Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Биографический очерк ко Дню Победы в ВОВ

"Живая легенда" Биографический очерк, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Автор: Лунякина Елизавета, ученица 5 класса МБОУ «Николаеская СОШ», Константиновского района, Ростовской области.
Руководитель: Лисицина Светлана Владимировна, учитель математики МБОУ «Николаеская СОШ», Константиновского района, Ростовской области.

Описание: Данная работа рассказывает о жизни жительницы нашего хутора, ветеране педагогического труда Пятиковой Александры Матвеевны, о ее вкладе в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Работу могут использовать классные руководители для проведения классных часов в 5-9 классах.
Цель: на примере судьбы Пятиковой А.М. познакомить учащихся с нелегкими испытаниями, выпавшими на детей войны.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- Формировать у учащихся интерес к истории родного края и страны;
- Воспитывать чувство гордости и уважения к женщинам, воинам, матерям, труженицам тыла.

Наш 5 класс шефствует над жительницей нашего хутора, ветераном педагогического труда Пятиковой Александрой Матвеевной. Мы всегда с нетерпением ждем встречи с ней.
А после проделанной работы любим вместе с ней пообщаться за чашкой чая.
Накануне дня Победы мы в очередной раз навещали Александру Матвеевну, и она нам поведала о своей нелегкой судьбе.
«Я родилась 21 октября 1927 года в хуторе Тищенков Мечетенского района Ростовской области в большой дружной семье. В 1931 году семья переехала жить в город Зерноград. Отец - Шеверев Матвей Сидорович (1905 г. р.) был старшим механиком в НИМИСе, отвечал за испытание тракторов. Мать –Шеверева Ирина Федоровна (1906 г. р.), была домохозяйкой, неграмотной. В семье было четверо детей. Я была старшей дочерью, вся забота о младших лежала на моих плечах. У каждого человека своя судьба, своя история жизни. Моя биография ничем не выделяется среди биографий других детей того времени. Тяжёлой ношей легли на наши детские плечи заботы трудового фронта. Война и дети… Трудно представить что-то более несовместимое.
В 1935 году я пошла в школу в г. Зернограде Ростовской области. Когда началась война, я была в 6 классе. События того страшного времени сохранились в памяти на всю жизнь.
Все мужчины ушли на фронт, остались только старики, женщины и дети. Отца призвали на фронт осенью 1941 года. С каким нетерпением ждали от него писем! В июле 1942 года в г. Зерноград пришли немцы. Шесть месяцев мы были в оккупации. Было очень тяжело. Мой папа был членом партии. Немцы сразу же собрали всех, у кого были партийные родственники. Всем велели прийти в полицию с документами. Мама взяла меня (т.к. мне тот момент уже исполнилось четырнадцать лет), и мы пошли. Помню пришли мы в полицию. В комнате было много полицаев, человек пятнадцать, все из Зернограда. Один из полицаев взял мамин паспорт, мою метрику и говорит: «Да, я знаю Шеверева М.С., это хороший человек, но партийный» , и передал наши документы другим полицаям. На документах поставили печать «Прописан временно». Мы понимали, что нас расстреляют. 28 января 1942 расстреляли первых 30 человек, это были люди из администрации и их родственники. Среди них расстреляли заведующую детским садиком - Кваша, имени я не помню. Их похоронили в братской могиле, теперь там вечный огонь. Нас должны были расстрелять 30 января. Но планам фашистов не суждено было сбыться, в ночь с 29 на 30 января город был освобожден.

Весь фронт двинулся на Ростов. На другой день в Зерноград начали свозить раненых. Тех, кто мог ходить, расселяли по квартирам. У нас в доме жили трое раненых. Тех, кто не мог самостоятельно передвигаться, разместили в общежитии. Раненых было много.
Раненых по два человека привозили на крыльях кукурузников. На нижнем крыле устанавливали носилки, которые закрывали специальным футляром и прямо так доставляли солдат с фронта. Я и еще 3 девочки, примерно моего же возраста, отправились помогать - работали санитарками, выполняли самую трудную работу: выносили судна, кормили солдат, меняли солому, раненые лежали на соломе, не было матрасов и одеял. Затем, когда освобождались места в госпитале, мы с девчонками, на носилках относили их туда, примерно за километр от того места, куда их привезли первоначально. Где-то с неделю я проработала там. Затем меня перевели в госпиталь. Здесь уже солдаты лежали на кроватях, но в одной комнате на двух человек было человек 15. Я работала только ночью. Очень уставала. Днем была дома. В нашем доме, кроме трех раненых, которым тоже нужна была помощь, ещё размещалась почта, работали две женщины. Они разбирали солдатские «треугольники», которые привозила машина. С какой надеждой я всегда всматривалась в адреса, ждала писем от папы! Тогда нам помогала выжить надежда, что он вернется домой и все будет хорошо. Но письма от папы не приходили.
Второго февраля по радио передали, что Паулюс сдался в Волгограде. Санитарки танцевали вместе с ранеными, сколько было радости!
Затем меня перевили в другой госпиталь, который размещался на селекционной станции, здесь все раненые были лежачими. Рядом была школа, в которой тоже было полно раненых. Тех, кто ночью умер, утром увозили на волах.
Вспоминается такой случай. Однажды я шла на работу и увидела, как на подводе повезли умерших солдат. Мне показалось, что среди них был и мой папа. Один из солдат был такой красивый, чернявый и молодой, совсем как мой отец. Я долго бежала за волами, пыталась догнать. Теперь я понимаю, что это был не он. Похоронку на отца мы получили гораздо позднее, он погиб при освобождении Сталинграда.
Как только всех раненых вывезли из школы в апреле-мае, школа начала работать и я пошла в 8 класс.
Летом на каникулах работала на селекционной станции - выполняла земляную работу: копала землю, полола грядки. Вся работа проводилась вручную: прополка, рыхление, полив, сбор овощей. Работали все: от мала до велика, не покладая рук. Летом во время полива я вставала в 4 часа утра. За работу получала тростник. Из него дома мама выжимала сок, а листья мы жевали вместо хлеба.
Осенью я пошла в 9 класс. Мама вместе с другими женщинами уехала на Украину менять оставшиеся вещи отца на хлеб. Мы остались одни, есть было нечего. Когда наша армия отступала, то подожгли элеватор, а там еще оставалось зерно. Мы ходили на элеватор , собирали жженую пшеницу, дома мыли её, крутили на мясорубке и ели. Никогда не забуду этот вкус. Было очень тяжело, ведь на моих руках были еще два младших брата и сестра. Мальчишки - это всегда неугомонный народ. Однажды, исследуя местные окрестности, мой брат нашел немецкий ящик, а в нем немного сыра. Сколько было у нас радости! На другой день вернулась мама с Украины и привезла немного хлеба. И все равно было очень тяжело, пенсию нам не платили, так как мы еще не получили похоронку на папу.
В 45 году я училась в 10 классе, нас собрали на линейку и сообщили, что наши взяли Рейхстаг. Самым радостным событием стал день 9 мая 1945 года.
По- прежнему нам ничего не было известно о судьбе нашего отца. Мой младший брат Ваня решил написать письмо в Москву. Я помню строки из его письма: «…Дядя, пожалуйста, найдите нашего папу. Я точно знаю, что наш папа никогда бы не сдался в плен, он же партийный. Он наверное где-то умер…» , через какое-то время пришло из Москвы извещение о том, что папа погиб в Сталинграде. С тех пор нам стали платить пенсию и у меня появилась возможность учиться.
После школы я поступила учиться в Зерноградском институте, так и жили впятером на мою стипендию. Затем окончила Новочеркасский учительский институт, в котором специально готовили учителей для сельских школ.
Уже тогда, в такое трудное, послевоенное время, правительство нашей страны понимало, как важны грамотные люди для страны. И прилагало все усилия для этого, специально по ускоренной методике готовило учителей для сельских школ. Так я оказалась здесь в Белянке, которую полюбила всей душой, которая стала моей Родиной. Вот и все» - так закончила свой рассказ Александра Матвеевна.
А нам хочется его продолжить. В 1948 году Александра Матвеевна приехала по распределению работать в Гапкинскую школу, но в РАЙОНО решили её направить в Белянскую школу учителем математики, там она и работала по 1986 год.
В 1951 году вышла замуж за Пятикова Тимофея Ивановича, с которым прожила в счастливом браке шестьдесят один год.
Родила и воспитала троих детей, у нее много внуков и правнуков.
Хотя, на самом деле, трудно сосчитать, сколько детей она воспитала за время работы в школе. За свой долголетний труд имеет множество Почетных грамот, медаль «За доблестный труд », звание «Ветеран труда» и другие награды.
Мы гордимся тем, что рядом с нами живет такой человек. И считаем, что надо знать о судьбах своих дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Знать, как они жили, воевали. Это наши корни. Это наша история.

Рекомендуем посмотреть:

Сочинение о Великой Отечественной войне, 5 класс Сочинение ко Дню Победы, 4 класс Сочинение. Великая Отечественная война, 4 класс Мой прадедушка участник Великой Отечественной войны. Сочинение
Участник №319 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Классный час о Великой Отечественной войне для учащихся 5 - 7 классов | Выступление агитбригады ЗОЖ, 6-7 класс. Сценарий
Опубликовано: 3484 дня назад (10 мая 2015)
Просмотров: 1770
+5
Голосов: 5
Aнжела Ильинична Кицан # 10 мая 2015 в 18:32 0
Спасибо Вам за вашу работу и очерк.
Ирина Николаевна Ступченко # 10 мая 2015 в 20:09 0
Молодцы! Голос!
Наталья Владимировна Клюева # 10 мая 2015 в 20:19 0
Молодцы! Примите и мой голос!
Надежда Павловна Панфилова # 12 мая 2015 в 21:42 0
Здравствуйте! Какая трогательная и поучительная история жизни.Сколько горя принесла война,искалечила судеб.Только вера в победу и труд во благо победы, давали силы устоять.Примите мой голос. С уважением Н.П.