Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Портфолио ученика начальной школы

Портфолио ученика начальных классов как средство активизации личностного развития и творческой активности.
В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. Предлагаю статью, которая будет интересна учителям начальной школы, родителям. Данная статья отражает опыт моей работы по созданию портфолио ученика начальной школы.
В современном мире особую значимость приобретают такие качества успешного человека как целенаправленность, инициативность, активность. Именно они позволяют стать успешными в жизни, реализовать себя в современном обществе.
В 2011 году, при комплектации 1 класса, я обратила внимание на то, что мои дети отличались пассивностью, чувствовали себя скованно, неуверенно. Проведя входную диагностику, я убедилась, что лишь 19% моих первоклассников имеют высокий уровень мотивации обучения. Я поняла, что мне необходимо найти такой способ, который «разбудит» в моих учениках желание показать себя, раскрыть свой творческий потенциал, даст толчок к развитию в них инициативности. Перепробовав многие традиционные средства, я остановилась на инновационной технологии «портфолио» в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента личностного развития, творческой индивидуальности и активности. В данной статье я хочу представить опыт своей работы по созданию портфолио в моём классе.
Актуальность данной темы состоит в том, что на современном этапе на первый план выходит не исполнительность, как требовалось в школах ранее, а инициативность. Портфолио способствует развитию творческой индивидуальности младшего школьника посредством активизации его деятельности. Технология «портфолио» позволяет последовательно и целенаправленно развивать творческую личность.
В современном мире актуальность портфолио возрастает с каждым годом в разных сферах деятельности.  Идея применения портфолио возникла в Соединенных Штатах в 80-х гг. XX века и развивается очень интенсивно. В Российском образовании технология «портфолио» внедряется сравнительно недавно.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено портфолио, что способствует реализации задач реформирования образования. В рамках ФГОС НОО, портфолио является современным педагогическим инструментом развития и системной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в условиях обновления и совершенствования качества образования.
Портфолио – это своеобразный «портрет» ученика. Этот «портфель достижений» представляет целый диапазон его способностей, склонностей, интересов, позволяет учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику развития личности.
Моя концепция портфолио:
Портфолио - перспективная форма представления совокупности личных разносторонних достижений в определённый период времени.
Цель портфолио в нашем классном коллективе – собрать, систематизировать и зафиксировать индивидуальные результаты развития ученика, демонстрировать диапазон его способностей, интересов, представить динамику личных достижений в различных областях в период обучения в начальной школе.
Исходя из особенностей классного коллектива, я   использовала процесс создания портфолио для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей, опираясь на мотивационную функцию портфолио.
В первую очередь, ставила такие педагогические задачи как:
1. создавать ситуации успеха, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях;
2. формировать установку на творческую деятельность, самореализацию, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
3. стимулировать активность и самостоятельность;
4. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; содействовать индивидуализации образования ученика;
5. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
6. проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося.
Создание портфолио -  долгосрочная программа.  Началась она в 2011 году в первом классе. Под моим руководством она будет проходить 4 года.
В первую очередь возник вопрос: «С чего начать?»
Мне хотелось найти такие подходы и идеи, которые способствуют индивидуальному росту каждого отдельного учащегося.
В сентябре мы с ребятами отправились в путешествие в страну Порфолиос, где живёт забавный Порт-Филя.
С его помощью мы узнали, что такое портфолио, для чего он нужен, познакомились с алгоритмом работы над портфолио, его структурой.
Структура портфолио нашего класса.
Раздел 1.  «Мой мир».  Данный раздел - это средство диагностики, через которое я, как педагог, смогла увидеть самооценку моим учеником самого себя, как личности. Это дало мне возможность работать над активизацией творческой деятельности каждого ученика в отдельности. Раздел включает следующие рубрики «Мое имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Мой город», «Мои увлечения», «Моя школа», «Мои цели».  
Раздел 2.  «Мои достижения». Здесь были представлены грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, четвертные и годовые оценки по предметам учебного плана, графики роста скорости чтения.
Раздел 3. «Моя общественная жизнь». В данном разделе указывались постоянные обязанности и временные поручения ребёнка в школе, успешность их выполнения, благодарности учителя, помощь по дому.
Раздел 4. «Мое творчество». В этом разделе размещались самые удачные творческие работы: рисунки, сказки, стихи, фото поделок. Данный раздел позволил мне увидеть индивидуальную творческую направленность каждого ученика, что я использовала для развития его активности, целенаправленности.
Раздел 5. «Самооценка моей деятельности за год». Этот раздел ценен тем, что дополнялся самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность.
В первом классе мы трудились над сбором материалов для создания портфолио. Работа проходила под девизом «Ищем таланты».  Дети выбирали самые удачные творческие работы, с удовольствием принимая участие в разнообразных конкурсах.
На каждом уроке за правильно выполненную работу учащиеся получали смайлики. Каждый месяц подводился итог набранных смайликов.  Затем по результатам достижений формировалась рейтинговая таблица «Моя высота». По результатам каждой четверти на страницы портфолио заходил Порт-Филя и обобщал работу ученика в этой четверти. Анализ учебных достижений проводился на родительских собраниях совместно с учащимися и родителями и на классных часах. По желанию, ребята представляли свои портфолио на итоговом празднике «По страницам уходящего года».

Важно отметить, что желающих поделиться своими успехами со временем становилось всё больше и больше.
В конце 1 класса было проведено анкетирование с целью выявления отношения к портфолио. На вопрос «Нравится ли тебе вести портфолио?» 100% опрошенных ответили «Да».  А на вопрос, «Какой раздел тебе нравится больше всего?» мнения распределились следующим образом: «Мой мир» - 12%, «Мои достижения» - 18%, «Моё творчество» - 59%.
Во 2 классе ребята уже проявляли большую самостоятельность и увлечённо трудились над созданием своего портфолио. Работа проходила под девизом «Развиваем таланты». Портфолио становились более объёмными, превращались в настоящие «портфели достижений».  Эта работа успешно продолжается в этом году. Мне, как учителю и классному руководителю, необходимо позаботиться о личностном развитии каждого ребенка и посодействовать максимальному развитию индивидуальных особенностей и творческих способностей каждого ученика в моём классе.
В следующем году перед нами стоит задача тщательного анализа пройденного пути и подготовка презентации. Этот этап «Всё обо мне» не только самый сложный, но в тоже время и самый интересный. Перед каждым учеником стоит задача провести анализ своей деятельности, увидеть собственные ошибки и найти пути их исправления. Смогут ли это сделать мои ребята? Я уверена, смогут! Ведь за пройденный период, я замечаю, как они саморазвиваются и самореализуются.
С удовлетворением могу отметить, что даже школьники, которым трудно учиться, преуспевают в других видах деятельности. Теперь они не только успешно социализировались в классном коллективе, но и в коллективе школы.
Сравнительная характеристика некоторых видов деятельности классного коллектива.

Таким образом, в коллективе класса значительно повысился уровень активности во всех сферах деятельности. К 2 году обучения у детей сформировался высокий уровень мотивации обучения - 57%, средний – 34%, низкий – 9%. Ребята с удовольствием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах различного уровня. Предлагают свои варианты конкурсов. Уже сегодня я могу сделать вывод, что введение технологии «портфолио» дало ощутимые положительные результаты.
Наряду с этим следует  отметить  трудности, с которыми я столкнулась при создании и работе с портфолио.
• подмена участия детей родителями;
• субъективность мнений, учащихся;
• формальный подход к ведению портфолио;
• фрагментарность.
Преодолевать трудности помогали родители. В первом классе, когда дети только начинали работать над составлением портфолио, без помощи родителей обойтись было просто невозможно. Я, как классный руководитель, поддерживала ситуацию успеха, оказывала педагогическую помощь конкретным детям. Не смотря на то, что итоги мы будем подводить лишь в следующем году, можно констатировать, что портфолио отражает устойчивые и долговременные положительные результаты, создаёт ситуацию успеха у ребят. Учителю портфолио позволяет обнаружить недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, своевременно вносить коррективы.
Таким образом, инновационная технология «портфолио» помогает активизировать образовательную активность учащихся, делает их более уверенными в себе, и как следствие, более успешными.
Проанализировав работу по созданию портфолио, можно сделать вывод – портфолио является мощным стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность. Ценность портфолио состоит в том, что данная технология является средством активизации личностного развития. Портфолио позволяет максимально раскрыть индивидуальные возможности учащихся, способствует повышению самооценки школьника, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста.  
Литература:
1. Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севастьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 2. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
2. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2012.
3. Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007. - 124 с.

Рекомендуем посмотреть:

Портфолио ученика начальной школы Портфолио - дневник достижений ученика начальной школы Портфолио ученика средней школы (для девочек) + (для мальчиков) Творческие работы на тему: Весна, 4 класс
Опубликовано: 3692 дня назад (18 февраля 2014)
Просмотров: 14502
+5
Голосов: 5
Ирина # 18 февраля 2014 в 09:03 +1
Елена,отличная работа. Спасибо за идею.
Марина Емельянова # 18 февраля 2014 в 21:57 0
Интересно. Спасибо, будем тоже делать.
Мария Андреевна Ященко # 18 февраля 2014 в 22:36 +1
Действительно портфолио максимально раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка и способствует повышению самооценки. Ученик видит свой рост, свое развитие, свои достижения. Работа нужная, важная и интересная. Спасибо!
Любовь Викторовна Валясина # 19 февраля 2014 в 12:36 +1
Какая творческая и замечательная работа! Спасибо! +1
Анна Юрьевна Бекасова # 19 февраля 2014 в 16:50 0
Такая творческая работа очень важна не только для учеников, для поднятия самооценки, но и для родителей. Обязательно воспользуюсь идеей для своего ребёнка. Спасибо.