Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Физическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Спортивное развитие детей в ДОУ
Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него не устойчивое внимание, память. Эта слабость ведет к различным расстройствам в деятельности организма, к понижению способностей ребенка и расшатывает его волю. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве.

В соответствии с программой ФГОС ДО физическое развитие включает в себя приобретение опыта: двигательной активности детей, развития физических качеств: гибкости, ловкости, выполнение основных движений (бег, ходьба, прыжки), становление ценностей здорового образа жизни, начальное представление о некоторых видах спорта. Исходя из этого, следует организовывать спортивный досуг дошкольников начиная с детского сада.
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании. Эти упражнения отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.
Физическое воспитание предусматривает решение трех основных задач – воспитательных, образовательных и оздоровительных.

Задачи:
Оздоровительные задачи:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшить их работоспособность;
- формировать умение сохранять правильную осанку;
- удовлетворять потребность детей в движении;
- способствовать развитию всех морфофункциональных систем детского организма.
Таким образом, в группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, а во главе естественно-биологическая основа детского организма.

Образовательные задачи:
- формировать представления о своем организме, о здоровье;
- знакомить детей с различными способами выполнения основных движений;
- формировать представления о режиме, об актуальности отдыха;
- создавать условия для формирования физических качеств.
Таким образом, образовательные задачи предусматривают активную позицию педагога по реализации содержания физического развития детей.

Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к активной двигательной деятельности;
- развивать нравственно-волевые качества ребенка (организованность, взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность);
- воспитывать субъектную позицию ребенка в разных играх и упражнениях;
- воспитывать культурно-гигиенические качества.
Таким образом, воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех факторов и средств физического воспитания.

Основными средствами физического воспитания являются закаливание, физические упражнения, утренняя гимнастика, развивающие игры, спортивные и подвижные игры, физкультурные занятия, плавание. Триаду здоровья составляют - рациональный режим, закаливание и движение.

В проекте ФГОС по дошкольному воспитанию раскрывается содержание работы по физическому развитию:
- взрослые создают условия для психофизического развития детей;
- способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
- создают широкие возможности для двигательной активности детей;
- развивают у ребенка интерес к различным видам спорта;
- способствуют становлению и развитию физической компетентности детей (валеологические знания, умения, навыки).

Учитывая многофакторность влияния на здоровье детей, работа в ДОУ должна строиться в следующих направлениях:
- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками, психологами, родителями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;
- повышение педагогической компетентности и деловой квалификации дошкольных работников.
- создание предметно-развивающей среды («дорожки здоровья», спортивные комплексы, тренажеры, мини стадионы, оснащённые физкультурные залы, бассейны, на участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствия и т.п.);
- соблюдение режима - последовательного чередования отрезков времени, наполненных тем или иным содержанием.
Режим должен быть здоровьесберегающим, гибким, щадящим.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда является приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Важность этого направления обусловлена тем, что до сих пор ещё не преодолены неблагоприятные тенденции к снижению уровня здоровья среди детей. Медиками и педагогами продолжаются поиски путей повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:
- Систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ. Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.
- Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
- Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов.

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, и особого внимания заслуживают инновации в области физического воспитания дошкольников, многие из инновационных разработок последних лет основывается на идее интеграции физического и умственного воспитания дошкольников. В практике традиционного образования это направление реализовывалось в различных формах физкультурной деятельности с целью поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий (физкультминутки, динамические паузы).

Основные принципы:
Принцип нанесения вреда «Не вреди».
Принцип приоритета действительной заботы о здоровье воспитанников.
Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).
Принцип непрерывности и преемственности здоровьесберегающей деятельности.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям воспитанников.
Учет эколого-гигиенических факторов природной и микро социальной среды обитания, влияющих на здоровье детей.
Принцип медико-психологической компетентности воспитателя.

Для реализации задач и целей здорового образа жизни необходим новый комплекс оздоровительно-профилактических программ, современные нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей.

Индивидуальный подход и индивидуализация образования
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация позволяет рассматривать ребёнка не как «пустую корзину», которую педагог «наполняет» информацией, а как будто бы они вместе закладывают основы личности. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Все дети обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения. Индивидуализация, может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой общество, где каждый ребенок действует по своему усмотрению и по согласованию с другими, но в своем темпе, получая свои результаты. Ситуация, где каждый ребенок в занят своим делом – это и есть индивидуализация. Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

Совместная деятельность детей и педагога
Совместная деятельность взрослых и детей – это наличие партнерской позиции, особенностью которой является открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей, предлагает виды деятельности, которые стимулируют их, предоставляя возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, что способствует интеллектуальному развитию ребёнка.

Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Задачи здоровьесберегающих технологий:
- Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
- Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях.
- Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:
- Оздоровительная гимнастика (ежедневно после сна, босиком под музыку);
- гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
- мимические разминки и динамические паузы;
- пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
- дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
- массаж, самомассаж;
- упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
- Кинезитерапия;
- Игровой стретчинг;
- Фитбол-гимнастика и фитбол-аэробика;
- Степ-аэробика;
- Партерная и суставная гимнастика.

Рекомендуем посмотреть:

Обучение игре в баскетбол в условиях сотрудничества образовательных учреждений различных типов Спортивное оборудование для детского сада своими руками Оформление участка детского сада зимой Физкультурное оборудование для детского сада своими руками

Похожие статьи:

Особенности развития детей дошкольного возраста

Экологическое образование детей дошкольного возраста | Передовые технологии в работе воспитателя ДОУ
Опубликовано: 200 дней назад (6 июня 2024)
Просмотров: 339
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!