Мастер-класс: Объемное панно «Цветочная фантазия» в технике квиллинг.
Автор: Караева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД» с/п «Ровесник» г. Прокопьевск, Кемеровская область.
Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей и просто творческих людей, которые любят создавать, что-то особенное своими руками.
Назначение: подарок на день рождения.
Цель: изготовление объемного панно с цветочной композицией в технике квиллинг.
Задачи:
•познакомить с историей возникновения искусства квиллинг;
• научить пользоваться инструментом для квиллинга: выполнять роллы, листья и лепестки из полосок бумаги;
•развивать аккуратность при работе с мелкими и хрупкими элементами;
•развивать пространственное воображение, умение сочетать цвета и формы;
•развивать мелкую моторику рук, глазомер и умение составлять композицию из отдельных элементов;
•развивать художественный и эстетический вкус;
•развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Предисловие к работе.
На этом мастер-классе мы с вами изготовим панно с фантазийными цветами, изготовленными из бумаги в технике квиллинг.
Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью специального инструмента скручиваются в роллы, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.
Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» и переводится как «птичье перо».
История квиллинга довольно необычна. Это искусство переходило от запада к востоку и обратно, обогащаясь национальными особенностями разных культур. Возможно, что появление квиллинга относится к разным культурам. Происхождение квиллинга нигде не зарегистрировано, кто то считает, что этот вид искусства появился сразу после изобретения бумаги в Китае в 105 году нашей эры.
Другие полагают, что этот вид искусства существовал в древнем Египте.
У квиллинга очень богатая история.
В 300-ых и 400-ых годах серебряными и золотыми полосками украшали колонны и вазы, используя эту технику создавали прекрасные ювелирные украшения. Этот вид искусства был очень популярен к 1200-ым годам.
Бумагокручение в Корее приобрело характерные, присущие только искусству Востока качества. Работа восточного мастера может потребовать огромного времени на изготовление, состоять из сотен мельчайших деталей, объединенных в одну совершенную композицию и отличаться величайшей тщательностью, тонкостью и ажурностью.
В Корее квиллинг входит даже в школьную программу, а так же считается видом национального искусства.
Искусство бумагокручения в Европе возникло в эпоху ренессанса, в конце XIV — начале XVI века. Миниатюрные украшения, созданные из позолоченной бумаги, которую вырезали из позолоченных полей книг монахини в католических итальянских и французских монастырях. Мир средневековых монастырей вполне располагал к несуетной работе во Славу Божию. Монахини украшали в технике квиллинг предметы религиозного культа, книжные обложки. Миниатюрные бумажные шедевры создавали иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.
К большому сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от шедевров средневековья. В Англии, в музее Виктории и Альберта в Лондоне, хранятся творения принцессы Елизаветы, которая всерьёз увлекалась искусством квиллинга.
Филигранное кружево из бумаги стало популярно в XVIII веке в Европе, в те времена девушки обучались рукоделию в специальных школах, это было позволительно женщинам из высших слоев общества. Почему – именно из «высших»? – Вполне понятно, что качественная разноцветная бумага была когда-то дорогостоящим материалом, свободно использовать которую мог только привилегированный класс.
В XIX веке это было любимым женским развлечением. Украшения из квиллинга применялись повсеместно: на картинах и рамах, кошельках, корзинах, гербах и винных бочках. Применялся квиллинг и в украшении мебели, некоторая мебель изготавливалась со специальными углублениями в лицевых панелях под бумажное кружево, изготовленное в технике квиллинг. Квиллинг использовался в сочетании с вышивкой, живописью и другими видами искусства. Но большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
Сейчас квиллинг очень широко распространен и на востоке и на западе. Этим искусством увлекаются многие люди разных возрастов и профессий. Во многих странах создаются Ассоциации квиллинга. В России квиллинг приобретает все больше поклонников и это не случайно. Квиллинг очень увлекательное занятие.
Инструменты для квиллинга
Но перед тем как приступить к знакомству с изготовлением роллов, нужно приготовить необходимый инструмент. Основной вид деятельности в квиллинге - это закручивание бумажных полосок. Накручивать их можно на что угодно, главное чтобы диаметр вашего инструмента был как можно меньше. Для этих целей можно использовать зубочистки, спицы для вязания, стержень от шариковой ручки. Удобнее всего работать со специальным инструментом для квиллинга.
Как изготовить специальный инструмент, вы можете ознакомиться в мастер-классе «Инструмент для квиллинга своими руками»
/blogs/tatjana-aleksandrovna-karaeva/master-klas-instrument-dlja-kvilinga-svoimi-rukami.html
Также в работе используется пинцет (для точного закрепления деталей на основе), ножницы, клей ПВА в бутылочке с небольшим отверстием, чтобы выдавливать небольшое количество клея.
Клей «Момент Кристалл» для приклеивания деталей к основе.
Бумага для квиллинга используется различной плотности, окрашенная с двух сторон. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для квиллинга можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 0,5 сантиметра, длина от 15 до 60 сантиметров. Часто в процессе работы полоски для квиллинга разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если большой размер детали. Иногда соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных роллов,спиралей, лепестков и листьев.
Словарь терминов
«
Паспарту (фр. passe partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру» Википедия.
Сколок – это технический рисунок будущего кружевного изделия. В основном сколок рисуется на бумаге, которая не имеет жесткости.
Как уже говорилось, все фигуры квиллинга состоят из роллов, туго скрученных бумажных полосок.
Базовые модули в квиллинге.
Для работы нам понадобятся инструменты и материалы:
Расчитать количество бумаги в квиллинге очень сложно!
Использовались готовые наборы бумаги для квиллинга с плавным переходом цветов от светлого к темному.
Потребуется бумага для квиллинга 10 цветов.
персикового цвета; лимонного; светдо-розового; розового; светло-красного; ярко-красного; бордового; бледно-зеленого; светло-зеленого; ярко-зеленого; темно-зеленого;
Ножницы средние для отрезания лишней части полосок для квиллинга.
Клей ПВА густой для склеивания полосок между собой
Клей «Момент Кристалл» для приклеивания готовых элементов на основу. Пробковый коврик для выполнения листьев и лепестков цветов
Металлическая линейка для вырезания паспарту
Инструмент для квиллинга
Булавки для листочков
Бумага офисная для эскиза и разметки сколка.
Канцелярский нож.
Бархатный черный картон
Лист бумаги для фотографий белого цвета для паспарту.
Рамка пластиковая размером 21*30 белого цвета.
Техника безопасности при работе с ручными булавками
1. Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых булавок
3. Не брать булавки в рот, не вкалывать в одежду
4. Не оставлять булавки на рабочей поверхности стола
5 . По окончании работ убрать все булавки в специальные коробки и подушечки
Техника безопасности при работе с клеем
1. При работе с клеем нужно пользоваться кисточкой, если это требуется. Можно использовать клей ПВА в бутылочке с небольшим отверстием, чтобы выдавливать небольшое количество клея.
2. Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом
Техника безопасности при работе с ножницами
1.Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
2.Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставке).
3. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и дисциплинированы
4. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
5 Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
6. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
Последовательность выполнения работы
1. На листе белой бумаги рисуем эскиз будущего панно.
2. Для изготовления лепестков цветов мы не будем использовать базовые модули в квиллинге, а сделаем свои лепестки. Для этого на листе бумаги изготовим сколок лепестка. Отрезок в 4 сантиметра, снизу отступаем 1 сантиметр и оставшуюся часть отрезка разделим на 4 части. Отмечаем черным маркером точки и пронумеровываем их снизу вверх. У нас получилось 6 точек. Теперь размечаем точки между 5 и 4, отступив от средины с обеих сторон по 0,5 сантиметра, пронумеровав их слева на право – это будут точки 7 и 8. Таким же образом размечаем точки между 4 и 3 –это будут точки 9 и 10 и между 3и 2 точками - это будут точки 11и 12.
3. Берем пробковый коврик.
4. Сколок лепестка кладем на пробковый коврик. По размеченным точкам втыкаем булавки. В точках 9-10 отступаем от середины 0,6 сантиметра. В точках 11-12 отступаем от середины на 0,7 сантиметра. Разметка получилась в виде елочки. Разметку делаем в зависимости от величины лепестка или листа по нарисованному эскизу.
5. Берем полоску бумаги персикового цвета, начинаем обкручивать булавки по часовой стрелке. Сделав виток на двух нижних булавках (точки 1 и 2), полоску бумаги подклеиваем клеем ПВА.
6. Следующий виток делаем от точки 1, обвиваем булавку в точке 3 и останавливаемся опять в точке 1. Стараемся работать без натяжения бумажных полосок.
7. Следующий виток делаем от точки 1, обвиваем булавку в точке 4 и останавливаемся опять в точке 1.
8. Следующий виток делаем от точки 1, обвиваем булавку в точке 5 и останавливаемся опять в точке 1. Если у вас не хватило одной бумажной полоски, подклеиваем еще одну полоску, делая это в нижней части лепестка (точка 1).
9. Следующий виток делаем от точки 1, обвиваем булавку в точке 6 и останавливаемся опять в точке 1.
10. Следующий виток делаем от точки 1, доходим до булавки в точке 7, обвиваем её против часовой стрелки останавливаемся опять в точке 1.
11. Следующий виток делаем от точки 1, доходим до булавки в точке 8, обвиваем её по часовой стрелке останавливаемся опять в точке 1.
12. Следующий виток делаем от точки 1, доходим до булавки в точке 9 , обвиваем её против часовой стрелки останавливаемся опять в точке 1. Следующий виток делаем от точки 1, доходим до булавки в точке 10, обвиваем её по часовой стрелке останавливаемся опять в точке 1.
13. Следующий виток делаем от точки 1, доходим до булавки в точке 11, обвиваем её против часовой стрелки останавливаемся опять в точке 1. Следующий виток делаем от точки 1, доходим до булавки в точке 12, обвиваем её по часовой стрелке останавливаемся опять в точке 1.
14. Следующим одним витком захватываем и обвиваем все булавки по часовой стрелке (точка 1). Подклеиваем и обрезаем бумажную полоску.
15. Берем полоску розового цвета и обвиваем готовый лепесток, не снимая с булавок еще 4-5 раз, подклеиваем конец полоски в точке 1.
16. Вот такой лепесток у нас получился на булавках.
17. Снимаем булавки. Лепесток готов. Можно снимать только верхние 4 булавки. С остальных лепесток снимается очень даже легко.
18. По такой технологии выполняем все лепестки и листья цветов. Размер лепестков и листьев зависит от эскиза будущего панно и количества используемых булавок. У меня получилось 38 лепестков по 3 сантиметра (использовались 9 булавок); 10 лепестков по 2,5 сантиметра (9 булавок)
19. По такой же технологии выполняем листья из зеленой бумаги.
20. Получилось 3 листа по 4 сантиметра (использовались 12 булавок); 7 листов по 3 сантиметра (9 булавок); 3 листа по 2,5 сантиметра (8 булавок); 1 лист большой 11 сантиметров (14 булавок); 2 стебля 12 сантиметров и 7 сантиметров. Собираем листья в трилистники, склеивая их между собой клеем ПВА.
21. Вот такие три трилистника получились.
22. Маленькие листья по 2,5 сантиметра (в сколке использовались 8 булавок)
23. Большой лист 11 сантиметров (14 булавок) и завиток.
24. Собираем элементы стебля и бутона цветка лимонно-персикового цвета. Для выполнения серединок цветов берем бумажную ленту для квиллинга и инструмент для квиллинга . Вставляем конец ленты в инструмент и начинаем скручивать в ролл. Потом аккуратно снимаем ролл с инструмента, а свободный конец ленты фиксируем клеем. К стеблю приклеиваем три лепестка, сверху у основания лепестков приклеиваем серединку и еще два лепестка в шахматном порядке. Внизу приклеиваем небольшой лист с двумя завитками.
25. Точно так же собираем еще один бутон цветка только другой окраски (использовались розовый, красный и бордовый цвета)
26. Склеиваем нижнюю часть одного из трех цветов (светло-желтого и персикового цвета), состоящую из 7 лепестков.
27. Склеиваем верхнюю часть (лимонного и персикового цвета), состоящую из 7 лепестков.
28. Приклеиваем верхнюю часть цветка к нижней части.
29. Сверху цветка приклеиваем серединку желтого цвета.
30. Точно так же собираем второй розово-красный цветок, состоящий из 12 лепестков (6 нижних светло-красного и розового цвета) и 6 верхних (светло-розового и розового цвета)
31. Точно так же собираем третий бордово-красный цветок, состоящий из 12 лепестков (6 нижних светло-красного и бордового цвета) и 6 верхних (розового и светло-красного цвета)
32. Вот такие элементы композиции получились.
33. Собираем изготовленные элементы по эскизу в единую композицию. Смотрим, чего не хватает в нашей композиции, и что еще можно добавить.
34. Мне показалось, что мало листьев. Делаем еще 3 листа разного размера.
35. Подготавливаем основу для композиции. Берем лист белой матовой бумаги для фотографий (можно ватман или картон), размечаем с изнаночной стороны паспарту в 2 сантиметра. Канцелярским ножом с помощью металлической линейки вырезаем паспарту.
С изнаночной стороны к паспарту приклеиваем клеем "Момент кристалл" картонную бархатную бумагу черного цвета. На упаковочный картон приклеиваем бархатную бумагу с паспарту. Сверху кладем груз и даем просохнуть. На лицевую сторону бархатного картона с паспарту собираем нашу композицию. Приклеиваем снизу вверх. Сначала нижний цветок и листья. Затем левый цветок и правый цветок, и листья к ним. Приклеиваем левый бутон цветка, затем большой лист с завитком, затем правый бутон.
36. Сверху трилистников добавляем маленькие листочки, к большому листу приклеиваем средний лист. Наша композиция готова.
37. Когда композиция окончательно высохнет, вставляем её в белую пластиковую рамку. Объемное панно готово.
Спасибо за внимание. Буду рада конструктивной критике.
Рекомендуем посмотреть:
Маргаритки в технике квиллинг. Мастер-класс с пошаговыми фото
Цветы в технике квиллинг своими руками для детей 6-7 лет
Квиллинг для детей начальных классов. Мастер - класс
Цветы в технике квиллинг. Мастер-класс с пошаговыми фото
Похожие статьи:
Квиллинг для детей. Цветы
Квиллинг одуванчики. Мастер-класс
Весенние цветы. Квиллинг
Квиллинг в начальной школе. Цветы
Квиллинг. Цветы лилии