Отчёт по развитию познавательных способностей в подготовительной группе
Автор: Козырева Оксана Викторовна, МАДОУ "ДС 19 г. Благовещенска", воспитатель.
Описание материала: Материал будет полезен воспитателям и методистам. А также дополнительным педагогам по образованию.
Цель работы – оптимальное общее развитие ребенка, его ума, воли, чувств, при сохранении его здоровья и как надёжная основа усвоения им знаний, умений и навыков.
Задачи:
Развивать логическое мышления, внимания, память, речь, воображения.
Развивать интерес к учебному материалу;
Создать благоприятный фон занятий;
Использовать разнообразные виды деятельности, учёт возрастных особенностей.
Создать здоровьесберегающую среду, которая способствует предотвращению усталости, утомляемости, снятия напряжённости, отрицательных эмоций, давления одного человека на другого.
Актуальность
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у дошкольника познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Дошкольнику, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, естественно, самым благоприятным образом скажется на его умственном развитии.
Отчёт
Дополнительные занятия по развитию познавательных способностей у детей вела с сентября 2011 года по май 2012 года. Занятия проводились 1 раз в неделю в течение 20 – 30 минут. Эти занятия посещали 28 детей. Это дети, которые проявляли большой интерес к подготовке к обучению в школе.
На протяжении всего времени я использовала тактильные рукава, кубики Никитина, игры (Колумбово яйцо), «Вьетнамскую игру», «Листик». В своей работе я поставила цель, чтобы дети были активными, сообразительными, раскрепощёнными. Так как считаю, что учебная деятельность младшего школьника будет успешна в том случае, если он сможет управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что надо сделать. Обращала внимание детей на то, что очень важно уметь последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели. В первую очередь обращала внимание на развитие любознательности, развитие мышления и речи, так как эти качества не менее важны, чем умения читать и писать. В этом возрасте дети выражают активность и желание учиться, то есть сознательно овладевают теми приемами игровых и учебных действий, которые предают и развивают их познавательные способности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
Перед собой ставила цель, что цель занятий – не только способствовать психическому развитию детей, которое позволит им подняться до уровня школьной зрелости, а так же пробудить у ребят познавательный интерес: на занятиях уделяла внимание развитию «комплекса произвольности» – контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.
Всю развивающую и обучающую работу строила на основе индивидуального подхода. На первых занятиях по развитию и обучению использовала игры и упражнения, которые сами по себе довольно занимательны и не представляют для детей особой трудности. Делается это для того, чтобы ребята испытали уверенность в своих действиях, почувствовали вкус победы. В дальнейшем усложняла содержание игр. Самым главным во время игровых занятий отмечала все достижения детей, не акцентировала внимание на недостатки, хвалила за успехи и не ругала за ошибки. Большое внимание на занятиях уделяла развитию мелких мышц пальцев у детей (лепка, штриховка, работа с ножницами, обводка по шаблонам и т.д.).
В основе своей работы следовала принципам:
1) развивающая и обучающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода;
2) занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у детей живой интерес;
3) на занятиях необходимо создавать постоянный поддерживающий психологический «фон» для детей, создавать оптимальные психологические условия для успешного развития их мышления и личности;
4) большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Подобная работа по развитию познавательных способностей дошкольника, на мой взгляд, способствует: изменению у детей типа мышления, то есть формируется более высокий уровень абстракции и обобщения, формируется теоретическое мышление. Дошкольники становятся активными и инициативными школьниками; переход от игровой деятельности к учению происходит бескризисно; сокращается адаптационный период начального обучения и наблюдается его благополучное протекание.
Поначалу и завершению курса обучения была проведена диагностика. Анализ проверочных работ и наблюдение за деятельностью дошкольников позволяют определить уровень их готовности к систематическому школьному обучению, дать рекомендации и советы родителям по выбору школьной программы для обучения и развития их ребёнка. Многие из детей, посещающие занятия по развитию познавательных способностей имели по итогам диагностирования на начальном этапе более низкий уровень, чем по окончании.
Таким образом, результатом работы на «Развитие познавательных способностей у детей» за год, достигнут несомненный рост.
Рекомендуем посмотреть:
План работы кружка в детском саду. Старшая группа
Программа кружка для детей 3-5 лет
Программа кружковой работы в детском саду. Подготовительная группа
План работы кружка по рисованию в средней группе