Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дошкольное образование детей: что ждать от нового стандарта

Многие педагоги считают, что знания и ценности, заложенные ребенку в дошкольном возрасте, и станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека. Дошкольное образование важнейшую роль при формировании будущей личности. Возможно, именно из этих соображений при реформировании системы образования в Российской Федерации законодатель уделил особое внимание проблемам дошкольного образования. О том, как себя показал Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – закон об образовании) за несколько месяцев его применения, и чего ждать от федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) (далее – стандарт дошкольного образования), вступающего в силу 1 января 2014 года, мы побеседовали с директором ФГНУ "Институт психолого-педагогических проблем детства" РАО, к. п. н., профессором, членом рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования Татьяной Волосовец.

До вступления в силу закона об образовании дошкольное образование являлось первой ступенью общего образования. После 1 сентября 2013 года дошкольное образование относится к уровню общего образования (ст. 4 закона об образовании). Как Вы оцениваете данное нововведение?
Т.В.: Очень хорошо. Закон об образовании определил новый статус дошкольного образования как уровень общего образования. Повышение статуса дошкольного образования – это очень позитивная тенденция. При этом неплохо было бы повысить статус педагога дошкольного образования, в том числе выровнять уровень зарплат в дошкольном образовании и в школе. В регионах эта работа уже ведется.
Всем известно, что в России очень остро стоит проблема очередей в детских садах. Согласно официальным данным, в настоящий момент ждут места в группах около полумиллиона детей. Как можно решить эту проблему?
Т.В. Эту проблему можно решить двумя способами. Первый – строительство новых детских садов. Эта задача поставлена в майских (2012 года) указах президента, ее выполняют регионы России. На строительство из федерального бюджета направлено 59 млрд руб. Второй – развитие вариативных организационных форм дошкольного образования, и этот способ как раз и отражен в стандарте дошкольного образования.
В п. 2 ч. 3 ст. 44 закона об образовании указано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное образование в семье. Кто в данном случае контролирует получение ребенком указанного образования?
Т.В. Ответа на этот вопрос пока нет. Минобрнауки России в Плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования планирует разработать Методические рекомендации "Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования" в 2014 году.
Многие критикуют стандарт дошкольного образования за обилие общих норм (нет четкой регламентации, как развивать детей; какие условия для этого должны быть; какое максимальное количество детей допустимо в группе). Ваше мнение на этот счет?
Т.В. Стандарт дошкольного образования ориентируется на множественность возможных Примерных основных образовательных программ образовательных учреждений с признанием различий в их психолого-педагогических основаниях, методах и формах работы, признанием вариативности условий и результатов работы дошкольных образовательных учреждений. Все, что касается образования и развития, будет отражено в этих программах. Условия, в том числе психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические, отражены в стандарте дошкольного образования. Предельная наполняемость групп, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности, устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Ранее размер родительской платы (платы за присмотр и уход за ребенком) в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливался в размере не более 20% затрат на содержание ребенка (ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании"). В законе об образовании отменено ограничение в 20% для указанной платы и предоставлено право учредителям самим устанавливать ограничение. Таким образом, плата детскому саду за услуги по присмотру и уходу за детьми может возрасти для родителей в пять раз. Какие пути выхода из сложившейся ситуации Вы видите?
Т.В.Выход один – внесение соответствующих изменений в закон об образовании. Хотелось бы вернуть формулировку ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", согласно которой размер родительской платы (платы за присмотр и уход за ребенком) в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливался в размере не более 20% затрат на содержание ребенка.
Мнение[
/b]
Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:
"Доступность и качественность дошкольного образования – это один из значимых факторов при принятии решений молодыми семьями о том, что они готовы стать родителями. И по существу именно дошкольное образование – это единственное, где мы не гарантируем пока еще гражданам общедоступность. Нам нужно обязательно решить эту задачу".
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ст. 67 закона об образовании). Какая деятельность будет осуществляться применительно к детям такого возраста?
Т.В. Сейчас авторами дорабатываются Примерные основные образовательные программы, где отражена и система работы с детьми от двух месяцев до трех лет. Педагогами и психологами накоплен большой опыт развития и воспитания детей в этом возрасте. Ясельные группы были и в советское время, функционируют они и сейчас. Не вижу никаких проблем в разработке Программ для детей младенческого и раннего возраста.
Как в России происходит создание консультационных центров для родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования?
Т.В. Пока никак, хотя в п. 3 ст. 64 закона об образовании установлено право родителей воспользоваться методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощью в консультационных центрах. Минобрнауки России в Плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает разработать "Методические рекомендации по организации и функционированию консультационных центров (организационные, экономические, функциональные вопросы)в 2014 году.

Рекомендуем посмотреть:

Новости образования. ЕГЭ и видеокамеры Новости образования. ЕГЭ 2014 года Новости образования. Школьная форма Вступил ли в силу ФГОС?

Похожие статьи:

Новости образования

Деятели культуры считают, что "Россию лишают полноценного музыкального образования" | Таблица умножения
Опубликовано: 3614 дня назад (14 декабря 2014)
Просмотров: 2686
+4
Голосов: 4
Наталия Андреевна Захарова (Сивашова) # 11 января 2015 в 12:42 -1
Татьяна Семеновна вы затронули важную тему. Жаль что эти перемены каждый участник воспитания детей воспринимает по своему. Родители еще пока в него вникают без энтузиазма, администрация хватается за голову боясь что в чем то не смогут соответствовать стандартам, педагоги - делятся на тех кто рад переменам и ждет их уточнения, а другие не хотят воспринимать эти перемены, ругают и сами не хотят меняться. Пока все это не уравнится, пока стандарт не войдет в силу и не заработает на всех уровнях - так и будет сумятица. Поэтому хорошо что публикуются разные мнения.
Ольга # 29 февраля 2016 в 20:46 0
В декабре 2015 были внесены крайние изменения в 273 ФЗ.