Открытое мероприятие для воспитателей
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» посёлка 1-го отделения совхоза «Масловский» Воронежской области
Открытое мероприятие для воспитателей
Непосредственная образовательная деятельность «Ох, уж эти гласные»
(Дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].)
Занятие плановое, поэтому некоторые задания дети выполняли впервые. В мероприятии участвовало 8 детей, т.к. дифференциация проводилась с 4 звуками и предполагалась работа в паре.
Цель 1: показать воспитателям групповое занятие логопеда с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Цель 2: произвести слухопроизносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У] у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Обратить внимание воспитателей на пробелы в поведении детей, на их умение ориентироваться в тетрадях, на их умение строить коллективную работу.
2. Закрепить умение соотносить условное обозначение звука со звуком.
3. Формировать фонематические представления детей на материале звуков [А], [О], [И], [У].
4. Закрепить у детей навык соотнесения звука с буквой.
5.Формировать умение работать в тетради по устной инструкции.
6. Формировать у дошкольников умения работать в паре.
Оборудование: Магнитная доска. Условные обозначения гласных звуков по методике Т.Ткаченко. Предметные картинки: мак, рак, дом, сом, лук, куст, кит, лист. Буквы А, О, У, И из разрезной азбуки (шрифт 150) по количеству всех детей. Буквы А, О, У, И для показа на доске. Восемь тетрадей в крупную клетку, столько же простых карандашей. Разноцветные камешки марблс.
Ход НОД
Организационный момент
Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается на звук [А] (1 парта), [У] (2 парта), [И] (3 парта), [О] (4 парта).
Основная часть
Логопед: Сколько звуков мы уже с вами знаем? (4)
Сколько букв мы заселил в Буквоград? (4)
А почему наши буквы мы заселили в домики с красными крышами? (Они гласные звуки.)
Почему они называются гласными звуками? (Потому что, когда эти звуки образуются, воздушная струйка вылетает без преград.)
Чем наши звуки похожи? (Они гласные, обозначаются красным цветом.)
Сегодня мы попробуем разобраться, чем же все-таки они друг от друга отличаются. А помогут нам в этом наши геометрические фигурки, которыми мы наши звуки обозначаем.
Логопед: Какой звук обозначает большой красный круг? - [А]. Какой звук обозначает маленький красный круг? – [У]. Какой звук обозначает красный овал? – [О]. Какой звук обозначает красный прямоугольник? – [И]. Молодцы! Когда мы с вами обозначали этими фигурами наши звуки, мы обращали внимание на то, как работают наши губки во время произнесения этих звуков. Давайте вспомним, как работают наши губки, когда мы произносим звук [А]. ([У], [И], [О].) Думаю, теперь вы поняли, чем отличаются наши звуки друг от друга? (По-разному работают губки.)
Логопед: ну а теперь, давайте потренируемся отличать эти звуки друг от друга в словах.
Далее идет работа у доски. Дети по одному выходят к доске, на которой закреплены условные обозначения звуков [А], [О], [И], [У]. Ребенок берет перевернутую картинку, лежащую на столе, называет ее, определяет, какой гласный звук находится в ее названии и соединяет с ее условным обозначением. (Работа у доски подразумевает и двигательную активность детей, поэтому ее можно расценивать, как небольшую физминутку.)
Логопед: Ну а теперь поиграем в игру «Четвертый лишний». Так как сегодня мы различаем звуки [А], [О], [И], [У], то и выделять лишнее слово мы будем по наличию этих звуков в словах. (Слова: ухо, улей, улитка, аист; индюк, иголка, ива, ослик; арбуз, учитель, ананас, автобус.)
Логопед: пришло время вспомнить буквы, которыми мы наши звуки обозначаем. (Изображение букв выставляется на доску.) Перед вами на партах лежат буквы. У доски вы определяли, какой один гласный звук живет в слове. Сейчас задание сложнее: я называю слово, а вы должны поднять те буквы, которые есть в этом слове. (Слова: ослик, мишка, санки, квас, ноги.) Молодцы!
Логопед: Пора немного отдохнуть! (Выполняется упражнение для развития координации речи с движениями.)
Мы в лес пошли, Дети маршируют.
Топор нашли. Останавливаются.
Дрова рубили: Ноги – на ширине плеч, руки в «замок».
- Ах! Ох! Ух! Их! Энергичные наклоны.
Далее идет работа в тетрадях, в которых напечатаны буквы А, О, У, И по одной на каждой строке.
Логопед: Наши тетрадки совсем заскучали. Пора в них поработать. Посмотрите внимательно, сколько сегодня рабочих строк? (4) Напечатайте, пожалуйста, четыре буквы А. (Между инструкциями дается время для их выполнения.) Затем две буквы О (три И, одну У.) Хорошо, молодцы!
(Не все дети справились с заданием после однократного произнесения инструкций. Некоторым пришлось повторить ее несколько раз.)
Логопед: Ну а теперь новое для вас задание, но я думаю, что вы справитесь. Покажите нам, как вы умеете работать в паре.
На каждую парту кладется изображение одной из четырех гласных букв. Ребята в паре пробуют выложить эту букву из камешков "марблс". (Не все ребята справились с заданием с первого раза. Когда проводился анализ занятия с воспитателями, на это был сделан акцент.)
)
Итог:
Логопед: какие звуки мы сегодня с вами научились различать? Чем они различаются? Какой новый вид работы мы сегодня с вами попробовали? Работа в паре.
Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Спасибо!
Список литературы:
1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010. – 160 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Как хорошо уметь считать
НОД по экономике для детей подготовительной группы
НОД по ПДД в подготовительной группе. Школа Светофора
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Музыка в красках