Опытно-экспериментальная деятельность «Путешествие капельки»
Воспитатель: Наступила весна. Медвежонок вылез из берлоги. Он родился зимой и еще ничего не видел. Вдруг на нос ему упало что-то мокрое. Медвежонок испугался. Что это?
- Это капелька воды. - Сказала Белка.
- Откуда она? – Спросил Медвежонок.
Белка не смогла объяснить, что такое капелька. И Медвежонок прислал нам письмо.
Воспитатель: А кто мне скажет, что такое вода?
Дети: Жидкость.
Воспитатель: Как вы думаете, в этом стакане есть капелька?
Дети: Да.
Воспитатель: А почему?
Дети: В воде много-много капелек.
Воспитатель: Давайте проверим. Посмотрим, как образуется вода в нашем стакане (из пипетки).
Опыт: Два стакана. Один наполнен водой, второй пустой. Каждый ребенок набирает воду в пипетку и переливает ее в стакан. Стакан должен быть немного наполнен водой. Цель: дать понятие, что вода состоит из капелек.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ее.
Описание: вода бесцветная, без запаха, жидкая.
Воспитатель: Что напишем Медвежонку?
Дети:
Воспитатель: Какое время года было, когда мишка спал?
Дети:
Воспитатель: Пока Медвежонок спал в берлоге, капелька была снежинкой. Зимой вода замерзает и превращается в лед и снег.
Ребята, посмотрите. В одном стакане у нас вода. Во втором – снег. В третьем лед.
Давайте сравним – какая же бывает вода в разных состояниях по цвету, по твердости.
Дети:
Воспитатель: Пригрело солнышко, снег и лед начали таять. Наша капелька проснулась, растаяла.
Опыт: Каждый из вас сегодня утром набрал в стаканчик снег. Что же с ним случилось? Посмотрите на свои стаканчики.
Дети: Он растаял.
Воспитатель: Да. То же происходит со снегом весной. Он таит.
Потом наши капельки подружились, собрались вместе и стали ручейком.
Выливаем все свои капельки в банку.
За весной пришло теплое лето. Наша капелька испарилась.
Что значит испарилась?
Опыт: Давайте с вами посмотрим, что же с ней случилось.
Вода, испаряясь с поверхности земли или водоема, в виде пара поднимается вверх, где, охлаждаясь, собирается в мельчайшие капли. Получается облако. Чтобы облако пролилось дождем, в нем должно собраться много пара (и тогда оно темнеет, мы называем такое облако тучей).
Давайте попробуем сами сделать дождь.
Нам понадобится большая стеклянная банка, стеклышко, чтобы закрыть ее, и лед.
В банку надо налить теплой воды. Сверху закроем банку стеклом, а на него положим лед - чтобы влага конденсировалась быстрее.
Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми.
Тогда они падают, идет дождь.
Физминутка: Пока в нашей банке появится дождик, мы с вами поиграем. Я буду называть вам слова, которые связаны с водой. А вы будете подпрыгивать и хлопать, когда я произношу слова, связанные с водой:
река, поезд, облако, тарелка, кот, лужа, стул, снег, озеро, карандаш, море, кружка, океан, сосулька, банка, снежинка.
Воспитатель: Давайте вспомним, какая вода на вкус.
Дети:
Воспитатель: А что мы еще знаем о воде?
Дети:
Восп.: А кто скажет как получить сладкую воду?
Дети:
Восп.: Что же мы напишем медвежонку?
Дети:
Восп.: Молодцы! Давайте нарисуем Медвежонку, как из тучки идет дождь и превращается в лужу (все капельки собираются вместе) и как они испаряются (превращаются в облако).
Продуктивная деятельность: Коллективная работа.
Физкультминутка:
Дождик капнул на лошадку ---- правой рукой касаемся левой
На цветы ---- круговое движение правой рукой
И на дорожку ----обе руки перед собой
Льётся, льётся – ой-ой-ой! ----покачивание головы
Побежали мы домой. ----бег на месте
Воспитатель: Вот это письмо мы отправим Медвежонку и Белки вместе с рисунками.
Воспитатель: Что у тебя получилось, а у тебя.
(Слово испарение.)
Воспитатель: Ребята, я еще хочу показать вам один интересный опыт с водой.
Опыт: В прозрачный сосуд с водой поместить пену для бритья.
В небольшом количестве воды развести синий пищевой краситель (примерно на кончике ножа).
Капнуть несколько капель разведенного красителя на пену в центр. Краска медленно просочится через пену, и можно будет наблюдать, как из пушистых
белых облаков идет цветной дождик.
О воде можно узнать еще много и много.
Выставить книги по экспериментальной деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Конспект занятия для детей старшей группы. Воздух и его свойства
Эксперименты на кухне с детьми
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе. Волшебная вода