Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе по теме «Тряпичная кукла – оберег»
Автор: Лемешко Светлана Александровна, воспитатель ГБОУ школа №1491 структурное подразделение 1524, г. Москва
Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для воспитателей старших групп детского сада. Данный материал направлен на воспитание интереса к истории, традициям и верованиям своего народа у старших дошкольников.
Конспект НОД для детей 5-6 лет «Тряпичная кукла — оберег»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка»
Цель: Формирование представлений об истории Древней Руси.
Задачи:
Образовательные: Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Развивающие: Развивать мелкую моторику, творческие навыки в процессе изготовления оберега.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы, Водяного, Лешего, Бабы-Яги, Домового; сюжетные картинки с изображениями промыслов древних славян. Кукла – домовенок Кузя, куклы-берегини, оберег-домовушка.
Раздаточный материал:
Карточки с изображением предметов славянского быта и предметов нашего времени; Материалы для изготовления тряпичной куклы-оберега.
Методические приемы:
Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, музыкальная игра «Домовой», продуктивная деятельность детей.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия, а мы – народ, живущий в этой стране, называемся - Россияне.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина! Родина – значит родная, как мать и отец.
Наша Родина большая, богатая и красивая страна. В ней много городов, сёл, деревень, станиц.
Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живём, только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля, в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет назад)
Наши предки называли себя… (славянами), от них ведет начало русский народ.
Селились славяне по берегам рек, озер, рядом с лесом. Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Нужна была река, богатая рыбой; нужны были щедрые леса; земля, чтобы сеять хлеб.
Давайте вспомним, чем занимались славяне? (при помощи сюжетных картинок дети отвечают: охотой, земледелием, собирательством, рыбной ловлей).
Каждая семья жила в доме, который называли… (изба). Самое большое помещение в избе называли – горница. В горнице находилась русская печь, в которой готовили пищу в горшках, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. На печи можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
В самом светлом и чистом углу горницы висела икона, его называли… (красный угол). Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
В горнице находился стол с лавками, за которым ела вся семья.
Это были большие дружные семьи, со своими обычаями и традициями.
Ребята, давайте поиграем в игру:
Дидактическая игра «Что было, что стало»
Я вам раздам карточки, а вы разместите их на фланелеграфе: слева – предметы славянского быта, а справа – предметы нашего времени.
(Например, раньше люди пили чай из самовара, а теперь …?)
Рассказ воспитателя с показом иллюстраций:
Древние славяне не могли объяснить многие явления природы, например, почему случаются засухи, наводнения, ливни и грозы. Люди твердо верили, что всему виной разные невидимые существа.
Славяне считали, что в лесу живет хозяин леса – ЛЕШИЙ, который может превратиться то в зверя, то в старое сухое дерево или пенек. Они верили, что Леший может так запутать дорогу, что путник будет целый день плутать по лесу, или наоборот помочь человеку вернуться домой и защитить от диких зверей. Поэтому когда человек собирался в лес, он брал с собой угощение - кусок пирога для того, чтобы задобрить Лешего и оставлял его в дупле дерева. А если Леший все-таки повстречается на пути, то нужно вывернуть свою одежду наизнанку и переобуться, надев левый сапог на правую ногу, а правый на левую. На добро Леший злом не отвечает. Может, всего-то и нужно ему, чтобы человек вел себя в лесу аккуратно: муравьиных троп не топтал, ветки не ломал, огонь не разводил. Леший ведь хозяин леса, он ему – дом родной.
Ранней весной, когда таял снег и случались весенние паводки и наводнения, люди считали, что это гнев ВОДЯНОГО, хозяина больших рек и озер. Славяне представляли, что Водяной – это некрасивый старик с длинной бородой, зелеными усами и весь в тине. Водяной любит тишину, и если на речке шумели – он мог и лодку перевернуть, и за ноги под воду утащить. Существовало поверье, что Водяной просыпается от зимней спячки в Никитин день – 3 апреля. Рыбаки в этот день сидели дома, потому что считали, что Водяной проснулся и всю рыбу распугал. Его, так же как и Лешего нужно было задобрить. Так же люди верили, что в море живут русалки, а в болотах вредные кикиморы.
Когда детки не слушались, матери пугали их хозяйкой зверей - БАБОЙ-ЯГОЙ, которая считалась воровкой детей. О ней сложено очень много сказок. И сказки чаще всего кончаются тем, что детям удается обмануть старуху и вернуться домой. А еще в сказках Баба-яга помогает отважному герою одолеть злого врага. Когда детки подрастали, им нужно было пройти испытание, отправляться в лес одним, без взрослых. Если они благополучно возвращались, да еще с грибами, ягодами или подстреленной дичью, значит, испытание выдержал – не испугался Бабы-яги. Значит, повзрослел.
В старину была легенда о том, как плохих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, дома, горы. Кто в момент наказания был в горах, тот стал горным духом, в лесах – лесовики или лешии, в воде – водяной, а в доме –…(домовой).
Правильно, а что делает домовой, чем он занимается?
Домовой защищает от всего плохого: дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой, а иногда и подшучивал над хозяевами – то носок запрячет, то мусор разбросает. Домовой обычно устраивался жить в подполье, за печью или в бане. Он представлялся в виде маленького лохматого старичка с седой бородой и большими руками. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, оставляли ему в укромном уголке дома блюдце с молоком и кусочек хлеба, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье.
Позже, когда люди научились понимать и объяснять многие природные явления, Леший, Водяной, Русалки, Кикиморы, Бабки-ежки превратились в сказочных героев.
И один из таких сказочных персонажей сегодня у нас в гостях. (воспитатель достает из сундука игрушку – домовенка Кузю)
Кто это, ребята? Конечно, это домовенок Кузька. Домовята очень любят играть с детьми.
Давайте поиграем с Кузькой.
Музыкальная игра «Домовой»
Дети (встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню)
Дедушка Домовой,
Мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись,
Вправо-влево наклонись,
Приседай и вставай,
Да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи,
Что нам делать — покажи!
Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой.
Кузя, тебе понравилось играть с ребятами? (Да, детишки такие веселые, озорные…)
Кузя, говорят, что вы, домовята жилища оберегаете? А как вы это делаете?
Мне помогают обереги, с давних времён люди свои дома украшали оберегами из природного материала. Я вам сейчас покажу такой оберег.
(достает из сундука оберег, дети рассматривают)
Такой оберег называется «домовушка»
Если повесить домовушку над входной дверью, то он защитит вас от зла, принесет добро и здоровье в ваш дом и семью.
Кузя, а что еще лежит в твоем сундуке?
Это же кукла-берегиня!
Ребята, помните, я вам читала сказку про Василису прекрасную?
Ведь у нее тоже была такая куколка.
Кто и для чего ей подарил такую куклу? (ее мама, чтобы куколка Василису оберегала от всех бед, помогала в трудную минуту)
Верно! Таких куколок делали из небольших лоскутков от старой одежды, называли кукла — оберег, она передавалась от матери к дочери.
А чем она отличается от наших современных кукол? (нет лица.)
Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к. в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла.
Когда мама делала такую куколку для своих детей, она в нее вкладывала всю свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам очень бережно.
К пяти годам каждая девочка могла сама сделать такую куколку.
Хотите, я научу и вас делать такую куклу?
Тогда берите стульчики и проходите к столу.
Проводится мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-оберега.
Рекомендуем посмотреть:
Денежная кукла своими руками. Мастер-класс
Тряпичная кукла-оберег КРУПЕНИЧКА своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Обрядовая свадебная кукла МИРОВОЕ ДРЕВО своими руками. Мастер-класс с фото
Традиционная народная кукла на щепе своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото