Из опыта работы учителя литературы
Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению литературы.
Во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; во-вторых, компетентностно – ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления учащихся, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
Работая с КОЗ, учащиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.
Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме.
Компетентностно – ориентированные задания можно использовать в виде раздаточного дидактического материала (самостоятельная, проверочная или контрольная работа) или показать через проектор на уроках изучения или закрепления данной темы для групповой или индивидуальной работы.
Структура компетентностно – ориентированного задания четко определена: стимул (погружение в текст задания и мотивация для его выполнения), задачная формулировка (точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания), источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания), бланк для выполнения задания (задает структуру предъявления учащимся результата деятельности), инструмент оценивания (аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдений).
Каждое КОЗ имеет собственную технологию оценивания.
Характеристика заданий.
5 класс.
Тема: М.Ю.Лермонтов. «Бородино».
Компетенция: читательская, коммуникативная, информационная.
Стимул: Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года. Бородинскому сражению посвящено значительное место в произведениях литературы и искусства. Одно из них – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Задачная формулировка: Предложите свои размышления над цитатами из стихотворения, которые записаны в первой колонке таблицы, запишите их во вторую колонку таблицы.
Таблица
Инструмент оценивания: критерии.
6 класс.
Тема: А.А. Грин. Феерия «Алые паруса».
Компетенция: читательская, коммуникативная.
Стимул: «Из этой книги я узнал одну истину…» - счастье можно сделать своими руками; - нужно верить в любовь и идти к своей судьбе». Останутся ли алые паруса символом сбывшейся мечты навсегда?
Задачная формулировка: подберите строки из произведения, которые могли бы стать названиями к этой иллюстрации, и объясните свой выбор.
Инструмент оценивания: критерии.
Критерии оценивания: понимание темы; знание художественного текста.
9 класс.
Тема: Поэма «Мёртвые души»
Компетенция: учебно-познавательная, информационная (понимание и осмысление информации).
Стимул: портреты и характеры героев Н.В.Гоголя «Мёртвые души» словно нарисованы или, лучше сказать, вылеплены. Можно ли сказать, что все фамилии говорящие, и только одна дается в переносном значении?
Задачная формулировка: сделайте правильное соотношение – кому из героев поэмы соответствуют приведенные характеристики (заполните 2 столбец таблицы на соответствие).
Таблица на соответствие
Инструмент оценивания: ключ.
9 класс.
Тема: Грибоедов А.С. «Горе от ума».
Компетенция: читательская, коммуникативная.
Стимул: Тема «лишнего человека» была особенно актуальна во времена Чацкого. Дело не только в общественном положение, но и во внутреннем убеждении героя. Почему они не могут найти своего места в обществе?
Задачная формулировка: Выполните творческую работу, напишите стихотворение. Образ Чацкого.
Правила:
1. Первая строка – имя героя.
2. Вторая строка – отличительные, существенные свойства (три-четыре прилагательных или причастия).
3. Третья строка – выражение индивидуальности героя через его действия, поступки, отношение к окружающим (три-четыре глагола или деепричастия).
4. Четвертая строка – целостная фраза, которая является определением самой сути личности героя.
5. Последняя строка – перифраза имени героя (одного слово или словосочетание).
Инструмент оценивания: модельный ответ
Модельный ответ:
Чацкий.
Честный, умный.
Любит, страдает, борется.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Лишний человек.
Рекомендуем посмотреть:
Литературное творчество школьников
Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты
Формирование патриотизма и гражданственности у школьников
Как определить стихотворный размер