Роль матери в воспитании ребенка в современном мире
Автор: Зайцева Ольга Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 9 Киселевского городского округа
Данная методическая разработка может быть использована как конспект проведения родительского собрания, встречи в семейном клубе, сценария проведения праздника, посвященного Дню матери.
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме изменения роли женщины в современном мире, выяснить, как это отражается на воспитании детей. Помочь осознать необходимость в обращении к традиционным ценностям семейного воспитания.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей (Приложение № 1)
2. Видеофильм, снятый в детском саду «Для чего нужна мама?»
Детям средней группы было предложено ответить на вопросы:
- Для чего нужна мама?
- Почему ты любишь маму?
- Как ты узнал, что мама тебя любит?
- А что ты любишь делать вместе с мамой?
Оборудование: чистые листы и ручки, наборы цветной массы для лепки, аудиозаписи спокойной красивой музыки, песни «Мама-первое слово» из кинофильма «Мама».
Ход мероприятия
Современный мир – это время когда меняется все, и перемены происходят настолько стремительно, что мы просто не успеваем за ними. И еще больше сегодня говорят о новаторстве, о новаторстве во всем, и воспитание детей, не стало исключением, и как-то невольно возникают мысли, а стоит ли доверяться этому новому, стоит ли экспериментировать с воспитанием.
Философская энциклопедия определяет, что эксперимент, служит проверкой гипотез и предсказаний теории. Существует и такая трактовка – эксперимент это опыт, проба. А еще в науке есть утверждение отрицательный результат, тоже результат. Но согласитесь, в воспитании ребенка отрицательный результат – вовсе не результат, и второго шанса, исправить ошибки не будет. И может, стоит задуматься о традициях воспитания, проверенных не одним поколением. И, безусловно, самым неизменным, самым мощным фактором воспитания является образ матери.
Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы. Они обступали ребенка с раннего детства и сопровождали всю жизнь.
На фоне музыки звучит стихотворение Дмитрия Кедрина «Сердце матери».
Дивчину пытает казак у плетня:
- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей! -
Дивчина в ответ, заплетая косу:
- Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!-
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
«Бедная мать! Вот тебе и награда за твою любовь! Того ли ожидала ты? Но в том - то и дело, что матери не ожидают наград…. их единственная награда – это ребенок, который вырастет и станет Человеком.
Образ матери – первый человеческий образ, возникающий у маленького ребенка, так каков же он, идеальный образ матери? Историки, литературоведы, культурологи, социологи, исследующие этот вопрос, отмечают его удивительную устойчивость. Ведь основные характеристики и эталонные черты социокультурного образа женщины-матери со времен античности фактически не изменились.
Звучит спокойная, красивая музыка, на ее фоне ведущая обращается к присутствующим, с такими словами: Мы предлагаем вам закрыть глаза буквально на минуточку и вспомнить себя ребенком, пускай это будет самое доброе и радостное воспоминание, а теперь вспомните свою маму, нет, не такой, какой вы видите ее сейчас, а такой, какой вы помните ее в детстве.
Ах, как хочется вернуться в безмятежность детских дней,
И доверчиво прижаться к доброй мамочке моей!
Рассказать свои тревоги, знаю: мама всё поймёт.
Успокоено услышать:"Не волнуйся, всё пройдёт!"
Мы предлагаем вам не простое, но очень важное для нашей сегодняшней встречи задание. Напишите письмо маме от себя ребенка, именно ребенка, настолько ребенка, насколько вы сможете вспомнить, изложите в нем все, что вам хотелось ей сказать. А главное вспомните, чего вам больше всего не хватало, чего вы ждали от нее, и пускай это будут не упреки в прошлое, а возможность исправить будущее, ваше и вашего ребенка. (В течении 7-10 минут, родители выполняют предложенное задание, все время звучит спокойная музыка)
А теперь прочитайте свое письмо, уверенна, что во всех ваших письмах имеется одно общее для всех желание – чтобы мама больше времени дарила вам, чаще была рядом, играла, читала, ласкала.
Сегодня мы все чаще слышим о том, что родители не справляются со своими детьми. «Я ничего не могу с ним сделать, он меня не слушается», говорит мама не бунтующего подростка, а четырех, пятилетнего ребенка. Почему так происходит, а причина проста – родители, и частности матери, теряют авторитет. Ведь авторитет появляется не на пустом месте. Вот какой человек является авторитетным для вас? (знающий, компетентный, тот, кому вы доверяете, кто сумел доказать вам каким либо поступком свою правоту). А как понять ребенку, что если он будет делать, так как сказала мама, то получит положительный результат, ведь он не в состоянии понять ваших глобальных замыслов, о воспитании настоящего человека. А авторитет складывается из маленьких дел, в результате, которых ребенок может убедиться сделал, так как сказала мама, получилось хорошо. Давайте разбираться. Но сначала мы предлагаем вам посмотреть небольшой фильм, который, уверенны, заставит задуматься вас о том, о чем пойдет речь далее. Актеры в этом фильме самые любимые – ваши дети, и рассказывают они, для чего им нужна мама, и за что они ее любят. (Просмотр видеофильма)
Сегодня дискредитируется традиционный образ матери. Современная мама – это мама, которая каждый день уходит на работу, и непонятно, что там она делает (не понятно естественно ребенку). А вечером приходя с этой самой работы, мама в сумке приносит все что нужно (еду, угощения и т.п). Или мама так увлечена всесторонним развитием своего чада, что целый день водит его, то на кружок, то на тренировку, то на репетицию. А вечером мама уже устала и даже еду для семьи готовит на скорую руку и, как правило, помощник в лице маленького ребенка, от которого помощи меньше чем беспокойства, ей естественно, не нужен. И зачастую все чаще мама прибегает к «быстрой еде» - полуфабрикаты, пельмени из пакета, торты, печенья, пирожные – все тоже в красивой упаковке. Вы, наверное, можете задать вопрос, как приготовление еды может укрепить авторитет матери. Все просто, если вы печете пироги вместе с ребенком, и всякий раз терпеливо показываете и рассказываете ему как это правильно сделать, то с десятого раза у вашего малыша получится красивый и ровный пирожок - и он понимает если послушать маму, то все у него получается. Вот и выходит, что мама, если ребенок не разделяет с ней труда, постепенно в его глазах превращается в некий обслуживающий персонал, и в этом образе разве может она быть авторитетом. Ведь если оглянуться в историю, не совсем даже в древнюю, лет сто назад, авторитет родителей был, несомненно, очень высок. И отчасти потому, что дети видели процесс труда своих родителей и его результат, сами принимали в нем участие.
А значит, первое правило – все, что можно делать вместе с ребенком, делайте вместе с ребенком. А еще современная мама – это мама с укладкой, маникюром, макияжем. Нет, мы не говорим, что это плохо, женщина, без сомнения должна быть красивой и ухоженной – но мы говорим о том, что на все это уходит время и не мало. А теперь честно, ответьте себе на вопрос – у кого вы воруете это время. Почему у нас нет его, когда сын или дочка просит нас поиграть - да, да в домик, или в гараж, или порисовать, или полепить. Ребенок вынужден занимать себя сам, самостоятельно находить себе занятие, или искать тех, кто разделит с ним его интересы. А когда ему исполнится тринадцать, мы с наивностью будем удивляться, почему он нас не слушает, почему мнение друзей для него важнее, чем наше, материнское мнение. Ответ прост когда, когда вы были ему нужны, вам было некогда, вы упустили свой шанс, когда ребенок был готов вас слушать, когда, играя с ним, вы могли его научить, всему, ведь мир, он маленький еще человек, познает через игру.
Конечно, каждый из вас может возразить – не хватает времени, но как сказал известный философ Артур Шопенгауэр: «Человек всегда найдет время на то, что ему действительно интересно». Осталось лишь честно ответить себе на вопрос: «А что мне интересно?»
Итак, правило второе – всегда находите время на игры с детьми. Играя, с ребенком вы станете для него тем, человеком с которым, он захочет разделить свои интересы.
Нам искренне хочется верить, что разговор, сегодня не был напрасным, и вы о многом задумаетесь. Помните самое главное, для маленького ребенка мама это целый мир, и то каким этот мир будет, зависит только от вас.
И не забывайте дарить любовь своим матерям, учите этому своих детей.
Мама... Простое, казалось бы, слово,
А сколько в нем нежности, ласки, тепла,
Ребенок лопочет его бестолково,
Ручонки раскинув, припухший от сна.
В печали и в радости мы произносим,
То робкое "Мама", то резкое "Мать".
Порой на чужбине вдруг сердце запросит
Совсем незнакомую - мамой назвать.
А дома так часто ей делаем больно
Поступками, взглядами, жестами мы,
Потом вдалеке вспоминаем невольно
О том, что прибавило ей седины.
И пишем на школьных листках торопливо
Признанья своей запоздалой вины.
Она их читает, краснеет стыдливо,
И в горьких морщинах слезинки видны.
Давно без письма все обиды простила,
А тут ей до боли приятно прочесть:
"Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что ты любишь, За то, что ты есть!!!
Ну что ж, а теперь давайте пригласим сюда наших детей. В зал входят дети, под песню «Мама – первое слово» из к\ф «Мама».
1 ребенок: Видеть вас мы очень рады, знаем, любите вы нас!
2 ребенок: А сейчас играть мы будем, вместе с вами – это класс!
Игра в парах, все разбиваются на пары мама и ребенок.
Правила игры. Пока звучит музыка дети и мамы свободно перемещаются по залу, когда останавливается музыка, звучат команды:
1. Береза – мама и ребенок встают спиной друг к другу и подминают руки вверх.
2. Тополь - мама и ребенок встают спиной друг к другу и расставляют руки в стороны.
3. Пенек – мама и ребенок, встают спиной друг к другу и приседают.
4. Солнышко – поворачиваются друг к другу и улыбаются.
(В данной игре количество команд, зависит от возраста детей – 3-4 года две команды, 4-5 лет три команды, 5-7 лет – четыре команды)
Мастер-класс «Вместе с мамой».
На каждую пару мама-ребенок, заранее готовятся наборы цветной массы для лепки. Задание нужно приготовить «угощение» для гостей (пицца, пирожки, торт, пирожные и т.п). Что «готовить» участники игры решают сами.
Дорогие мамы, а сейчас, ваши дети подарят вам подарки, которые они для вас приготовили. (Ладошка ребенка, на которую они приклеили надпись «Будь рядом!»)
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Как вы считаете, вы являетесь авторитетом для своего ребенка?
2. Часто ли ребенок вас не слушается?
3. Согласны ли вы с утверждением, что в современном мире авторитет матери слабеет? Если вы ответили «да», назовите три причины, почему, по-вашему, это происходит?
4. Как вы считаете, изменилась ли в современном мире роль матери в воспитании ребенка?
5. Есть ли у вас общие занятия с ребенком?
6. Какую помощь в быту вы доверяете ребенку?
7. Есть ли в вашей семье семейные традиции? Какие?
8. Играете ли вы вместе с ребенком? В какие игры?
9. Часто ли вы говорите ребенку, что заняты, когда он просит вас поиграть с ним?
10. Как вы считаете, хватает ли вашему ребенку вашей любви и внимания?
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий семейного праздника в старшей группе, посвященного "Дню матери"
Тематическая встреча с родителями в детском саду «Азбука нравственности»
Сценарий совместного праздника родителей и детей подготовительной группы ко Дню Матери
Сценарий конкурса чтецов "День матери" в средней и старшей группе
Похожие статьи:
Сценарий ко Дню Матери в подготовительной группе ДОУ