Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов ДОУ по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов детского сада «Средства формирования словаря детей старшего дошкольного возраста»
Рассмотрим средства, способствующие формированию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Понятие средства раскрывается как — обязательные элементы оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
На основе анализа изученной литературы мной выявлены наиболее эффективные средства формирования словаря старших дошкольников это:
• Непосредственное наблюдение (экскурсии, труд взрослых, уличное движение…).
• Распознающие наблюдения, используются только при ознакомлении с новым объектом (при использовании различных анализаторов).
• Показ малознакомой картины, главное здесь объяснение взрослого.
• Рассматривание знакомых картин, здесь преобладает речь детей.
• Загадки, пословицы, поговорки.
• Показ кинофильмов и диафильмов, главное беседа по содержанию.
• Чтение художественных произведений.
• Рассматривание игрушек.
• Рассматривание сюжетных и предметных картинок.
• Дидактические игры и лексические упражнения.
• Речь педагога.
В старшем дошкольном возрасте в течение недели проводятся 3 занятия: по развитию речи, ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой (по программе М.А.Васильевой).
Формирование словаря происходит во всех видах деятельности детей: в быту, в дидактических играх, в труде, на занятиях, в изобразительной деятельности, на занятиях физкультурой, при ознакомлении детей с окружающим, в повседневной жизни.
Основной задачей ознакомления маленьких детей с окружающим является расширение их представлений о предметах, с которыми они непосредственно соприкасаются и обогащение словаря. ( А.В. Запорожец, Т.А. Макарова). Рассмотрим каждое из средств более подробнее:
• Наблюдения. Не будем останавливаться подробно на их характеристике. Напом¬ним лишь требования к использованию методов непосред¬ственного наблюдения в интересах развития словаря.
Е. И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и осмотров:
1. Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересо¬ванность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
2. Во время наблюдения не следует перегружать внима¬ние детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюде¬ний детей разного возраста, но методы работы должны бьпъ различны.
3. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают, сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только по¬смотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
4. «В интересах максимального использования экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее устано¬вить те речевые формы (точная номенклатура и т. п.), ко¬торые будут закрепляться или предлагаться впервые».
5. Количество наблюдений и экскурсий «должно быть, педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий».
Эти требования педагогически оправданны, они опираются на знание закономерностей развития ребенка, про¬верены многолетней практикой и, безусловно, не потеря¬ли своего значения.

• К средствам относятся также и рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребёнок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к раз¬ным частям речи.
Что касается наблюдений за деятельностью взрослых, то перечень объектов для этого определен программой и диктуется окружением детей, а их организация отвечает общим рассмотренным выше требованиям.
Еще раз подчеркну, что при определении программного содержания наблюдений, экскурсий задачи развития речи входят в состав образовательных задач. Воспитатель чётко намечает те слова, которые подлежат усвоению детьми и будут предметом особого внимания.
Важнейшим средством формирования словаря является сочетание непосредственногоного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала.
• Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься чётко, внятно. Используются специальные приёмы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов словосочетаний детьми.
Речевой образец воспитатель часто сопровождает поясне¬нием слов, толкованием их смысла. Бытует мнение, что дан¬ные приемы следует применять, главным образом, в стар¬ших группах. Однако с этим нельзя согласиться. Опыт рабо¬ты с детьми и специальные исследования свидетельствуют о возможности и целесообразности пояснений и толкований слов детям младшего и среднего дошкольного возраста. При пояснении значений слов, прежде всего, обращают внимание ребенка на функции предметов; при объяснении этимологии мотивированных названий также подчеркивают функцию предмета (самосвал — грузовой автомобиль, который сам сва¬ливает, сгружает; пешеходы — люди, которые пешком ХОДЯТ, и т. п.).
• Среди средсв обогащения словаря большое место занимает : показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном слу¬чае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.). На роль картинки в развитии словаря обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-ни¬будь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их налету». Кар¬тинка направляет, по мнению Ушинского, процесс фор¬мирования дара слова: «она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на про¬пуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно труд-но». Таким образом, картина несет ребенку вместе с пред¬ставлением и слово, ее рассматривание сопровождается ре¬чевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте.
При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая по¬степенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. В этих случаях картина предоставляет простор для расширения кругозора и для увеличения запаса слов.
• Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой наряду с воспитательными задачами определяется и объём, и характер работы над словом. Это не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Эффективность усвоения слова может быть усилена, если в дальнейшей работе оно будет использовано в разных видах речевой деятельности детей. Например, чте¬ние фрагментов из книги 3. Воскресенской «Сердце мате¬ри» было связано с работой над такими словами и слово¬сочетаниями, как трудолюбивая, заботливая, ласковые и доб¬рые руки, верное и чуткое сердце, неравнодушный.
Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: « поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит», «заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна».
В связи с чтением и рассказыванием могут использо¬ваться следующие приемы работы над словом:
— накопление содержания речи в предварительной ра¬боте, обогащение знаний об окружающем с целью подго¬товки детей к восприятию произведения;
— акцентирование внимания на словах, несущих основ¬ную смысловую нагрузку;
— лексический анализ языка художественных произве¬дений (выявление значений незнакомых слов и выраже¬ний, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств язы¬ка текста);
— объяснение педагогом значений слов;
— проговаривание слов детьми;
— замена авторских слов словами, близкими по значе¬нию;
— подбор слов для характеристики героев;
—употребление слов в разном контексте в связи с бесе¬дой
по содержанию произведения.
• Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаут¬ки, которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством «при¬вести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.
Вторая группа методов словарной работы использу¬ется для закрепления и активизации словаря; рассматрива¬ние игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художествен¬ных произведений, дидактические (словарные) упражне¬ния.
• Рассматривание игрушек как средство уточнения, закреп¬ления и активизации словаря используется во всех возраст¬ных группах. Игрушки предоставляют многократные воз¬можности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных эти¬ми представлениями словесных форм (Е. И. Тихеева). Со¬держание и подбор игрушек для каждой группы определя¬ются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жи¬лища людей и их окружение, средства передвижения, жи¬вотные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Осо¬бое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством укрепления и активизации бытового словаря в организо¬ванных играх и занятиях.
В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними (О.И.Соловьева, А. М. Бородич и другие). При рассматривании игрушек применяются игровые приёмы, игровые действия, но нет строгих правил.
Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода
объединяются, причем первый предшествует второму. Например, дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй - играют в «Чудесный мешочек»; рассматривание орудия труда может предшествовать дидактической игре «Кому, что нужно для работы» и др.
Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети
рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними.
Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их и в сочетании с другими словами.
• Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь.
Словарная работа тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания.
• Дидактические игры - широко распространенное средство словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводится. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснени¬ями, показом, что ведет к разрушению игры.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обоб¬щенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуа¬ции, когда он вынужден использовать приобретенные ра¬нее знания и словарь в новых условиях.
Подбор материала для дидактических игр должен опре¬деляться задачами словарной работы. Для активизации бы¬тового словаря подбирают игрушки или картинки, изобра¬жающие предметы быта, для активизации природоведчес¬кого словаря — природный материал (листья, овощи, фрук¬ты, животные, птицы). Одним из условий четкого руко¬водства играми является определение перечня слов, под¬лежащих усвоению.
В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста («Ма¬газин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»).
Для примера приведем наиболее типичные словарные игры.
«Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).
Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по харак¬терным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)
Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать мож¬но после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)
Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Зага-дывание загадки.
Ход игры. Обыгрывание мешочка. Доставание предметов и их рас¬сматривание, сопровождающееся характеристикой их внешнего вида, ча¬стей, назначения, признаков.
Определение предметов (помещены снова в мешочек) на ощупь, их называние и описание.
Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, иг¬ровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.
«Подбери посуду для куклы».
Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, фор¬мировать умение использовать их по назначению; активизировать сло¬варь (названия предметов посуды).
Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.
Игровые действия. Выбор посуды и ее доставка персонажу.
Ход игры. Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».
В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная,
чайная.
• Дидактические упражнения. Существуют разные виды упражнений. В школьной методике принято выделять лексические и словарные упражнения. Лексическими называются упражнения, служащие для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них
являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи: антонимы, синонимы, паронимы, фразеологические средства языка. Оба вида упражнений тесно связаны между собой, в ряде случаев их трудно разграничить.
Если придерживаться такого принципа типологии, то очевидно, что большинство упражнений со словом, с его смысловой стороной следует назвать словарными. Однако в последние годы в дошкольной методической литературе и практике все упражнения в области лексики (словарного состава языка) получили название лексических. Термины «словарные» и «лексические» употребляются как СИНОНИМЫ.
Дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определённую сложность. Поэтому особое внимание следует уделить подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают для активного отбора слов.
Основным содержанием лексических упражнений явля¬ются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родово¬му и подродовому признакам (животные, домашние жи-вотные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, вели¬чина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многознач-ными словами; распространение предложений с исполь¬зованием заданных слов.
Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.
• Загадывание и отгадывание загадок. Ценность средства состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора)
помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка.

Таким образом, можно выделить две группы средств по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста:
первая группа включает средства
• Непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
• Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений.
вторая группа включает средства
• Рассматривание игрушек.
• Рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием.
• Дидактические игры.
• Чтение художественных произведений.
• Дидактические (лексические) упражнения.
Эти средства используются для закрепления и активизацию словаря. Очень важно, чтобы работа над словарём, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с помощью различных средств, с учётом закономерностей овладения словом.

Рекомендуем посмотреть:

Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Деловая игра для воспитателей детского сада Изучение традиций башкирского народа в детском саду Консультация для воспитателей ДОУ. Воспитание любви к Родине у старших дошкольников
Консультация для родителей в детском саду по развитию речи
Опубликовано: 2218 дней назад (24 марта 2018)
Просмотров: 2081
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!