Автор: Владимир Макуров
Мне нравится вечерний город мой,
Когда, вдыхая ароматы мая,
Я, проходя по улице родной,
С закрытыми глазами все узнаю.
Вот за густой оградой тополей
Зажглись в квартирах огоньки уюта.
Я радуюсь сверканию огней –
Ведь завтра снова будет чье-то утро.
Асфальт поблескивает строгостью сухой,
Влюбленные бредут неторопливо.
И звезды паутиной золотой
Рассыпались по небу шаловливо…
Техника выжигания по шёлку (или, точнее, вытравка рисунков на шёлке) была известна достаточно давно. Гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
Автором оригинального метода обработки тканей в России, получившего название «гильоширование», стала Зинаида Петровна Котенкова. Впервые метод был разработан в 1980-е годы в Рыбинске, а в 1990 году было получено авторское свидетельство на изобретение. Зинаида Котенкова сотрудничала с модельером Вячеславом Зайцевым, а также получила благодарственное письмо от Энне Бурды, создательницы журнала «Burda Moden».
Для панно была выбрана техника гильоширования, которую наиболее выгодно использовать в случае сложного рисунка, тонких линий и сыпучести ткани.
Преимущество этой техники состоит в том, что на изготовление изделия требуется значительно меньше времени, чем на изделие, выполненное в технике машинной аппликации.
Возраст аудитории: дети среднего школьного возраста, педагоги технологии и педагоги дополнительного образования.
Назначение: Панно, оформленное в рамку, можно использовать для украшения интерьера и в качестве подарка.
Цель: Изготовить панно «Огни вечернего города»
Задачи:
- познакомить с приёмами гильоширования;
- показать последовательность изготовления аппликации;
- научить разрабатывать рисунок для гильоширования;
- развивать фантазию и воображение;
Ткани.
Выжигание по ткани основано на свойстве тканей из химических волокон – плавиться и склеиваться под действием высокой температуры.
Для гильоширования подходят только ткани на синтетической основе, так как они при нагревании не горят, а плавятся: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шёлк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат. Для того, что бы проверить ткань, можно взять небольшие кусочки, и приложив к кальке, попробовать вырезать небольшую деталь выжигателем, затем прижать пальцем. Ткань должна приклеиться к кальке. Для панно лучше взять плотную ткань для того, чтобы клей не проступал на лицевую сторону.
Прибор.
Основным рабочим инструментом является прибор для выжигания по дереву – выжигатель («Умелец», «Дымок», «Узор» и др.). Они отличаются друг от друга только способами крепления иголки (игла впаяна в ручку, игла крепится в ручке с помощью винта). Иглу выжигателя по дереву можно заменить на более тонкую: взять медную проволоку диаметром 0,3 мм, длиной 3см., обмотать нихромовой проволокой диаметром 0,15мм. (5-6 витков), прикрепить к выжигателю пайкой или винтами.
Игла должна нагреваться до температуры, достаточной для прожигания и оплавления ткани. Иглу затачивают надфилем и полируют мелкой шкуркой.
Стол.
Для работы понадобится стол с подсветкой, для этого можно использовать обычный раскладной стол, убрав среднюю часть и положив стекло толщиной 3 - 5 мм. Размеры стекла определяются размером изготавливаемого изделия. В целях безопасности стекло желательно вставить в деревянную рамку. Под стеклом располагаем настольную лампу.
Внимание!
- в процессе работы не касайтесь иглы во избежание ожога!
- при работе игла должна быть строго перпендикулярна поверхности стекла. След иглы на ткани должен быть точкой, а не линией.
- включив прибор в сеть, проверьте работоспособность иглы, прислоняя ее к х/б ткани. Должен остаться коричневый след от иглы. При работе иглу необходимо периодически чистить для снятия окалины, т. к. окалина снижает температуру иглы. После 30 мин. работы выключить прибор из сети и аккуратно почистить иглу либо лезвием, либо мелкой шкуркой.
- ткань обязательно нужно проутюжить, чтобы не было складок
Приёмы гильоширования, используемые при изготовлении панно:
1. Прожигаются контурные линии на ткани. По линии разреза образуется прочный сварной шов;
2. «Точечная сварка». Она выполняется легкими касаниями горячей иглой наложенных друг на друга слоев ткани таким образом, чтобы в точке касания ткань оплавилась, но не прогорела насквозь.
Ход работы:
1. Подготовить материалы и инструменты, необходимые для работы
- ткань на синтетической основе двух цветов (контрастных)
- пленка самоклеющаяся (серебряная)
- калька для перевода рисунка (под тушь)
- рамка для панно
- клей (карандаш), горячий пистолет
- маркер (чёрный, голубой), простой карандаш
- прибор для выжигания, стекло, настольная лампа
- ножницы
- утюг
2. Пошаговый процесс изготовления
1. Приготовить рисунок, можно взять из интернета. На компьютере увеличить до нужного размера. Нужно учесть, что в готовом виде рисунок получится в зеркальном отображении.
2. На кальку карандашом перевести рисунок, упрощая его. Рисунок должен получиться графичным.
3. Полученный рисунок обвести чёрным маркером.
4. Детали рисунка закрасить цветным маркером, для того что бы видеть, какие части нужно вырезать. Для тех, кто владеет техникой гильоширования, это не обязательно.
5. На кальку уложить предварительно поутюженную ткань, в данном случае – синего цвета. Приколоть в нескольких местах булавками, чтобы ткань не сдвигалась.
6. Положить рисунок на стекло тканью вверх, включить настольную лампу. Выжигателем прикрепить ткань к кальке в нескольких местах.
7. Выжигателем вырезать рисунок по линиям, не забывая через каждые 2-3 см. прижимать пальцем ткань к кальке. Это важно, так как рисунок должен приклеиться к кальке. Линия вырезания должна быть непрерывной.
8. Убрать лишнюю ткань, придерживая детали рисунка руками.
9. Убрать мелкие элементы вырезки. Основной рисунок должен остаться на кальке.
10. Наложить в нужных местах серебряную пленку лицевой стороной вниз Приклеить ее на клеящий карандаш. Намазывать клеем детали из ткани нужно осторожно, если клея будет много, то он выступит с лицевой стороны и испортит внешний вид работы. Можно серебряные детали закрепить выжигателем, точечной сваркой в нескольких местах.
11. Детали рисунка аккуратно промазать клеевым карандашом (лучше взять самый тонкий), клей не должен выступать за края деталей.
12. Наложить сверху ткань основы, располагая рисунок посередине, и аккуратно прижать ткань руками по всему рисунку.
13. Проутюжить со стороны кальки утюгом, для лучшего склеивания деталей. Нагрев утюга должен быть минимальный, не нужно долго застаивать на одном месте, так как серебрянные детали могут деформироваться и потерять блеск.
14. Положить работу на столе калькой вверх и аккуратно, придерживая руками рисунок, снять кальку. Рисунок должен остаться на ткани основы.
15. Положить работу на стекло (лампа нам больше не нужна), и точечной сваркой скрепить все детали по контуру. Для соединения (сваривания) 2-З слоев ткани нужно иглой прожигать точки с интервалом 1- 2 мм , прижимая пальцем место прокола, что обеспечивает точечную сварку слоев ткани.
16. Готовое панно оформляем в рамку.
17. Освоенную технику изготовления панно применили при разработке коллекции одежды.
Так выглядит аппликация в рамке и на платье.
[/align]
Рекомендуем посмотреть:
Выжигание по ткани. Мастер-класс
Мастер-класс по изготовлению панно в технике "гильоширование" ко Дню Святого Валентина
Розы из изолона своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Вешалка для мелочей своими руками
Похожие статьи:
Техника витраж красками по стеклу