Полифункциональная дидактическая игра пароходик «Речевичок» в коррекции речи детей
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», В.А. Сухомлинский
Автор: Некрасова Ольга Александровна, учитель-логопед МБДОУ д/с №7 «Гнездышко» комбинированного вида г.Полярные Зори Мурманской области.
Описание работы: Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем друг с другом. С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Работая учителем-логопедом на логопункте при дошкольном учреждении, заметила, что у детей дошкольного возраста процесс автоматизации звуков проходит очень медленно, необходимо создать условия для успешного решения этой проблемы. Пришла к выводу, нужна такая игра, которая бы способствовала ускоренному и более качественному усвоению материала. Выход был найден, было изготовлено полифункциональное дидактическое пособие пароходик «Речевичок».
Назначение игры: Полифункциональное дидактическое пособие пароходик «Речевичок» будет полезна логопедам, воспитателям логопедических и общеобразовательных групп.
Описание пособия:
Дидактическое пособие состоит из картонного силуэта пароходика,3 картонных круга с заменяющимися картинками, свободно вращающиеся на стержнях баночек из под дисков. В комплект пособия входят картинный материал необходимый для проведения игр.
Процесс изготовления дидактической игры:
1.Взять картонные коробки. Вырезать из них необходимые для силуэта фигуры, склеить между собой. Обклеить получившийся пароходик цветной самоклеющейся пленкой.
2.В кормовой части пароходика вырезать иллюминатор, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга. А на месте расположения рубки капитана прорезать окошечко, в котором будет виден сектор круга. Затем вставить на каждый круг стержни от баночек из под дисков.
3.Вставить картинки в круги по секторам 4-6, в зависимости от цели проводимой игры.
4. Можно играть.
Полифункциональное дидактическое пособие направлено на:
-коррекцию звукопроизношения,
-развитие лексико - грамматических категорий,
-развитие фонематического анализа и синтеза.
Вариантов игр множество. Все зависит от задачи, которая решается в игре. Пособие позволяет решать следующие задачи:
- развитие познавательной активности;
- развитие фонематического слуха;
- закрепление звукопроизношения;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.
Данное пособие рассчитано на одного, двух человек. Может использоваться как на логопедических индивидуальных занятиях, так и во время самостоятельной игровой деятельности.
Варианты заданий:
Игры могут начинаться такими словами: «Давай представим, что мы садимся в пароходик «Речевичок» отправляемся в дальнее плавание к острову Чистой речи». Дальше даем задания.
1. Дидактическая игра на дифференциацию звуков С-Ш.
Цель: дифференциация поставленных звуков С-Ш в словах.
Оборудование: картинки на данные звуки вставлены в 2 нижних круга.
Ход. Ребенок крутит первый круг на звук С, затем второй на звук Ш и четко произносит слова.
2. Дидактическая игра «Забавные упражнения для язычка».
Цель: закрепление артикуляционных упражнений.
Оборудование: картинки и цифры вставлены в 2 нижних круга.
Ход. Ребенок раскручивает левый круг с цифрами, затем правый с картинками упражнений. Артикуляционные упражнения выполняет в зависимости от выпавшей цифры. Игра продолжается пока все упражнения не будут выполнены.
3. Дидактическая игра «Осенние листья».
Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, картинки вставлены в 2 нижних круга.
Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит пособие пароходик. Ребенок крутит первый круг с изображениями листьев, затем крутит второй круг с изображением деревьев, подбирает подходящие и называет «Этот лист клена, кленовый» и т.д..
4. Дидактическая игра «Найди пару к слову».
Цель игры: упражнять детей в подборе слов, отличающиеся друг от друга одним звуком. Подбирать картинки с предметами, обозначающими слова, отличающиеся друг от друга по звучанию. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
Ход игры: Перед ребенком лежит пособие пароходик. Ребенок крутит первый круг с изображениями предметов и должен найти картинку с предметом созвучным предмету, на первом кругу.
Например: дом - дым, тучка - точка.
Вывод: Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Похожие записи:
Оформление логопедического кабинета в группе коррекционной направленности своими руками
Логопедические игры для детского сада
Логопедические чистоговорки для детей дошкольников
Логопедическая улитка со звуком Л (прямой слог)
Похожие статьи: