Конспект урока биологии для 11 класса на тему: «Биотические факторы среды»
Урок изучения нового материала с использованием частично - поискового и проблемного методов.
Цель:
сформировать понятия о типах межвидовых взаимоотношений; показать многообразие связей между организмами разных видов, обитающих в экосистемах.
Актуализировать знания учащихся по терминам "симбиоз", "хищничество", "паразитизм", "конкуренция", «сотрапезничество», «антибиоз».
Задачи:
Образовательные: Обеспечить усвоение знаний об отношениях организмов в природе, влиянии организмов друг на друга;
• Значение взаимоотношений в природе;
• Формировать единую картину живой природы и взаимосвязи ее компонентов.
Развивающие:
• развивать умения самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей, умения сравнивать, обобщать, аргументировать свой ответ;
• развивать навыки работы с исследовательским листом по заданиям;
• формировать познавательный интерес обучающихся к изучению экологии.
Воспитательные:
• воспитание интереса к познанию живой природы через решение биологических задач
Ввести новые понятия: "антибиоз", "комменсализм", "протокооперация", "мутуализм", «сотрапезничество»
Оборудование: мультимедийная установка, экран, ролики по теме урока, исследовательский лист, групповые задания, презентация.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Мотивация учебной деятельности.
1). Просмотр ролика «Гармоничное устройство жизни» (только 1 мин. 20 сек.) И-р[1]. Беседа с учащимися о теме урока.
Цель и задачи урока формируются учащимися. Записывается тема в тетрадь (слайд 1).
2). Формируются группы для работы на уроке. Объяснение системы работы по исследовательскому листу. Задание №1 выполняется совместно.
3). Задание с опережением (электронная карточка) выполняется сильным учеником. И-р [4].
Исследовательский лист
1). Существуют несколько видов отношений. Их надо распределить по трём группам (см. таблицу №1) и записать в таблицу (слайд 2). В таблице имеются колонки:
виды отношений их характеристики,условные знаки взаимодействия видов м/у собой (+ - 0), формулировка определения данного взаимоотношения организмов, примеры среди растений или животных (можно другие царства),значение биотических связей в природе(экосистеме). Типы отношений включают: симбиоз, антибиоз, нейтрализм.
Отдельно на исследовательском листе находятся виды взаимоотношений: комменсализм (лат. con mensa — буквально «у стола» , «за одним столом»); квартиранство, симбиоз, антибиоз, нейтрализм, нахлебничество, протокооперация, хищничество, паразитизм, мутуализм [mutuus — взаимный, обоюдный], конкуренция, каннибализм.
1.1). Что из перечисленного лишнее, а может это понятие не имеет право на существование (слайд 3)? Проверка выполнения первого общего задания (слайд 4).
Далее даётся время для выполнения заданий в группах.
Таблица №1. Взаимоотношения м/у живыми организмами и их
характеристики.
Группа 1.
Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (-) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Исходя из этого расставьте в таблице условные знаки.
Виды отношений (с учётом условных знаков отражающих взаимодействия организмов м/у собой):
Полезновредные (+-), взаимовредные (---),взаимополезные (++), полезнонейтральные (+0).
В колонку таблицы: условные знаки взаимодействия видов м/у собой поставить нужные знаки.
Группа 2.
Соотнесите предлагаемые понятия и определения и занесите их в нужные строки таблицы согласно видов отношений.
Группа 3.
Рассмотрите рисунки (1-10) на карте взаимосвязей м/у организмами и распределите их по видам отношений.
Группа 4.
Определите значение существующих у видов взаимоотношений в природе (эволюции).
2). Перед второй частью работы в группах по исследовательской карте говорится об относительном распределении по группам взаимоотношений м/у организмами. Идёт демонстрация ролика «Сотрапезничество». После просмотра предлагается дать определение и условными знаками определить тип взаимоотношений.
3). Работа в группах:
I группа. Расставляет условные знаки взаимодействия видов м/у собой
(+ - 0).
II группа. Готовит формулировки данных взаимоотношений.
Определения различных видов взаимоотношений.
Соотнесите предлагаемые понятия и определения:
1) мутуализм (симбиоз); 2) нейтрализм; 3) конкуренция; 4) комменсализм (квартирантство); 5) комменсализм (нахлебничество); 6) паразитизм; 7) хищничество (трофизм), 8) аменсализм; 9) протокооперация.
1. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.
2. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.
3. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.
4. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
5. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.
6. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
7. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.
8. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.
9. Совместное существование приносит пользу представителям обоих видов, но такое сожительство необязательно.
ответы:
1) 8; 2) 5; 3) 1; 4) 4; 5) 2; 6) 3; 7) 6; 8) 7; 9) 9
III группа. Записывает, распределяя предложенные примеры в картинках в таблицу (см. приложение №1).
IV группа. Решет проблемную задачу. «Почему симбиоз является частным случаем паразитизма? (на примере лишайника)».
4). Заслушиваются ответы групп.
1 группа. После ответов учащихся на доске демонстрируется заполненная таблица для проверки (слайды 4-11).
2 группа. После ответов учащихся на доске демонстрируется заполненная таблица для проверки (слайды 12-19).
3 группа. После ответов учащихся на доске демонстрируется заполненная таблица для проверки (слайды 20-29).
4 группа даёт ответ на вопрос (слайд 30).
5). Демонстрируется ролик
«Биотические факторы», как грач в муравейнике «обрабатывает» перья лимонной кислотой. И-р[2].
(с учащимися идёт беседа о виде взаимоотношений).
6). Демонстрируется ролик
«Пример симбиоза муравьи и гусеницы», как муравьи пасут и доят гусеницу австралийской бабочки голубая-женивье (с учащимися идёт беседа о виде взаимоотношений). И-р[3].
Делается вывод о значении биотических связей в природе (слайд 31).
II. Подводятся итоги урока.
Домашнее задание (слайд 33- 34).
Список литературы:
1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
2. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.
3. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
Интернет-ресурсы:
Ролик: «Биотические факторы»
Ролик: «Пример симбиоза муравьи и гусеницы»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока биологии в 11 классе с презентацией. Учение Дарвина