Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час в 5 класс. Правила общения

Тема занятия: « Умение вести беседу»
Тип занятия: проблемно-ценностное общение.
Цель: создание условий для формирования навыков ведения беседы.
Задачи:
формирование способности обучающихся к новому способу действия;
выявление понятий «беседа», « общение», умение объяснять эти понятия;
развитие навыков общения в различных ситуациях;
формирование умения противостоять отрицательным воздействиям среды;
развитие творческих способностей и воображения в процессе общения;
воспитание культуры умственного труда, формирование коммуникативных умений.
Методы:
1. Беседы.
2. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций.
3. Моделирование ситуаций.
4. Видеоряд.
5. Инсценирование.
6. Метод проекта.
Формирование УУД:
Личностные действия: выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
Регулятивные действия: определение цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определение правильности выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «беседа», «общение»
Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс, раздаточный материал, ватман, карандаши, музыка.
Ход занятия
Этапы занятия
1. Мотивационный этап (1-2 минуты)
Действия учителя
- Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте друг другу что-то хорошее. Садитесь.
2. Введение в проблему занятия.(5 – 7 мин)
Действия учителя
Сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра фрагмента «Ералаша». Внимательно послушайте и посмотрите и ответьте на вопрос « В чем ошибка героя? Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?»
( показ слайдов)
Деятельность учащихся
Учащиеся смотрят фрагмент «Ералаша», презентацию
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
- Что вы понимаете под словом «беседа»?
- Какие правила ведения беседы вы знаете?
- С кем вы чаще всего беседуете?
- А как вы думаете, умеете ли вы вести беседу?
Деятельность учащихся
Ответы детей: о беседе, об общении.
3. Игра-разминка «Поговорим»(5 мин)
Действия учителя
Тогда я предлагаю вам это проверить.
Объединитесь в пары, (пауза) придумайте тему и побеседуйте. На беседу отводится 3 минуты. Во время беседы по моему сигналу один из собеседников встанет, по второму сигналу вы поменяетесь. По 3-му сигналу – присаживаетесь.
Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм», «Моя любимая игра», «Музыкальная группа».
Деятельность учащихся
Работа детей в парах.
Действия учителя
Рефлексия.
-встаньте, те, кто смог услышать друг друга в беседе?
- хлопните те, кто перебивал своего собеседника.
- кивните головой, кто во время беседы реагировали кивком головы, поддакиванием и пр.?
-Как смотрели собеседники друг на друга?
- Легко ли было так вести беседу?
-Интересна ли была беседа партнерам или нет?
-Использовались ли намеки?
- Кто из собеседников говорил больше?
Деятельность учащихся
Ответы детей с приведением примеров
4. Игра «Контакты» ( 9 мин)
Действия учителя
Образуем два круга с одинаковым количеством участников – внутренний и внешний, где внутренний – неподвижный.
Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. При встрече вам нужно начать разговор, сказать что–то приятное собеседнику, понять, о чем вести речь, и также на приятной ноте расстаться с ним. Задача участников внутреннего круга слушать внимательно описание задачи и войти в роль того человека, о котором идет речь, а также поддерживать разговор.
Перед вами человек, которого вы очень хорошо знаете, но очень долго не виделись, с первого класса. За две – три минуты вы должны поприветствовать его, сказать ему комплимент, спросить, чем он сейчас занимается, и закончить беседу.
Перед вами человек, который чем–то расстроен и никак не может успокоиться. Начните разговор, попробуйте тактично узнать, в чем дело, успокойте его.
Вы стоите на крылечке и ждете, когда откроют школу. Перед вами незнакомый человек – новенький. Познакомьтесь с ним, заведите разговор, узнайте, как его зовут, сколько ему лет, в каком классе будет учиться, чем любит заниматься. Попрощайтесь. Пожелайте ему удачи в его делах.
Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся. Ваши действия и слова.
Вас сильно толкнули в толпе. Оглянувшись, вы увидели вашу первую учительницу с тяжелой ношей. Ваша реакция.
Перед вами одноклассник, который сегодня ответил на ваш вопрос умышленно грубо. Попробуйте узнать, что случилось, и завершите разговор так, чтобы конфликт исчез.
Деятельность учащихся
Ролевая игра.
Действия учителя
Рефлексия:
- Что для вас было сложнее, отвечать на вопросы или начать разговор?
-Что мешало играть роль?
-Скажите, какие качества могут мешать человеку вести беседу, и как с ними бороться? (Злость, неуверенность, страх, стеснительность. Нужно улыбнуться, сказать человеку приятные для него слова, поддержать его, начатый им разговор.)
Деятельность учащихся
Ответы уч-ся.
5. Проигрывание ситуаций. (5 мин)
Действия учителя
А вот какие еще качества могут мешать общению, мы сейчас и выясним. Приглашаю двух желающих.
Вы садитесь в автобус. Автобус переполнен. Мест нет, кроме единственного места, которое заняла своей сумкой дама. Задача входящего пассажира – попробовать, пообщавшись с женщиной, занять это место. Задача дамы - защищать место, где лежит сумка, приводив разные доводы, и стараться не пускать пассажиров на это место.
Ответы уч-ся.
Деятельность учащихся
Инсценировка проблемной ситуаций.
Действия учителя
Рефлексия:
-Как мы общались в этой ситуации?
-Что мешало вежливому общению?
-Верно ли поступала женщина с сумкой, можно ли так себя вести при общении с окружающими?
Теперь покажите верное решение этой проблемы.
Деятельность учащихся
Инсценировка ситуаций
Аплодисменты.
6. Телефонный разговор.(3 мин)
Действия учителя
Одной из разновидностей беседы является телефонный разговор. Значит беседа- это и телефонный разговор с другом, подругой, мамой.
Мы хотим предложить вашему вниманию два телефонных разговора.
Деятельность учащихся
Сценка «Телефонный разговор»
1. Вова-Алла
Вова: Алло, позовите Аллу.
-Алла, что нам задали по литературе?
Алла: Алло, а кто это?
Вова: Это Вова.
Алла: Нам нужно прочитать сказку А.С.Пушкина.
Вова: А у тебя есть такая книга?
Алла: Да, есть.
Вова: Дашь мне ее почитать?
Алла: Нет, Алина, я сама ее не прочитала.
Вова: А, жаль, пока.
2.Миша - Катя.
Миша: Алло, здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.
Катя: Я слушаю.
Миша: Здравствуй, Катя, это Миша. Извини за беспокойство, я не был на уроке и не знаю, что задано?
Катя: Нужно прочитать сказку А.С.Пушкина.
Миша: Катя, у меня нет этой книги, не могла бы ты мне помочь?
Катя: Хорошо, помогу, заходи сейчас за книгой.
Миша: Спасибо, Женя, до свидания.
Действия учителя
-Скажите, с кем из участников телефонного разговора вам было бы неприятно общаться? (Ребята говорят, с кем)
-А с кем приятно общаться?
Деятельность учащихся
Ответы уч-ся.
7.Проблемная ситуация. (Дополнительное задание)
Действия учителя
Сегодня мы поговорили о тех правилах, которые помогают общению с людьми в различных жизненных ситуациях.
Говорил ли кто–нибудь вам слова: «Я не хочу с тобой разговаривать!»
Приведите примеры трудностей человека, связанных с отсутствием общения. Что вы будете чувствовать, если с вами не захотят общаться? Как отсутствие общения может повлиять на человека, на его психическое состояние?
Как правильно вести себя во взаимоотношениях с людьми, чтобы тебя не оттолкнули в общении, чтобы с вами было приятно общаться:
Деятельность учащихся
Ответы уч-ся.
8. Проектная деятельность (8 мин)
Действия учителя
Исходя из рассмотренных ситуаций, попробуйте составить «Кодекс правил» «как правильно вести беседу»
Для этого объединитесь в группы. Вспомните правила работы в группах. Выберите лидера.
Давайте еще раз скажем, какие существуют правила ведения беседы?
- Чтобы не забывать эти правила, мы повесим один «Кодекс правил» на классный уголок, и постараемся почаще заглядывать в него. А второй «Кодекс правил» мы повесим на дверях нашего класса, чтобы не только мы знали и пользовались этими правилами, но и остальные учащиеся нашей школы.
Деятельность учащихся
Работа в группах, создание и защита проекта «Как правильно вести беседу»
9.Рефлексия (4 мин)
Действия учителя
- Можете ли вы сказать о себе, что умеете вести беседу?
- Нужно ли этому учиться?
- Что для этого нужно? (Только ли книжка об этикете?)
Деятельность учащихся
Ответы уч-ся.
Действия учителя
Я желаю вам в вашем общении с окружающими людьми как можно чаще встречать культурных собеседников. С которыми приятно общаться. А если на вашем пути встретиться бескультурный собеседник, то не упасть в грязь лицом и достойно суметь выйти из сложившийся ситуации.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час о толерантности в 5 классе Классный час в 5 классе. Здоровое питание Классный час в 5 классе на тему: Сотвори себя сам Классный час в 5 классе на тему: Здоровый образ жизни

Похожие статьи:

Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения

Классный час на тему животные для 5, 6 класса

Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры

Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»

Классный час в 5 классе о дружбе

Опубликовано: 3572 дня назад (14 марта 2015)
Просмотров: 15195
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Галина Дмитриевна Тихонова # 14 марта 2015 в 16:16 +1
Здравствуйте Оксана Анатольевна!Внимательно прочитала ваш материал.Считаю структуру вашего конспекта грамотно выстроенной, а главное последовательной. Действительно, умению вести беседу нужно учится. Не зря на уроке вы решали задачу развитие навыков общения в различных ситуациях. Дальнейших вам творческих успехов.Ловите мой первый голос! Пусть он вам принесет удачу! Приглашаю вас оценить мою разработку. Спасибо.
Оксана Анатольевна Галат # 14 марта 2015 в 20:05 0
Большое спасибо за комментарий!!!
Тамара Михайловна Простак # 14 марта 2015 в 18:19 +1
Оксана Анатольевна, добрый вечер! Мне не совсем просто дать какую-либо оценку проведенному мероприятию - я дошкольница. Оставлю свой комментарий относительно своих чувств. Развивать регулятивные способности у детей, позитивно их нормировать - это достаточно трудно и за один день методике не научиться. Мне посчастливилось поработать под руководством специалистов детского центра Венгера по данному направлению. Но то, что Вы не оставляете без внимания проблемы взаимодействия между детьми (взрослыми), просто замечательно. Очень понравились приемы рефлексии и коммуникативные ситуации, которые Вы используете во время урока. Пусть Ваши ребятки растут добрыми и отзывчивыми, а Вам удачи и творческих успехов!
Оксана Анатольевна Галат # 14 марта 2015 в 20:11 0
Спасибо за Ваш комментарий и тёплые слова.
Сидорова Зоя Григорьевна # 14 марта 2015 в 19:10 +1
Оксана Анатольевна! КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ (или умение общаться) - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:
- желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
- умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в себя умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации. Всё это очень важно воспитать именно в детстве. Навыки общения пригодятся в дальнейшей, взрослой жизни. Вы предлагаете интересные формы и методы воспитания коммуникативных навыков у детей. материал интересный, пригодится педагогам. Спасибо, голос!
Зоя.
Небольшие замечания по оформлению публикации:
- задачи пишем в форме глагола н.ф., отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Например, "формировать способности обучающихся к новому способу действия;
Знакомить с понятиями «беседа», « общение»; и т.д."
- написать, кто автор? описание (для кого предназначен материал)
Посмотрите по ссылке правила оформления публикации: https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Удачи Вам!
Оксана Анатольевна Галат # 14 марта 2015 в 20:10 0
Большое спасибо за комментарий!!! В дальнейших публикация обязательно учту Ваши замечания.
Светлана Васильевна Новоселова # 15 марта 2015 в 15:11 0
Здравствуйте Оксана Анатольевна!Внимательно прочитала ваш материал. Интересно и нужно современным подросткам. Голосую.
Ирина Анатольевна Болтачева # 15 марта 2015 в 20:35 +1
Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. С интересом изучила ваш классный час, так как являюсь классным руководителем 5 класса. В сети предлагают большое количество разработок, но многие приходится переделывать под себя, а ваш вариант классного часа я бы провела без доработки с удовольствием. Так как вы предлагаете очень интересные моменты для обучения детей умению вести беседу. Желаю творческих идей!!
Жанна Сергеевна Синолицына # 19 марта 2015 в 16:41 0
Оксана Анатольевна, спасибо за тему, как классный руководитель 5 класса хочу у Вас ее позаимствовать с Вашего разрешения! Спасибо!
Наталья Викторовна Борисова # 23 марта 2015 в 21:19 0
Ваша разработка содержательная. Понравилась сценка, кодекс правил. Ваше занятие проведу с своими ребятами в интернате. Спасибо за Ваш труд!