Консультация для педагогов детского сада «Средства формирования словаря детей старшего дошкольного возраста»
Рассмотрим средства, способствующие формированию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Понятие средства раскрывается как — обязательные элементы оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
На основе анализа изученной литературы мной выявлены наиболее эффективные средства формирования словаря старших дошкольников это:
• Непосредственное наблюдение (экскурсии, труд взрослых, уличное движение…).
• Распознающие наблюдения, используются только при ознакомлении с новым объектом (при использовании различных анализаторов).
• Показ малознакомой картины, главное здесь объяснение взрослого.
• Рассматривание знакомых картин, здесь преобладает речь детей.
• Загадки, пословицы, поговорки.
• Показ кинофильмов и диафильмов, главное беседа по содержанию.
• Чтение художественных произведений.
• Рассматривание игрушек.
• Рассматривание сюжетных и предметных картинок.
• Дидактические игры и лексические упражнения.
• Речь педагога.
В старшем дошкольном возрасте в течение недели проводятся 3 занятия: по развитию речи, ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой (по программе М.А.Васильевой).
Формирование словаря происходит во всех видах деятельности детей: в быту, в дидактических играх, в труде, на занятиях, в изобразительной деятельности, на занятиях физкультурой, при ознакомлении детей с окружающим, в повседневной жизни.
Основной задачей ознакомления маленьких детей с окружающим является расширение их представлений о предметах, с которыми они непосредственно соприкасаются и обогащение словаря. ( А.В. Запорожец, Т.А. Макарова). Рассмотрим каждое из
средств более подробнее:
• Наблюдения. Не будем останавливаться подробно на их характеристике. Напом¬ним лишь требования к использованию методов непосред¬ственного наблюдения в интересах развития словаря.
Е. И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и осмотров:
1. Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересо¬ванность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
2. Во время наблюдения не следует перегружать внима¬ние детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюде¬ний детей разного возраста, но методы работы должны бьпъ различны.
3. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают, сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только по¬смотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
4. «В интересах максимального использования экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее устано¬вить те речевые формы (точная номенклатура и т. п.), ко¬торые будут закрепляться или предлагаться впервые».
5. Количество наблюдений и экскурсий «должно быть, педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий».
Эти требования педагогически оправданны, они опираются на знание закономерностей развития ребенка, про¬верены многолетней практикой и, безусловно, не потеря¬ли своего значения.
• К
средствам относятся также и рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребёнок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к раз¬ным частям речи.
Что касается наблюдений за деятельностью взрослых, то перечень объектов для этого определен программой и диктуется окружением детей, а их организация отвечает общим рассмотренным выше требованиям.
Еще раз подчеркну, что при определении программного содержания наблюдений, экскурсий задачи развития речи входят в состав образовательных задач. Воспитатель чётко намечает те слова, которые подлежат усвоению детьми и будут предметом особого внимания.
Важнейшим средством формирования словаря является сочетание непосредственногоного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала.
• Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься чётко, внятно. Используются специальные приёмы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов словосочетаний детьми.
Речевой образец воспитатель часто сопровождает поясне¬нием слов, толкованием их смысла. Бытует мнение, что дан¬ные приемы следует применять, главным образом, в стар¬ших группах. Однако с этим нельзя согласиться. Опыт рабо¬ты с детьми и специальные исследования свидетельствуют о возможности и целесообразности пояснений и толкований слов детям младшего и среднего дошкольного возраста. При пояснении значений слов, прежде всего, обращают внимание ребенка на функции предметов; при объяснении этимологии мотивированных названий также подчеркивают функцию предмета (самосвал — грузовой автомобиль, который сам сва¬ливает, сгружает; пешеходы — люди, которые пешком ХОДЯТ, и т. п.).
• Среди средсв обогащения словаря большое место занимает : показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном слу¬чае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.). На роль картинки в развитии словаря обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-ни¬будь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их налету». Кар¬тинка направляет, по мнению Ушинского, процесс фор¬мирования дара слова: «она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на про¬пуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно труд-но». Таким образом, картина несет ребенку вместе с пред¬ставлением и слово, ее рассматривание сопровождается ре¬чевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте.
При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая по¬степенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. В этих случаях картина предоставляет простор для расширения кругозора и для увеличения запаса слов.
• Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой наряду с воспитательными задачами определяется и объём, и характер работы над словом. Это не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Эффективность усвоения слова может быть усилена, если в дальнейшей работе оно будет использовано в разных видах речевой деятельности детей. Например, чте¬ние фрагментов из книги 3. Воскресенской «Сердце мате¬ри» было связано с работой над такими словами и слово¬сочетаниями, как трудолюбивая, заботливая, ласковые и доб¬рые руки, верное и чуткое сердце, неравнодушный.
Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: « поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит», «заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна».
В связи с чтением и рассказыванием могут использо¬ваться следующие приемы работы над словом:
— накопление содержания речи в предварительной ра¬боте, обогащение знаний об окружающем с целью подго¬товки детей к восприятию произведения;
— акцентирование внимания на словах, несущих основ¬ную смысловую нагрузку;
— лексический анализ языка художественных произве¬дений (выявление значений незнакомых слов и выраже¬ний, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств язы¬ка текста);
— объяснение педагогом значений слов;
— проговаривание слов детьми;
— замена авторских слов словами, близкими по значе¬нию;
— подбор слов для характеристики героев;
—употребление слов в разном контексте в связи с бесе¬дой
по содержанию произведения.
• Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаут¬ки, которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством «при¬вести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.
Вторая группа методов словарной работы использу¬ется для закрепления и активизации словаря; рассматрива¬ние игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художествен¬ных произведений, дидактические (словарные) упражне¬ния.
• Рассматривание игрушек как средство уточнения, закреп¬ления и активизации словаря используется во всех возраст¬ных группах. Игрушки предоставляют многократные воз¬можности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных эти¬ми представлениями словесных форм (Е. И. Тихеева). Со¬держание и подбор игрушек для каждой группы определя¬ются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жи¬лища людей и их окружение, средства передвижения, жи¬вотные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Осо¬бое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством укрепления и активизации бытового словаря в организо¬ванных играх и занятиях.
В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними (О.И.Соловьева, А. М. Бородич и другие). При рассматривании игрушек применяются игровые приёмы, игровые действия, но нет строгих правил.
Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода
объединяются, причем первый предшествует второму. Например, дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй - играют в «Чудесный мешочек»; рассматривание орудия труда может предшествовать дидактической игре «Кому, что нужно для работы» и др.
Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети
рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними.
Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их и в сочетании с другими словами.
• Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь.
Словарная работа тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания.
• Дидактические игры - широко распространенное средство словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводится. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснени¬ями, показом, что ведет к разрушению игры.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обоб¬щенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуа¬ции, когда он вынужден использовать приобретенные ра¬нее знания и словарь в новых условиях.
Подбор материала для дидактических игр должен опре¬деляться задачами словарной работы. Для активизации бы¬тового словаря подбирают игрушки или картинки, изобра¬жающие предметы быта, для активизации природоведчес¬кого словаря — природный материал (листья, овощи, фрук¬ты, животные, птицы). Одним из условий четкого руко¬водства играми является определение перечня слов, под¬лежащих усвоению.
В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста («Ма¬газин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»).
Для примера приведем наиболее типичные словарные игры.
«Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).
Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по харак¬терным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)
Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать мож¬но после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)
Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Зага-дывание загадки.
Ход игры. Обыгрывание мешочка. Доставание предметов и их рас¬сматривание, сопровождающееся характеристикой их внешнего вида, ча¬стей, назначения, признаков.
Определение предметов (помещены снова в мешочек) на ощупь, их называние и описание.
Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, иг¬ровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.
«Подбери посуду для куклы».
Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, фор¬мировать умение использовать их по назначению; активизировать сло¬варь (названия предметов посуды).
Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.
Игровые действия. Выбор посуды и ее доставка персонажу.
Ход игры. Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».
В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная,
чайная.
• Дидактические упражнения. Существуют разные виды упражнений. В школьной методике принято выделять лексические и словарные упражнения. Лексическими называются упражнения, служащие для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них
являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи: антонимы, синонимы, паронимы, фразеологические средства языка. Оба вида упражнений тесно связаны между собой, в ряде случаев их трудно разграничить.
Если придерживаться такого принципа типологии, то очевидно, что большинство упражнений со словом, с его смысловой стороной следует назвать словарными. Однако в последние годы в дошкольной методической литературе и практике все упражнения в области лексики (словарного состава языка) получили название лексических. Термины «словарные» и «лексические» употребляются как СИНОНИМЫ.
Дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определённую сложность. Поэтому особое внимание следует уделить подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают для активного отбора слов.
Основным содержанием лексических упражнений явля¬ются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родово¬му и подродовому признакам (животные, домашние жи-вотные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, вели¬чина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многознач-ными словами; распространение предложений с исполь¬зованием заданных слов.
Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.
• Загадывание и отгадывание загадок. Ценность средства состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора)
помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка.
Таким образом, можно выделить две группы средств по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста:
первая группа включает средства
• Непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
• Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений.
вторая группа включает средства
• Рассматривание игрушек.
• Рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием.
• Дидактические игры.
• Чтение художественных произведений.
• Дидактические (лексические) упражнения.
Эти средства используются для закрепления и активизацию словаря. Очень важно, чтобы работа над словарём, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с помощью различных средств, с учётом закономерностей овладения словом.
Рекомендуем посмотреть:
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Деловая игра для воспитателей детского сада
Изучение традиций башкирского народа в детском саду
Консультация для воспитателей ДОУ. Воспитание любви к Родине у старших дошкольников