Конспект занятия ИЗО в изостудии ДЮЦ
Тема: «В Африке среди саванны жили-были обезьяны»
Автор: Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск Краснодарский край
Описание: данный материал проводится с детьми 9-11 лет в два этапа. На первом занятии дети выполняют сложный рисунок в карандаше, на втором занятии - выполняют в цвете, делают прорисовку деталей.
Назначение: данное занятие предназначено для детей младшего школьного возраста, также его могут использовать в своей работе учителя ИЗО и педагоги дополнительного образования .
Цель: создание сюжетного рисунка в жанре «комуфляж».
Задачи:
- знакомство с творчеством Д.Раста
- дать общее понятие о «комуфляжном» жанре
- развивать фантазию и абстрактное мышление
- развивать навыки рисования животных
- развивать наблюдательность, глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.
- способствовать развитию художественных навыков и творческих способностей
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности
Материалы: лист бумаги для рисования А3,простой карандаш ТМ, ластик, гуашь, кисти разные, палитра, баночка для воды, влажные салфетки
Зрительный ряд:
- распечатки репродукций картин Д.Раста
- распечатки с изображением животных Африки
- рисунки педагога на учебной доске
Музыкальный ряд:
- песенки про Африку из к/фильма «Айболит-66»
- песенка обезьянки из к/фильма «Айболит-66»
- песенка львенка и черепахи из м/фильма «Львенок и черепаха»
- песня в исп. Маши Федоровой «Море, соленая вода»
Ход занятия:
1. Организационный момент .
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Педагог: Рассмотрим эту картину внимательно. Что вы видите на ней?
Педагог не комментирует картину, пока дети сами не увидят всех «замаскированных» персонажей данной репродукции.
Правильно, два медведя в центре картины. Но если рассмотреть внимательно, увидим морду большого медведя, которая спряталась за деревьями. Посмотрим на передний план, где течет ручей и лежат камни. Мы увидим, что и здесь спряталось большое количество мишек.
Рассмотрим еще одну картину.
Педагог не комментирует картину, пока дети сами не увидят всех «замаскированных» персонажей данной репродукции.
На первый взгляд вы увидите две огромные птицы. Но если очень внимательно рассмотреть картину, то увидим с правой стороны лицо пожилого человека, скорее всего алеута.
Посмотрим на следующую картину.
Педагог не комментирует картину, пока дети сами не увидят всех «замаскированных» персонажей данной репродукции
На картине изображена голова волка. Но если мы внимательно рассмотрим картину, то увидим большое количество волков ,бегущих из леса с горы за лосем или оленем.
Вот мы и разобрались, что такое
«комуфляжное» направление в искусстве. Слово «камуфляжное» раскрывает смысл понятия, когда под одним изображением маскируется иное, на первый взгляд не явное, но угадывающееся при внимательном рассмотрении.
Эти картины создал известный американский художник Дональд Раст, который работает в жанре «камуфляжного» искусства. Это направление, пользуется огромной популярностью в США и благодаря интернету в последнее десятилетие стало знакомо большому количеству людей, интересующихся искусством.
Дональд Раст родился в Эри, Пенсильвания в 1932. Он начал рисовать наброски и картины в очень раннем возрасте и никогда не имел желания быть ни кем другим, кроме как серьезным художником.
Любимые темы художника – образы дикой природы, жизнь маленьких городов и поселков Америки, обитателей ее бескрайних просторов, их верования, герои сказок и легенд. Д.Раст выполнил больше чем 14 000 картин и имеет 2 000 оригиналов, зарегистрированных владельцами в Национальном музее. Дональд Раст отец пятерых детей и в настоящее время проживает в Сарасоте, Флорида со своей женой, Фейс.
Далее дети с большим интересом еще рассматривают и комментируют несколько картин художника.
3. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня на занятии мы будем рисовать сюжетный рисунок в жанре «комуфляж» на тему «В Африке среди саванны жили-были обезьяны» ». Отсюда следует, что главный герой нашего рисунка будет обезьяна или несколько обезьянок.
Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Полосатые лошадки
Тоже в Африке живут,
Там зеленую зубатку
Аллигатором зовут.
Африка, Африка,
Сказочные страны,
Африка, Африка,
Жаркий небосвод,
Африка, Африка,
Сладкие бананы,
Потому что в Африке
Лето круглый год!
Александр Чурилов
Непоседы целый день
Скачут и резвятся.
Прыгать, бегать им не лень,
На ветвях качаться.
Громко, весело кричат,
Любят есть бананы,
На лианах в ряд висят.
Эти ...обезьяны.
Ноги цепкие, как руки,
Ей, конечно, не до скуки:
Все хватает без разбора,
Ест бананы до упора,
Дом родной ее – лиана,
Что за зверь-то? ...Обезьяна!
Строит рожицы, играет,
На деревья залезает,
Чтоб потом на высоте
Покачаться на хвосте.
Длиннорукая, смешная
И проказница такая!
Жить не может без банана...
Кто же это? ...Обезьяна.
Эти стихи и загадки дают нам представление о характере и внешнем виде обезьянок. Так как обезьянка сегодня у нас главный персонаж, ее мы будем рисовать крупно и выразительно. Остальные животные Африки мы замаскируем в своем рисунке, т.е создадим композицию в жанре «комуфляж».
А теперь вспомним животных, которые живут в Африке.
Грива для меня - корона.
Царь зверей - большая честь.
Жалко, нет в саванне трона,
Но зато он в цирке есть. (Лев)
Носом - шлангом великан
Моется, как в душе.
Этот житель жарких стран
Всех крупней на суше. (Слон)
Любит он среди саванны
Принимать в озерах ванны.
Только ноздри - то и видно
Над водой, снаружи.
Зверь большой, но безобидный,
Очень неуклюжий. (Бегемот)
Ты пловец, быть может, бравый,
Только в Ниле с ним не плавай.
Этот ящер очень злой,
Зубы в ряд торчат пилой. (Крокодил)
Вот живой подъемный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвет и листья, и банан. (Жираф)
Я по Африке пойду,
Словно по бульвару.
Встречу птицу какаду
И увижу ара.
Дайте сразу же, ребята,
Мне названье тех пернатых. (Попугаи)
Ходят стадом, как коровы,
Только более суровы.
Каждый зверь серьезен, строг,
На носу опасный рог. (Носороги)
Я лошадка, но не та,
Что бежит в упряжке.
Я от носа до хвоста
В меховой тельняшке. (Зебра)
5. Практическая работа.
Педагог: Я вижу по вашим загадочным лицам, что каждый уже придумал, что будет рисовать и вам не терпится приступить к работе. Лист бумаги располагаете вертикально или горизонтально, в зависимости от вашей задумки.
Дети приступают к самостоятельной практической работе, опираясь на плакаты животных Африки.
Во время самостоятельной работы звучат веселые песенки про Африку и обезьянок , также песенка из мультфильма «Львенок и черепаха», которые стимулируют творческий процесс детей.
Физминутка «Мартышки»
Мы весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик – на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру «три» —
Все с гримасами замри.
6.Итоги: Мини-выставка детских работ.
Света,9 лет
Кристина,9 лет
Александра ,8 лет
Максим,9 лет
Кристина ,9 лет
Екатерина,10 лет
Дарья ,11 лет
Алексей, 11 лет
Вот так разыгралась фантазия моих детей!
Рекомендуем посмотреть:
Художественная деятельность для школьников
Занятие по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе. Гжель
Беседа о творчестве художников-анималистов в начальной школе
Конспект занятия ИЗО в изостудии