Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы учителя дефектолога

Из опыта работы дефектолога, учителя трудового обучения. Влияние творчества духовно - нравственной направленности на мотивацию трудовой деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Автор: Ивличева Татьяна Вячеславовна, учитель трудового обучения ГБОУ Республики Марий Эл «Школа №2 г. Йошкар-Олы».
Описание материала. Предлагаю вам статью о способах мотивации на уроках швейного дела у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Влияние творчества духовно - нравственной направленности на мотивацию трудовой деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями». Данный материал будет полезен учителям трудового обучения как коррекционных школ, так и общеобразовательных.
***
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности. Исходя из этого, каждый педагог стремиться построить свои уроки так, чтобы максимально увлечь обучающихся, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроке.
В последние годы увеличилось количество детей с более низким интеллектом, у которых снижен интерес к учебной деятельности. Отмечается их инертность, вялость, рассеянность, отвлекаемость и даже отсутствие всяких интересов. Любые старания педагога по развитию всесторонней личности ребенка окажутся малоэффективной или вообще неэффективной, если у школьников не будет заинтересованности в обучении.
Развитие творческой мотивации обучающихся с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время, так как в условиях реализации ФГОС ставятся общие воспитательные цели и задачи. Это создание условий для развития личности ученика свободной, гуманной, духовной, творческой, стремящейся к красоте и поиску смысла жизни. Поэтому свою педагогическую деятельность я стараюсь строить на нестандартном подходе к обучающимся, где ребёнку предоставляется максимум возможностей для раскрытия и развития его потенциальных творческих способностей с учётом его интересов и возможностей, так же получение допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу.
Свою творческую потребность на уроках швейного дела обучающиеся могут реализовать при изготовлении изделий предусмотренные программой. Это выбор фасона, ткани, способы отделки изделия. В процессе именно творческой деятельности у ребёнка с особыми образовательными потребностями возникает ощущение собственной значимости, развиваются и корригируются все высшие психические функции (память, внимание, мышление, восприятие), создаются условия успешной социализации личности. Поэтому еще на начальном этапе изготовления работы я стимулирую чтобы изделие каждого обучающего отличалась от других. Ведь в силу диагноза, а иногда и лени, им сложно придумывать что-то свое, особенное, а легче подсмотреть у соседа или изготовить изделие по образцу. Но нужно учитывать, что развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей. Для этого необходимо подбирать задания посильные по сложности и объему, чтобы у ребенка не пропал интерес к творческой деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Слабым ученикам даются для пошива изделия с меньшим количеством деталей, с минимальной отделкой. Возможно предложить выполнять только по узловую обработку уменьшенного изделия, а не целиком. При выполнении заданий детям оказываю разные виды помощи, поощрения, создавая ситуацию успеха. Таким образом, дети от занятия к занятию всё более раскрывают себя творчески, у них снимаются внутренние психологические зажимы, они начинают верить в свои силы, получают положительные эмоции.
Всем известно, что так же плодотворному обучению и воспитанию обучающихся с особыми возможностями здоровья способствует положительный эмоциональный фон. С учетом того, что эмоционально - волевая сфера личности у детей с особыми образовательными потребностями неустойчива, необходимо больше уделять внимание на психологическую атмосферу в классе. Спокойная фоновая музыка, беседы на волнующие темы, помогают снизить уровень агрессии и тревожности. Физкультминутки (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физические упражнения) помогают снять напряжение мышц. Чтобы ученик мог переключится от работы, которая у него не получается в данный момент, он может достать вышивку. Монотонная работа, навыки которой уже сформированы, помогают восстановить неспокойный эмоциональный фон. Мои наблюдения показали, что именно работы, связанные с духовно-нравственной направленностью дают большее успокоение агрессивно настроенным, возбужденным детям. Вышивка ангелов, икон, церкви, мечети (мотив работы подбирается с учетом вероисповедания) в разной технике с использованием декоративных элементов дали неожиданные положительные результаты. При этом ведутся беседы о значении каждой иконы, приписанных волшебных свойствах ангелов, о правах свободы вероисповедания. Изготовление цветов из атласных лент, фоамирана, бумаги помогают развитию чувства прекрасного. Все это помогает снятию нервно- психическое напряжения, преодолению негативного состояния, формированию адекватного межличностного поведения, повышению собственной самооценки.
Смотря на мои работы, многим школьникам очень хочется научиться новым техникам, которые не предусмотрены школьной программой. Это я использую как стимуляцию к качественному и быстрому выполнению заданий. Если после выполнения изделия по программе остается время, то обучающихся получают возможность освоить заинтересовавшую технику. Знакомство с новыми техниками и приемами творческой деятельности, расширяет кругозор детей, расширяет общепринятые рамки творчества, позволяет выразить себя, повышает трудовую мотивацию. Ведь каждой девочке или мальчику хочется создать что-то «волшебное» своими руками.
Итогом работы в данном направлении могу отметить улучшение скорости и качества работ у обучающихся, предусмотренных программой. Дети стараются доводить начатые изделия до конца. Выполнение творческих работ духовно – нравственной направленности улучшает не только трудовую дисциплину, способствует развитию высших психических функций, но и помогает в коррекции эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся стали спокойнее, уравновешеннее, усидчивее. Это помогает созданию благоприятной, творческой атмосферы на уроке, что способствует более прочному усвоению программного материала.
В поисках способах мотивации, эффективных стимулов, никогда нельзя останавливаться. Нужно искать что-то новое, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость не только обучающимся, но и самому педагогу.

Рекомендуем посмотреть:

Работа дефектолога в специализированном детском саду Из опыта работы учителя музыки. Организация урока музыки Из опыта работы воспитателя. Взаимодействие ДОУ и семьи детей с ОВЗ Дети с ОВЗ в образовательном процессе ДОУ
Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами оригами для 5 класса
Опубликовано: 1796 дней назад (23 декабря 2019)
Просмотров: 936
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!