Интервью ребенка, пострадавшего от жестокого обращения
Автор: Максимишина Ольга Брониславовна, ОГКУ СО ЦПД г.Ангарск, педагог-психолог
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку интервью с ребенком (от 3 до 16 лет), пострадавшего от жестокого обращения.
Данный материал будет полезен практикующим психологам, педагогам и специалистам, работающим с детьми, жертвами насилия.
Методика интервью с ребенком, который подвергся насилию
«Дети всех возрастов могут рассказать нам все, что они знают, если правильно задавать им правильные вопросы» (Уокер,1994)
Цель: Сбор первичной информации о случившемся с ребенком и ее анализ для принятия дальнейшего решения.
Задачи:
1) Сбор информации о ребенке и его окружении
2) Установление контакта, который является основой работы специалиста с ребенком и родителями
3) Получение представления о семейных отношениях и характере функционирования семьи
4) Установление всех форм жестокого обращения
Перед собеседованием необходимо учесть: а) Место и время собеседования, б) Способности ребенка, в) Роль многодисциплинарной профессиональной команды (наблюдатели, манера общения, оцените безопасность и внедрение известной информации, тип заявления). Помните: 1) Ребенок общается с помощью языка, поведения и эмоций, 2) Ребенок - всегда наш наивысший приоритет, его нужды, а не нужды исследователей. Беседа проводится в комфортных условиях для ребенка в отдельном помещении, желательно без свидетелей. Используем в работе доску, маркеры и ватман.
Типы вопросов:
1. Задавайте простые открытые вопросы: «Расскажи мне о…»
1) Формируйте следующий вопрос, учитывая информацию, которую вам только что рассказал ребенок
2) Поясняйте местоимения
3) Примите во внимание возраст и способности ребенка
4) Избегайте вопросов, начинающихся со слов: «Скажи мне, пожалуйста…», «Помнишь ли ты…», «Почему…»
5) Не выдавайте информацию ребенку сами
2. Предметный вопрос (используя информацию, которую ребенок уже выдал): «Расскажи мне обо всем, что случилось в машине?», « Кто тебя трогал?», « Где ты был (была)?», « Кто еще там был?»
3. Вопрос с несколькими вариантами ответов: «Ты был (была) на кухне, в гостиной или где-то еще?»
4. «Да» или «нет» всегда сопровождайте открытыми вопросами
5. Наводящий вопрос – ловушка, т.к. ответ заключается в вопросе, но еще не был выдан ребенком, иногда содержит подтверждающий вопрос: « Дядя… трогал твое влагалище, не так ли?»
Процесс раскрытия информации (Необходимо изучить, как произошло признание):
1) Большинство детей не рассказывают
2) Случайное или целенаправленное высказывание
3) Могут изначально отрицать или отказаться от слов впоследствии
Фазы собеседования:
1. Налаживание контакта (Инструкции, Правда/ложь, Практика повествования).
2. Открытое приглашение/вопрос - Что ты знаешь о том, зачем ты сегодня здесь? Тебе кто-нибудь объяснил, как получилось, что тебе понадобилось поговорить со мной?
3. Анатомические рисунки/ разговор о прикосновениях
4. Переход к предмету беспокойства
5. Выяснение подробностей – объяснений для отчетных документов
6. Установление отношений – другие формы жестокого обращения
7. Завершение
Налаживание контакта
Учтите: 1) Информацию о семье - ребенок может не упоминать людей,
2) С кем живет ребенок, 3) Домашних животных
• Представление себя и обстановки: «Меня зовут Ольга, я разговариваю с детьми и слушаю их, сегодня я хочу поговорить с тобой. Я хочу, чтобы ты знал, что здесь есть камера, которая все снимает, чтобы мне не пришлось все записывать и я смогла запомнить наш разговор. У тебя есть вопросы по этому поводу? Я напишу свое имя на доске. Хочешь написать твое имя? (как пишется твое имя?). Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?
• Рисование лица: «Когда я разговариваю с детьми, то прошу нарисовать их лица и сейчас мы нарисуем твое, с чего начнем?.. Что еще нарисовать чтобы было похоже на тебя?»
• «Расскажи мне все о себе, так как мы встретились впервые…Ты ходишь в школу? Расскажи мне о школе…Что ты любишь делать, когда ты не в школе?»
Инструкции:
1) Если я задаю тебе вопрос, а ты не знаешь ответ (не помнишь), скажи мне: «не знаю или не помню», я не хочу чтобы ты гадал или придумывал когда мы разговариваем
2) Следующее что нужно обсудить это правда или неправда.
• Некоторые требуют, чтобы вы определили, может ли ребенок различать правду и ложь.
• Некоторые берут обещание с ребенка говорить правду.
• Некоторые намеренно не обсуждают этот вопрос.
«Сейчас нарисую картинку в качестве примера, а ты задавай мне вопросы. Вот дом, у дома есть окна и дверь. Снаружи играют несколько детей, они кидают друг другу мяч. Вот этот мальчик кидает мяч и случайно попадает в окно и разбивает его. Из дома выходит женщина и она хочет знать, что случилось с ее окном. Она спрашивает у этого мальчика, что случилось с моим окном? И он отвечает «не знаю», потом она спрашивает у следующего и он отвечает: «Я бросил мяч и случайно разбил ваше окно. Кто из них говорит правду, а кто неправду? Поправляй меня, если я что-то скажи или напишу не правильно, скажи мне что я не права…»
3) Скажи мне, если не понимаешь вопрос
Цель инструкции:
1. Уменьшить вероятность давления
2. Снизить внушаемость
3. Инструкции по ожидаемому поведению
4. Уменьшить авторитет обследователя
5. Поощрять ребенка
Практика повествования
1) Помогает наладить (установить) контакт
2) Дает информацию о способностях ребенка
3) Практикуйте модели для детей, как описывать подробности о событии
«Ты сказал, что любишь ходить в парк, расскажи мне, что ты делал, когда последний раз ходил в парк»
4)Заставляйте их рассказывать о конкретном эпизоде « Кто был с тобой? Что ты слышал? Что ты чувствовал? Ты чувствовал какие-нибудь запахи?
5)Избегайте общих фраз: «Обычно мы качаемся на качелях или катаемся с горки»
Открытое приглашение/ вопрос (для всех возрастов)
• Что ты знаешь о том, зачем ты здесь сегодня?
• Тебе кто- то сказал прийти и поговорить?
• Иногда дети приходят поговорить со мной, потому что с ними случилось что то, с то бой что-нибудь случилось?
• Можно спросить о взаимоотношениях в семье: как ты ладишь с мамой, с папой, с братом? Что вы делаете с мамой, папой…?
Анатомические рисунки:
1) Дифференциация полов (вначале используйте рисунок того же пола что и ребенок), понимает ли ребенок что изображено на рисунке.
2) Общепринятые названия частей тела (нарисуйте линию или обведите кружком часть тела, будьте последовательны)
3) Спросите у ребенка « Как ты это называешь?» Повторите то, что сказал ребенок.
4) Дайте знать ребенку, что неправильных ответов нет, вы просто хотите знать, как он называет разные части тела.
5)Используйте в беседе слова - названия ребенка, даже если нет названия у частей тела - это нормально
6)Разговаривайте не о преступнике
7)Разговор о прикосновениях начните с положительных прикосновений:
«Бывают прикосновения к которым ты нормально относишься? Или которые тебе нравятся? Тебя целуют?»
Определите, кто касался ребенка, к какой части тела и было ли это нормально для него. Избегайте упоминания хорошие и плохие прикосновения.
8)Всегда используйте рисунки женского и мужского пола
9)Могут использоваться во всех случаях физического жестокого обращения и сексуального насилия.
Выяснение подробностей. Необходимо создать нейтральный, направленный на выявление фактов диалог:
• Используйте повествование, чтобы узнать подробности жестокого обращения
• Учтите различные формы жестокого обращения
• Изучите другие объяснения.
1) Когда произошло признание, необходимо спросить, случилось ли это однажды или более одного раза
2) Затем можно сконцентрироваться на эпизоде:
• Расскажи мне когда (твой дядя…) последний раз трогал твою (писю)?
• Что произошло сначала, что произошло потом?
• Поощряйте ребенка продолжать рассказ
• Если вам нужно задать конкретный вопрос, продолжите его более открытым вопросом
• Элементы преступления: Кто, что, когда, где, как - физические доказательства
• Что ты чувствовал (а)? Что говорилось? Где были другие люди? Позиция? Что было с одеждой?
• Ты мог бы кому-нибудь сказать? Кому ты сказал?
• Он (она) сказала можно или нет об этом говорить? Были угрозы?
• Спросите про первый раз, другой раз, другое место, про тот раз, когда было хуже всего.
• Расскажи мне все, что случилось с того времени, как он пришел домой, до того как ушел из твоей комнаты
• Попросите нарисовать комнату (помещение), в которой все это было (стимулирует память, расширяет подробности) - может быть доказательством
• Кто-нибудь говорил тебе, что говорить, а что нет?, какие слова он использовал?
• Кто-нибудь еще трогал тебя также?
Безопасный поиск всех форм жестокого обращения:
1. Сексуальное насилие
2. Физическое насилие
3. Психологическое насилие (эмоциональное)
4. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка / риск травм / доступ к алкоголю / злоупотребление запрещающими веществами
Заключение:
• Есть что–то еще, о чем я должна спросить тебя / о чем мы еще должны поговорить
• Есть еще что-нибудь, что ты считаешь, я должна знать?
• У тебя есть вопросы ко мне, по поводу того что мы сегодня обсудили?
• Хочешь взять с собой рисунок, где мы рисовали тебя (твое лицо)?
Таким образом, можно подвести итог, что профилактика и раннее выявление факторов пренебрежения родительского долга и жестокого обращения с детьми, а так же всесторонняя помощь детям, жертвам насилия – обязанность всего мирового сообщества.
Рекомендуем посмотреть:
Адаптация пятиклассников к процессу обучения в основной школе
Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста
Методика первичной беседы с ребенком после жестокого обращения