Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада с презентацией на тему: Ёж
Конспект занятия по познавательному развитию «Колючий гость» для детей старшего дошкольного возраста
Описание: Данное занятие уточнит знания детей о диком животном – еже. О его внешнем виде, особенностях жизнедеятельности, о питании и о том, как животное зимует. В процессе занятия дети поиграют в подвижные игры, которые помогут познакомиться с жизнью ежей более широко и наглядно. Ведь дети дошкольного возраста знакомятся с окружающим миром через игру.
Материал будет полезен воспитателям детских садов. Работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Автор: Останина Виктория Александровна, воспитатель МАДО «Росток» СПДС «Серебряное копытце», город Нижняя Салда. Цель: Расширить представления детей о ежах. Задачи: - уточнить представления детей о внешнем виде животного, особенностях его жизнедеятельности;
- развивать познавательную активность детей;
- воспитывать бережное отношение к живым существам. Материалы и оборудование: ёжик, шапочка ежа, шапочка лисы, шишки по количеству детей, ноутбук, телевизор. Предварительная работа: чтение рассказа Михаила Пришвина «Ёж», рассматривание иллюстраций о жизни ежа.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о… а вот о ком сегодня пойдёт наша беседа, вы попробуйте отгадать.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала. (Ёж) Ответы детей. Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. Посмотрите, какой ёж к нам пришёл в гости.
Воспитатель: Посмотрите на него внимательно, что он нам принёс из леса?
Дети рассматривают ёжика, и перечисляют, что увидели. Воспитатель: Да, запасливый ёжик нам попался, посмотрите, у него и ягодки есть на спинке.
Внимательнее присмотримся и грибочки есть и даже красивые осенние листья.
Ну грибочки и ягодки я понимаю, что он их скушает, а листочки ему зачем? Как вы думаете? Ответы детей. Воспитатель: Правильно. Листочки ёжик несёт в свою норку. Он выстилает ими свою нору, чтобы ему было тепло и мягко. Ребята, скажите, а по ёжику можно понять, какое время года сейчас? Ответы детей. Воспитатель: Да, если внимательно рассмотреть ёжика, то мы поймём, что он пришёл к нам из осеннего леса, ведь листики у него жёлтые, а деревья меняют сой наряд именно осенью. Послушайте небольшой рассказ о еже.
Ёж очень интересное животное.
Всё его тело покрыто иголками. Иголочек нет только на мордочке, лапках и брюшке животного. Иголок у ежа очень много. Его глазки напоминают чёрные бусинка, носик – маленький и всегда влажный. Нюх и слух у ёжика хорошие, а вот видит ёжик не очень хорошо. Что же кушает ёж?
Питается ёжик насекомыми, которых ловко ловит, не откажется от маленьких ужиков, мышек, лягушек, улиток. Любит малину, землянику. Может кушать и грибочки, и лесные яблоки. Еду ёж ищет ночью, в сумерках. А днём отсыпается у себя в жилище. А живёт ёж в гнезде, которое строит из веточек, листьев, мха.
Может ёжик жить и в норе, которую находит брошенной.
Он устилает её листьями и спит в ней всю зиму. Чтобы хорошо перезимовать, ёжику нужно хорошо кушать осенью, накопить подкожный жир, чтобы и пережить зиму. Просыпаются ежи только тогда, когда температура воздуха будет +15 градусов. Весной у ежей рождаются маленькие ежата.У мамы ежихи может родиться 4 ежонка. Рождаются они маленькие, слепые и совсем без колючек.
Через 15 дней тело ежонка покрывается мягкими колючками.
Ребята, когда мама ежиха идёт куда то со своими детками, то они идут ровно друг за другом и не отстают.
Предлагаю вам поиграть в игру «Ежих и ежата».
Игра «Ежиха и ежата»
Цель игры: активизация двигательной активности.
Правила игры: Воспитатель одевает шапочку «Ёжик» (можно маску) – он ведущий. Дети сидят на стульчиках или скамейке. Воспитатель подходит к каждому ребёнку по очереди и говорит слова: «Я ежиха мама,
Умная я дама,
Я тебя зову гулять,
Ягодки пособирать»
Ребёнок встаёт со своего места, встаёт сзади воспитателя, берёт его за талию. Теперь он «ежонок».
Воспитатель с ребёнком делают несколько шагов в сторону со словами: «Пых-пых-пых». Затем воспитатель с ежонком за спиной походит к следующему ребёнку, повторяет свои слова, и ребёнок встаёт за ежонка, берёт его двумя руками за талию и уже втроём они делают несколько шагов в сторону, дружно говоря: «Пых-пых-пых».
Игра продолжается, пока все ребята не станут «ежатами».
Воспитатель: Вот как много ежат у мамы ежихи! Спасибо вам за игру, присаживайтесь на свои места. Дети садятся на свои места. Воспитатель: Ребята, так вы думаете, есть ли у ежа враги? Ответы детей.
Воспитатель: Опасны для лиса, барсук, филин, орёл, ворона. А если ёж подходит к человеческому жилищу, то и бродячие собаки могут быть ему опасны. Ребята, а как ёж может защитить себя от этих хищников. Ответы детей. Воспитатель: Молодцы, чувствуя опасность, ёжик сворачивается в клубок, и взять его не так - то просто! А как вы думаете, а хитрая лиса может перехитрить ёжика? Ответы детей.
Воспитатель: Хитрая лиса, поэтому и зовётся хитрой, даже в этой ситуации плутовка нашла выход. Она с осторожность катит свернувшегося в клубок ёжика до ручейка или речушки и сталкивает его в воду. Ёж вынужден развернуться и начать плыть, вот тут то лиса его схватит. Вот какая хитрая лиса. Вот такая грустная история. Но стоит отметить, что в лесу не так часто и встречаются ручейки и речки. Поэтому удачно спасается ёж, свернувшись в клубок!
Подвижная игра «Лиса и ёжики»
Цель: Развивать двигательную активность и быстроту реакции.
Правила игры: Все дети – ёжики, один ведущий – лиса. «Лиса» сидит на стульчике у стеночки, ежи гуляют. Ведущий говорит: «Вышли летом погулять
Ёжики-ребята.
Ягодки, грибы искать
Осенью им надо!
Тихо, тихо не шуршим,
А то лису разбудим!»
«Лиса» просыпается, и ловит «ежей». Задача «ежей» присесть на корточки – «свернуться в клубок». «Ежа» достаточно просто задеть рукой – он считается пойманным. Пойманные ежи, садятся на лавочку. Игра повторяется вновь. «Лиса» выбирается считалочкой из пойманных ежей. Воспитатель: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. Ёжики шустрые у нас, а лисы хитрые, так как и есть в природе. Ответы детей. Воспитатель: Ребята, занятие подошло к концу.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, о каком животном сегодня наше занятие? Ответы детей. Воспитатель: Правильно. Уточните, это дикое или домашнее животное? Ответы детей. Воспитатель: Да, ёж- это дикое животное. Объясните, почему вы так решили? Ответы детей. Воспитатель: Совершенно верно. Он живёт в лесу. Скажите, у ежа есть враги? Ответы детей. Воспитатель: Всё вы запомнили! Молодцы! Ребята, вам домашнее задание. Если вам понравилось наше занятие, то возьмите домой по шишке.
Ребята, попробуйте дома превратите её в ёжика. Выполните? Ответы детей. Воспитатель: До новых встреч!
Приложение 1.
Михаил Пришвин «Ёж»
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и – здравствуйте! – ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.
И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:
„Зачем это ёжику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
– Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.
– Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
– Ну иди, иди. – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода...
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.
– Пей, – говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:
– Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:
– Давай спать. Лёг и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.
Здравствуйте, Виктория Александровна!
Замечательное занятие для старших дошкольников! Занятие простроено чётко, лаконично, наполнено интересными играми, да ещё в ненавязчивой форме предложено домашнее задание!
Голос!