Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мастер-класс по рисованию для младших школьников. Графическая зарисовка исторического здания

Мастер-класс по рисованию памятника архитектуры в графике.

Автор: Думлер Татьяна Петровна, учитель изобразительного искусства МАОУ гимназии №56 г.Томска
Назначение: для уроков рисования, для участия в конкурсах, выставках, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: Выполнение рисунка памятника архитектуры в графике.
Задачи:
- познакомить с выдающимся архитектурным сооружением;
- научить последовательно рисовать конструкцию здания без линейки;
- развивать способности работы простым карандашом;
- способствовать развитию аккуратности, внимания, трудолюбия.
Материалы: белый лист для рисования и простой карандаш (лучше иметь твёрдый и мягкий)

Сегодня мы познакомимся с жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение.
Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей.
Это архитектурный комплекс, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури.

Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира.
Шах Джахан имел несколько жен. В 1612 году он женился на Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца"). Поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа. За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает.

Император был безутешен в своем горе. В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению мавзолея, который бы соответствовал красоте любимой жены. Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. Двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.


И великолепный сад, примыкающего к архитектурному комплексу, распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено.
Практическая часть.
Выполним рисунок простым карандашом. Начнём с линии горизонта, которая пройдёт по середине листа.

Добавим параллельную линию, это будет платформа, на которой будет располагаться само здание. Изображаем передний фасад в виде прямоугольника.

Выделим центральную часть фасада. Проведём две вертикальные линии с одинаковым расстоянием от краев.

Добавим барабан и купол полукруглой формы.

Боковые фасады видны не полностью, изображаем их с искажением.

В центральной части фасада проводим прямые линии в виде прямоугольника – это место красивых узорных украшений. Внутри рисуем арку – больная ниша перед входом.

У основания купола нарисуем полоску – место красивых резных узоров. На вершине купола треугольная макушка, которая завершается красивой фигуркой в персидском стиле.

Добавим маленькие башенки по углам здания. Они одинаковые и симметричные.

Повторим полукруглую форму главного купола.

На стене переднего фасада изобразим одинаковые прямоугольники.

Внутри нарисуем аркообразные проёмы. В этих нишах видны окна, изобразим их маленькими прямоугольниками.

Такая же арка появляется и в центральной части. Добавляем окно и дверь.

Теперь надо изобразить аркообразные проёмы на боковых фасадах. Основные архитектурные элементы здания изображены.

Обязательно изобразим минареты —с них призывали исламского верующего к молитве. Мы рисуем две одинаковые колонны по бокам основного здания.

Минареты также демонстрируют идеальную симметрию. Разделяем каждую башню на три равные части.

Рисуем балконы. Завершаем минареты куполами.

Настала пора изобразить часть сада перед мавзолеем. Начнём с «волшебной» точки схода, которая помогает художникам справиться с изображением пространства. Из точки проводим первые две линии, идущие вниз рисунка (водный канал).

Проведём ещё две линии очень близко к первым. Расстояние между линиями немного увеличивается к низу (Это мы изобразили высоту мраморных берегов). Ещё одна пара линий по внешней стороне проводится из точки (Это мы изображаем тропинки и газоны).

Чтобы нарисовать деревья, растущие вдоль водного канала, мы проведём вспомогательные линии из точки схода.

Высота деревьев на нашем рисунке разная, так как те деревья, которые растут ближе к нам, мы изображаем крупно, а те деревья, которые растут далеко от нас, мы изображаем маленькими. Деревья рисуем овальной формы.

В воде отражается здание и нам предстоит изобразить отражение. Теперь можно сказать, что линейный рисунок завершён!

Приступим ко второй части работы над рисунком. Выполняем тонировку твёрдым карандашом. Для неба выбираем горизонтальную штриховку.

И Тадж- Махал и минареты сделаны из белого мрамора, а это значит, что сооружения должны остаться самыми светлыми на рисунке. Выбрав с какой стороны светит солнце, мы можем добавить лёгкую тень с другой стороны сооружений.

Показываем тень на башнях вертикальными штрихами, балконы делаем темнее. На всех куполах показываем тень, плавно переходящую в более светлые тона.

Центральная часть здания тонируется по-разному. Большой прямоугольник самый светлый, на карандаш почти не давим. Арку – нишу делаем немного темнее. А окно и дверь раскрашиваем более темным тоном. Точно так же раскрашиваем и боковые части центра здания.

За тонировав и боковые арки, можно приступить к раскрашиванию отражения. Сложность состоит в том, что надо всё повторить в точности с выбранными тонами самого здания.

Водную гладь бассейна заштриховываем в горизонтальном направление, тон немного темнее, чем небо.

Заштриховывая мраморные «берега» важно показать объем. Светлой горизонтальной штриховкой раскрашиваем верхнюю поверхность берега, более тёмной штриховкой тонируется глубину. Добавим вертикальных ярких штрихов для обозначения объема и высоты.

Осталось поработать с растительностью. Траву выполняем прерывистыми штрихами, меняя нажим на карандаш.

Деревья можно заштриховать таким же способом взяв карандаш по мягче, не забывая про освящение солнцем.

Осталось раскрасить стволы деревьев, добавить падающие тени, можно добавить облачко. Рисунок готов!

Если к иллюстрированному рассказу добавить последовательный показ выполнения рисунка на доске, ребята не испытывают больших затруднений и справляются со сложным симметричным изображением архитектурного комплекса!






Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Художественная деятельность для школьников Занятие по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе. Гжель Беседа о творчестве художников-анималистов в начальной школе Рисование сельского пейзажа поэтапно с фото для детей младшего школьного возраста
Участник №10 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию». Лето-Осень 2016
Ажурный светильник из бумаги своими руками | Архитектура в бумажной пластике для учащихся начальной школы. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3060 дней назад (6 августа 2016)
Просмотров: 25273
+11
Голосов: 11
Сидорова Зоя Григорьевна # 6 августа 2016 в 15:39 +2
Татьяна Петровна!
Внимательно просмотрела мастер-класс по рисованию памятника архитектуры в графике. Графическое изображение - сложная техника, заставляющая анализировать насыщенность тона, точно, аккуратно использовать мягкость карандаша. М-к является обучающим, просто и доступно Вы рассказали этапы выполнения работы. Думаю, что и дети с удовольствием работали над такой красотой. Видно, что с работой они справились.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.
Татьяна Петровна Думлер # 7 августа 2016 в 17:23 0
Зоя Григорьевна, благодарю за комментарий моей работы!
Светлана Михайловна Киселёва # 8 августа 2016 в 03:03 +2
Татьяна Петровна здравствуйте! Рада нашему сотрудничеству! Благодарю Вас за Ваше творчество с учащимися. Существует миф: «чтобы рисовать красиво - необходимо много и долго учиться». Отчасти это так, но благодаря такому подробному описанию последовательности и показом фото, я думаю, можно научиться рисовать " с нуля". На протяжении всего мастер-класса Вы подробно объясняете где и с чего начинать и как правильно нарисовать ту или иную линию, объект.С помощью Ваших уроков учащиеся научились правильно держать карандаш и профессионально овладели им. Спасибо Вам за приглашение. Голосую с удовольствием!
Ирина Владимировна Шерина # 8 августа 2016 в 10:17 +1
Прекрасный материал. Материал расписан,представлены все шаги выполнения. Дети с задачей справились.
Ирина Николаевна Ступченко # 8 августа 2016 в 16:15 +1
Спасибо за прекрасные воспоминания. Несколько лет назад я побывала в этой стране. И воотчию видела этот удивительный исторический ансамбль индийской архитектуры. Глаз невозможно отвлечь.Такая красотища! Особенно на рассвете, когда первые лучи солнца озаряют одну сторону дворца, и оно начинает отливать всеми цветами радуги. Очень впечатляет.
Публикация потрясающая, как и выбранная Вами тема. Всё очень понравилось. Готовые работы учеников тоже порадовали. Примите голос №4!
Анастасия Анатольевна Полковникова # 8 августа 2016 в 18:55 +1
Татьяна Петровна, очень хороший мастер-класс, все подробно расписано и информационная вставка, и этапы работы. Впечатляют работы учащихся, при том, что в начальной школе графику они не очень воспринимают.
Ирина Викторовна Ануфриева # 9 августа 2016 в 23:22 +1
Татьяна Петровна, познакомилась с удовольствием с вашим МК.
Мастер-класс грамотно и доступно объясняет процесс выполнения работы. Фото подробно иллюстрируют все этапы изготовления рисунка.
Здорово! С удовольствием голосую! Удачи!
Вера Александровна Орехова # 12 августа 2016 в 16:39 +1
Татьяна Петровна, спасибо за приглашение.
Очень красивая работа!
Отличный мастер-класс, замечательные детские работы!
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!
Ольга Сергеевна Дьякова # 13 августа 2016 в 17:49 +1
Спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Тамара Михайловна Лавренко # 30 августа 2016 в 18:35 +1
Здравствуйте,Татьяна Петровна! Мне очень понравился Ваш материал! Сложная тема преподавания закона перспективы в пространстве,точка схода и т.д. Обычно я использую природный пейзаж для младших детей, и позже - городской пейзаж. А Вы молодец! Раскрыли эту тему по-новому! Познакомили детей с историческим архитектурным памятником и графическим построением в перспективе, разобрали по тону. Хорошо и грамотно, в соответствии с требованиями сайта,оформлен мастер -класс. Если Вы не против,возьму себе в закладки. Примите мой голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 20 сентября 2016 в 17:47 +2
Здравствуйте, Татьяна Петровна. Замечательный МК! Очень понравился познавательный, увлекательный рассказ в начале МК. Техника сложная, но Ваши дети с ней замечательно справились. Описание каждого этапа подробно, доступно, фото хорошего качества. Спасибо за МК! Творческих успехов! голос
Татьяна Александровна Коршунова # 11 ноября 2016 в 00:20 +1
Добрый вечер, Татьяна Петровна!Тема архитектуры и перспективы не простая, но так как Вы подробно передали последовательность работы, думаю, что ребятам было интересно рисовать этот архитектурный памятник.Интересны и мотивация, и алгоритм занятия.Спасибо! Голос !