Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Статья о здоровьесберегающих технологиях предназначена для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. В данной статье описаны виды здоровьесберегающих технологий, их актуальность, а также, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.
Цель статьи: раскрыть смысл необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности.
Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь.
Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.
Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это:
• организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;
• качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;
• технологическая база здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.
Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;
3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
• Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
• Спортивные и подвижные игры;
• Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
• Физкультурные занятия;
• Гимнастика после сна;
• Точечный массаж;
• Бассейн;
• Спортивные праздники, развлечения;
• СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
• День здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия.
• Музыкотерапия;
• Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения.
Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей, который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и начать его осуществлять.
Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.
В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья". В нем должны находиться
традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:
• "Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.
• Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.
• Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.
• Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
• Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.
Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под музыку.
В оздоровительные режимы группы должны входить спектры
медико-восстановительных методик:
• гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
• мимические разминки;
• пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
• дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
• точечный массаж;
• упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Рекомендуем посмотреть:
Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа
Дорожка здоровья для ребёнка своими руками
Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ