поэтому и на рубку их существовал строгий запрет. Русские считали, что срубивший такое дерево сходит с ума или ломает себе руки и ноги, а то и умирает. У украинцев запрещалось уничтожать плодовые деревья: сделавший это, обрекал себя на гибель. Белорусы, слушая скрип дерева, верили, что это плачет душа замученного человека. На Руси долго охранялись старые усадебные деревья. «Такие деревья рубить нельзя», - передавалось из поколения в поколение. Такая же традиция существует и в Азербайджане.
С рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий. В центральной России, например, крестьяне никогда не строили дом на том месте, где прежде росли берёзы, так как их корчевку полагали грехом. Русские на Алтае были убеждены, что нельзя пить берёзовый сок («это всё равно, что блуд творить») и что, пролившись на снег, он окрасится в кровавый цвет. В Киевской губернии ни один крестьянин ни стал бы рубить или корчевать бузину, опасаясь, как бы она не рассердилась и не наслала бы на семью несчастье. А кто сожжёт бузину, у того домашняя птица погибнет и в печь ударит молния. Белорусы боялись сломать рябину, по их поверью, это грозило смертью.
У тунгусов на Алдане снимать кору с берёзы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет». Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе «больное место».
Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного отношения к деревьям, к самой природе, ко всему тому, что, по его понятиям, превосходило его разум и возможности. Эти суеверия предохраняли зелёные массивы от бездумной и жестокой вырубки (столь характерной для новейшего времени). Могут возразить: есть религиозные обычаи и обряды, которые свидетельствуют о прямо противоположном. Например, традиция ломать берёзу на Троицу или вербу в предпасхальную – «вербную» - субботу. А Рождество и Новый год с ёлкой, сосной или омелой? Всё так, но исключения не противоречат правилу.
В Европе в древности существовал лесной календарь, он был известен ещё грекам. Английскому писателю Роберту Грейвсу удалось восстановить его. Деревья считаются покровителями тех, кто родился в «их» сроки. Берёза: 24 декабря – 20 января; рябина: 21 января – 17 февраля; ясень: 18 февраля – 17 марта; ольха: 18 марта – 14 апреля; ива: 14 апреля – 12 мая. Можно заметить такую закономерность учтённую составителями в календаре: для каждого дерева указаны те сроки, когда оно предстаёт в полном своём расцвете – покрывается цветами либо щедро плодоносит.
Хочется верить, что человек рационально и с пользой распорядится богатством Земли.
Рекомендуем посмотреть:
Рассказ о березе для детей 6 - 8 лет
Про дерево Клён детям
Про дерево Сосна детям
Похожие статьи:
Рассказ про сосну для детей, 2-3 класс. Окружающий мир
Беседа с учащимися 1 класса по теме «Работа пожарных»