Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе. Тряпичная кукла - оберег

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе по теме «Тряпичная кукла – оберег»
Автор: Лемешко Светлана Александровна, воспитатель ГБОУ школа №1491 структурное подразделение 1524, г. Москва

Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для воспитателей старших групп детского сада. Данный материал направлен на воспитание интереса к истории, традициям и верованиям своего народа у старших дошкольников.
Конспект НОД для детей 5-6 лет «Тряпичная кукла — оберег»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка»
Цель: Формирование представлений об истории Древней Руси.
Задачи:
Образовательные: Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Развивающие: Развивать мелкую моторику, творческие навыки в процессе изготовления оберега.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы, Водяного, Лешего, Бабы-Яги, Домового; сюжетные картинки с изображениями промыслов древних славян. Кукла – домовенок Кузя, куклы-берегини, оберег-домовушка.
Раздаточный материал:
Карточки с изображением предметов славянского быта и предметов нашего времени; Материалы для изготовления тряпичной куклы-оберега.
Методические приемы:
Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, музыкальная игра «Домовой», продуктивная деятельность детей.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия, а мы – народ, живущий в этой стране, называемся - Россияне.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина! Родина – значит родная, как мать и отец.
Наша Родина большая, богатая и красивая страна. В ней много городов, сёл, деревень, станиц.
Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живём, только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля, в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет назад)
Наши предки называли себя… (славянами), от них ведет начало русский народ.
Селились славяне по берегам рек, озер, рядом с лесом. Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Нужна была река, богатая рыбой; нужны были щедрые леса; земля, чтобы сеять хлеб.
Давайте вспомним, чем занимались славяне? (при помощи сюжетных картинок дети отвечают: охотой, земледелием, собирательством, рыбной ловлей).
Каждая семья жила в доме, который называли… (изба). Самое большое помещение в избе называли – горница. В горнице находилась русская печь, в которой готовили пищу в горшках, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. На печи можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
В самом светлом и чистом углу горницы висела икона, его называли… (красный угол). Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
В горнице находился стол с лавками, за которым ела вся семья.
Это были большие дружные семьи, со своими обычаями и традициями.
Ребята, давайте поиграем в игру:
Дидактическая игра «Что было, что стало»
Я вам раздам карточки, а вы разместите их на фланелеграфе: слева – предметы славянского быта, а справа – предметы нашего времени.
(Например, раньше люди пили чай из самовара, а теперь …?)

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций:
Древние славяне не могли объяснить многие явления природы, например, почему случаются засухи, наводнения, ливни и грозы. Люди твердо верили, что всему виной разные невидимые существа.
Славяне считали, что в лесу живет хозяин леса – ЛЕШИЙ, который может превратиться то в зверя, то в старое сухое дерево или пенек. Они верили, что Леший может так запутать дорогу, что путник будет целый день плутать по лесу, или наоборот помочь человеку вернуться домой и защитить от диких зверей. Поэтому когда человек собирался в лес, он брал с собой угощение - кусок пирога для того, чтобы задобрить Лешего и оставлял его в дупле дерева. А если Леший все-таки повстречается на пути, то нужно вывернуть свою одежду наизнанку и переобуться, надев левый сапог на правую ногу, а правый на левую. На добро Леший злом не отвечает. Может, всего-то и нужно ему, чтобы человек вел себя в лесу аккуратно: муравьиных троп не топтал, ветки не ломал, огонь не разводил. Леший ведь хозяин леса, он ему – дом родной.

Ранней весной, когда таял снег и случались весенние паводки и наводнения, люди считали, что это гнев ВОДЯНОГО, хозяина больших рек и озер. Славяне представляли, что Водяной – это некрасивый старик с длинной бородой, зелеными усами и весь в тине. Водяной любит тишину, и если на речке шумели – он мог и лодку перевернуть, и за ноги под воду утащить. Существовало поверье, что Водяной просыпается от зимней спячки в Никитин день – 3 апреля. Рыбаки в этот день сидели дома, потому что считали, что Водяной проснулся и всю рыбу распугал. Его, так же как и Лешего нужно было задобрить. Так же люди верили, что в море живут русалки, а в болотах вредные кикиморы.

Когда детки не слушались, матери пугали их хозяйкой зверей - БАБОЙ-ЯГОЙ, которая считалась воровкой детей. О ней сложено очень много сказок. И сказки чаще всего кончаются тем, что детям удается обмануть старуху и вернуться домой. А еще в сказках Баба-яга помогает отважному герою одолеть злого врага. Когда детки подрастали, им нужно было пройти испытание, отправляться в лес одним, без взрослых. Если они благополучно возвращались, да еще с грибами, ягодами или подстреленной дичью, значит, испытание выдержал – не испугался Бабы-яги. Значит, повзрослел.

В старину была легенда о том, как плохих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, дома, горы. Кто в момент наказания был в горах, тот стал горным духом, в лесах – лесовики или лешии, в воде – водяной, а в доме –…(домовой).
Правильно, а что делает домовой, чем он занимается?
Домовой защищает от всего плохого: дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой, а иногда и подшучивал над хозяевами – то носок запрячет, то мусор разбросает. Домовой обычно устраивался жить в подполье, за печью или в бане. Он представлялся в виде маленького лохматого старичка с седой бородой и большими руками. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, оставляли ему в укромном уголке дома блюдце с молоком и кусочек хлеба, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье.
Позже, когда люди научились понимать и объяснять многие природные явления, Леший, Водяной, Русалки, Кикиморы, Бабки-ежки превратились в сказочных героев.
И один из таких сказочных персонажей сегодня у нас в гостях. (воспитатель достает из сундука игрушку – домовенка Кузю)

Кто это, ребята? Конечно, это домовенок Кузька. Домовята очень любят играть с детьми.
Давайте поиграем с Кузькой.
Музыкальная игра «Домовой»
Дети (встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню)
Дедушка Домовой,
Мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись,
Вправо-влево наклонись,
Приседай и вставай,
Да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи,
Что нам делать — покажи!
Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой.
Кузя, тебе понравилось играть с ребятами? (Да, детишки такие веселые, озорные…)
Кузя, говорят, что вы, домовята жилища оберегаете? А как вы это делаете?
Мне помогают обереги, с давних времён люди свои дома украшали оберегами из природного материала. Я вам сейчас покажу такой оберег.
(достает из сундука оберег, дети рассматривают)
Такой оберег называется «домовушка»
Если повесить домовушку над входной дверью, то он защитит вас от зла, принесет добро и здоровье в ваш дом и семью.
Кузя, а что еще лежит в твоем сундуке?
Это же кукла-берегиня!
Ребята, помните, я вам читала сказку про Василису прекрасную?
Ведь у нее тоже была такая куколка.
Кто и для чего ей подарил такую куклу? (ее мама, чтобы куколка Василису оберегала от всех бед, помогала в трудную минуту)
Верно! Таких куколок делали из небольших лоскутков от старой одежды, называли кукла — оберег, она передавалась от матери к дочери.
А чем она отличается от наших современных кукол? (нет лица.)
Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к. в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла.
Когда мама делала такую куколку для своих детей, она в нее вкладывала всю свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам очень бережно.
К пяти годам каждая девочка могла сама сделать такую куколку.
Хотите, я научу и вас делать такую куклу?
Тогда берите стульчики и проходите к столу.
Проводится мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-оберега.



Рекомендуем посмотреть:

Денежная кукла своими руками. Мастер-класс Тряпичная кукла-оберег КРУПЕНИЧКА своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Обрядовая свадебная кукла МИРОВОЕ ДРЕВО своими руками. Мастер-класс с фото Традиционная народная кукла на щепе своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Обрывная аппликация своими руками для детского сада с применением пластилинография. Весна
Опубликовано: 3556 дней назад (29 марта 2015)
Просмотров: 6143
+8
Голосов: 8
Елена Владимировна Деникаева # 29 марта 2015 в 20:30 +1
Здравствуйте, Светлана Александровна.Рада Вашему приглашению. Ваш конспект Нод считаю очень интересным и познавательным для детей вашего возраста.Представляю какая у вас была атмосфера на занятии, как детишкам понравилась знакомится с новыми героями. Занятие полностью соответствует поставленным целям и задачам, очень интересные и правильно подобранные игры. А какие замечательные получились куклы. Спасибо . Обязательно использую его на своем занятии . В Заметки и голос.
Светлана Александровна Лемешко # 29 марта 2015 в 20:36 +3
Спасибо, Елена Владимировна. Буду рада, если мой материал поможет кому-то в работе.
Елена Владимировна Деникаева # 29 марта 2015 в 21:07 +2
Не сомневайтесь . Обязательно. smile
Надежда Викторовна Топольникова # 29 марта 2015 в 23:59 +1
Светлана Александровна! очень понравился ваш конспект. это полноценное комплексное занятие с беседой, просмотром иллюстраций, ознакомлением с окружающим миром, игровым моментом и результатом - поделкой (ручной труд). конмпект написан подробно, в тоже время живо и интересно. понятные красочные иллюстрации. приятная публикация, спасибо! мой голос вам.
Елена Сергеевна Круглова # 30 марта 2015 в 15:26 +2
Здравствуйте! С удовольствием и сама "окунулась" в атмосферу куколок! Возьму на заметку Ваш материал и на выходных обязательно с дочкой тоже сошьем себе "берегиню". Спасибо. С уважением, Круглова Е.С.
Елена Викторовна Прошина # 31 марта 2015 в 09:19 +2
Здравствуйте, Светлана Александровна.С Вашей стороны проделана замечательная работа.Прекрасное занятие, раскрытие интересной темы, и самое главное огоньки в глазах детей.Вы умничка!.Возьму себе в копилочку.Спасибо.
Мария Чукмарёва # 31 марта 2015 в 23:08 +1
Здравствуйте! Очень содержательный и увлекательный материал вы предложили нашему вниманию. Было очень интересно узнать о каждом сказочном герое интересные мифы и легенды, придуманные нашими потомками. Думаю, что дети с удовольствием слушали эту любопытную информацию, а также с интересом рассматривали предложенные иллюстрации.
Касаемо иллюстраций, хочется отметить, что картинки должны быть одного размера не менее 700 точек по ширине.
По моему мнению данное занятие можно поделить на две части, так как в первой части дано слишком много новой информации, которую дети должны обдумать,об говорить друг с другом и только потом можно использовать продуктивную деятельность с домовенком, на основе имеющихся у них знаний .
Спасибо за приглашение! Голосую!
Аида Филиппова # 31 марта 2015 в 23:41 +1
Здравствуйте Светлана Александровна,очень интересный, развёрнутый, увлекательный конспект.Прочитав его, я и сама поверила в эту чудо куклу оберег. Обязательно её сделаю со своими детьми и повешу у себя дома. Вам голос!
Наталья Владимировна Табунщикова # 1 апреля 2015 в 08:31 +2
Здравствуйте! Очень хорошее занятие, интересно узнать о каждом сказочном герое интересные мифы и легенды, придуманные нашими потомками. Думаю, что дети с удовольствием слушали и с интересом рассматривали предложенные иллюстрации.Спасибо за приглашение! Хорошо,что есть еще педагоги,которые воспитывают патриотизм в детях.Голосую!
Татьяна Владимировна Ловыгина # 26 января 2016 в 17:42 +2
Здравствуйте! Мне посчастливилось побывать на этом занятии по приглашению Светланы Александровны! Читая Вашу разработку, с удовольствием вспоминаю, какое было познавательное, интересное, живое, душевное мероприятие. Насколько разнообразны виды деятельности, которые Вы использовали. И создание кукол, и музыкально-подвижная игра, и дидактические игры, и беседы и иллюстрациями - все это сделало ваше занятие динамичным, насыщенным, содержательным. Спасибо Вам огромное!