Фольклор и народные праздники в детском саду
«Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие»
М. Монтель
У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Люди стремились воспитывать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая юному поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений.
В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.
Обучение детей фольклору, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ (проведения интегрированных занятий на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса).
Сценарий праздника "Посиделки на Покров" написан для детей 6-7 лет. Сценарий будет хорошим подспорьем для воспитателей, музыкальных руководителей детских образовательных учреждеиний.
Программные задачи:
- Формировать представления детей о русских народных праздниках;
- развивать интерес у детей к русской народной культуре;
- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на русскую народную музыку, песни, танцы, игры;
- воспитывать уважение к русским народным традициям.
Ход праздника
Ведущая:
Здравствуйте, люди добрые.
Гости, дорогие!
Рады вас видеть у себя в гостях.
В нашей горнице, дома русского!
Здесь, для вас гостей дорогих
Будет праздник большой,
Праздник радостный.
По православному «Покров» называется.
Будем веселиться, да радоваться.
Под музыку группы «Иван Купала» дети в русских народных костюмах заходят в зал
и становятся в хоровод
Ведущая:
Очень часто за событиями и за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хотя, более привычны нам полеты на луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.
1 ребенок:
Вот так чудо-чудеса…
Пожелтели все леса!
Время сказочных даров-
Будем праздновать Покров!
2 ребенок:
Осень землю покрывает
Пёстрым, праздничным ковром.
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом!
3 ребенок:
Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина;
Там скирд виднеется: а там, через забор,
Кистями красными повиснула калина.
Ведущая:
Веселье – от всех бед спасенье.
Не скучай народ – заводи хоровод.
Хоровод “На горе-то калина”. (Дети садятся на места).
Ведущая:
А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.
Пришел к нам октябрь-батюшка
Принес с собой наш любимый праздник – Покров!
В народном православии название праздника «Покров» стали связывать с природными явлениями: в этот день зачастую иней или снег впервые покрывали землю, указывая близость зимних холодов. Скотину кормили последним снопом, и с этого дня коров уже больше на улицу не выводили, т. к. уже было холодно.
Ведущая:
От всего на свете злого
Лес, и поле, и дома –
Покрывает всё покровом
Богородица Сама.
танец «Осеннее размышление» (с органзой)
Ведущая:
Стоит Матрена, здорова, ядрена.
Пасть открывает, что дают – глотает! (Печка)
Ведущая:
Правильно, подброшу дрова в печку, чтобы стало тепло. В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова:
Батюшка-Покров,
Натопи нашу хату без дров!
Есть на Руси – матушки такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет». Но вот, сразу все и согрелись.
С днем Покрова был связан обряд «запекания углов». Обычно хозяйка пекла «блины». Первый блин разламывался на четыре части, которые раскладывали в четырех углах избы. Одновременно домового просили о том, чтобы он не пускал в избу холод.
А теперь дружно скажем:
«Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нем – добром!»
Проводится игра «Напеки блины»
Ведущая:
С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами.
Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»
1 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»
2 ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья
3 ребенок: Дело мастера боится.
4 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
5 ребенок: Гуляй, да время не теряй!
6 ребенок: Есть терпенье - будет и уменье!
7 ребенок: Умелые руки не знают скуки!
Ведущий:
Покров – первое зазимье.
Зазимье пришло-засидки привело.
Девочки, красавицы
А не желаете ли вы по воду сходить?
Песня «Пошла млада за водой».
Ведущий:
С покрова дня во всей России начинались регулярные девичьи посиделки.
Обычно девушки собирались на посиделки по понедельникам, средам и пятницам и продолжались они с заката до полуночи.
Ведь надо и ниточку спрясть, и ткань соткать, и одежду сшить (девочки сидят на лавке и занимаются рукоделием)
Ведущая:
Если есть в лесу цветы-будет и поляночка.
Если есть в избе девчата – будет и гуляночка.
Проходи, честной народ, не пыли дорожка.
Добры молодцы идут погулять немножко.
(выходят мальчики)
1 мальчик: Девочки-беляночки, где вы набелились?
1 девочка: Мы вчера коров доили, молоком умылись.
2 мальчик: Вы послушайте, девчата, нескладуху буду петь:
«На дубу свинья пасется, в бане парится медведь»
2девочка: А я умница, я разумница - про то знает вся улица, петух да курица.
Кот да кошка, мой друг Ермошка, да и я немножко.
3 мальчик: Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас,
Повезу свою подружку всем соседям на показ.
3 девочка: У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы женихи.
4 мальчик: Люди сходятся, в хоровод становятся.
Танец «Кадриль»
Ведущая:
Подходи скорей сюда - будет у нас веселая игра.
Эй, народ заводи хоровод.
русская народная игра «Кострома»
Ведущая:
Наши ложки знает целый мир,
Наши ложки русский сувенир.
Хохломские, псковские, тульские, загорские.
Вятские, смоленские, ложки деревенские.
Ансамбль «Ложкари»
Ведущая:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша ... .(балалайка)
Танец «Балалаечники»
Ведущая:
А еще бывало, что на посиделках грызли семечки.
Кому-то это нравилось, но бывали такие случаи…
Дуэт исполняет песню «Семечки»
Ведущая:
Славно, славно мы и пели и плясали.
Во чтобы нам поиграть? Да и гостей позвать.
А играть мы будем в «Тетёру»
(Дети и гости играют в р.н. игру «Тетёра»)
Ведущая:
А сейчас гости дорогие, порадуйте хозяйку русским переплясом.
Русский народный танец «Четыре двора»
Ведущая:
Гость доволен - хозяин рад!
Милости просим за стол отведать пирогов.
Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста
Фольклорный праздник на Старый Новый год в детском саду. Сценарий
Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на тему: Весна
Фольклорный праздник в детском саду. Сценарий. Старшая-подготовительная группа
Похожие статьи:
Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду