Дидактическая игра как способ активизации учебной деятельности первоклассника на уроках математики
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании первоклассников. В них удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Предлагаю Вашему вниманию несколько игр, которые можно использовать на уроках математики в 1 классе в подготовительный период.
Автор: Полякова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ «Основная общеобразовательная школа №33», г. Новокузнецк
Задачи: развивать умение различать такие геометрические фигуры, как круг, треугольник, квадрат, находить эти фигуры в окружающей обстановке.
Формировать пространственные и временные представления, направления движения; отношения «больше», «меньше», «столько же» между группами предметов.
1. Угадай, какая эта фигура
Дидактическая цель. Распознавание геометрических фигур.
Средства обучения. Геометрические фигуры из картона.
Содержание игры. Идёт соревнование по рядам (командам). Побеждает та из них, которая набрала большее количество звёздочек за правильные ответы.
Обучающиеся поочерёдно выходят к доске и становятся спиной к классу, отводя руки за спину. Учитель вкладывает ребёнку в руку геометрическую фигуру, а тот должен назвать фигуру и сосчитать её элементы ( число углов, сторон, вершин). Ответивший правильно получает звёздочку и садится на место. Вызывается ученик из второго, третьего ряда.
2. Составь узор
Дидактическая цель. Выявление умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Средства обучения. Набор из 9 фигур: 1 красный круг, по 2 жёлтых и зелёных треугольника, по 2 красных и синих квадрата.
Содержание игры. Учитель предлагает одному из обучающихся составить узор на магнитной доске, другим – у себя на парте. С этой целью даётся задание: разместить на середине магнитной доски ( или столе ученика) красный круг, вверху и внизу от круга 2 жёлтых треугольника, справа и слева – 2 красных. Правее этого узора предлагаю выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу – красные, справа и слева – синие квадраты. Затем составить любой узор из фигур и расположить его слева от первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трёх узорах.
3. Составим разноцветный поясок.
Дидактическая цель. Распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений.
Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладывают на чистый лист бумаги круги, квадраты, треугольники: посередине красный круг, справа от него – зелёный треугольник, слева – жёлтый, справа от зелёного треугольника – синий квадрат, слева от жёлтого треугольника – красный круг и т.д. В результате получается разноцветный поясок.
4. Загадки Весёлого Карандаша.
Дидактическая цель. Формирование умения сравнивать предметы по форме.
Содержание игры. Весёлый Карандаш нарисовал различные картинки, составленные из геометрических фигур, но не закончил их. Он предлагает угадать, каких геометрических фигур недостаёт в каждом рисунке, и дорисовать их.
5. Придумай ещё.
Дидактическая цель. Формирование умения дорисовать ( квадрат, треугольник) до какого-либо знакомого предмета.
Содержание игры. На доске карточка с изображением Буратино.
- Кто к нам пришёл в гости? (Буратино) А как вы назовёте его верхний рисунок? (Круг)
Справа от круга учитель ставит ещё один рисунок, «солнышко».
- Что же получилось у Буратино из круга? (Солнышко)
- Буратино предлагает вам загадку – какие предметы можно ещё нарисовать на основе круга? (Арбуз, яблоко, помидор и т.д.)
Такая же работа проводится по двум следующим рисункам, один из которых («печенье») напоминает квадрат, а другой («флажок») получен из треугольника. Игра развивает наблюдательность, смекалку, позволяют проводить сравнение предметов по форме и размеру.
6. Неделька
Дидактическая цель. Закрепление дней недели, повторение понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого», «предшествует», «следует за».
Содержание игры. Учитель вызывает к доске семерых учеников и раздаёт таблички с названием дней недели. Затем он громко произносит название любого дня недели.
Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде «Неделька, постройся!» остальные учащиеся должны в правильной последовательности занять места с первым учеником. Учитель задаёт вопросы:
- Какой день наступает после понедельника?
- Какой день следует за вторником?
- Какой день следует за средой? И т.д.
- Какой день недели наступает раньше других? (Понедельник)
- Какой день недели наступает позже других? (Воскресенье)
- Какой день недели предшествует субботе? (Пятница) И т.д.
7. В котором часу?
Дидактическая цель. Формировать умения определять время по часам.
Содержание игры. Учитель выставляет рисунки, иллюстрирующие основные моменты режима дня: подъём, завтрак, уход в школу, приход из школы, ужин и др., выраженные круглым числом часов (без минут). Время каждого режимного момента учитель записывает примером на сложение и вычитание. Ученики, решившие примеры правильно, определяют время каждого режимного момента, проиллюстрированного на доске, а затем показывают на циферблате часов. Например, над рисунком, иллюстрирующем подъём с постели, записан пример «4+3». Это означает, что ученик встаёт с постели в 7 часов утра. Аналогично дети определяют и показывают на часах и другое время.
8. Построим аквариум для рыбок
Дидактическая цель. Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Средства обучения. 10 рыбок разного размера (6 жёлтых и 4 красных) и 4 полоски бумаги. Содержание игры. Учащиеся заранее вырезают из цветного картона больших и маленьких рыбок. На уроке математики учитель предлагает одному из учеников на магнитной доске, другим у себя на партах сделать аквариум (выложить его из полосок бумаги), опустить в аквариум сначала больших рыбок, затем маленьких и сосчитать, сколько больших, сколько маленьких, сколько красных, сколько жёлтых рыбок плавает в верхней части аквариума, сколько в нижней. Одна из рыбок плывёт слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз.
9. Построим домики и посадим деревья
Дидактическая цель. Обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.
Средства обучения. 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зелёного цвета для ёлок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке и 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке)
Содержание игры. Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске, другим на партах построить (выложить из бумаги) сначала высокий дом, потом –низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую ёлочку, около низкого дерева-высокую ёлку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя зелёными полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой ёлки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке. (Игра проверяется поэтапно). В дальнейшем проводятся словесные игры, цель которых состоит в том, чтобы включить в активный словарь учащихся термины, связанные со сравнением предметов по размеру.
10. Фигуры высшего пилотажа
Дидактическая цель. Формирование у детей понятий «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо».
Средства обучения. Рисунок самолёта.
Содержание игры. Учитель рассказывает, что во время праздничных парадов лётчики выполняют на самолётах разные фигуры высшего пилотажа: самолёт то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз и т.д. Учитель выступает в роли лётчика. Его самолёт (рисунок) выполняет разные фигуры, меняя направление движения, а лётчики-ученики определяют направление маршрута и по сигналу учителя (взмаху руки) хором указывают его, употребляя слова «вверх», «вниз». «направо», «налево», «справа налево». «слева направо» (по отношению к детям).
Рекомендуем посмотреть:
Урок-сказка по математике в 1, 3 классе-комплекте. Конспект
Дидактические игры для детей 5-10 лет на тему: Спорт