Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Статья «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».
Автор: Хмелева Татьяна Юрьевна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1551».
Сказка в жизни ребенка.
Цель: приобретение личного жизненного опыта, который поможет детям социализироваться во взрослой жизни.
Описание. Данный материал будет полезен педагогам, родителям, детям дошкольного возраста с целью формирование образного мышления на основе усвоения понятий добра и зла через сказочные образы.
Актуальность.
Основная задача детского сада социализация детей, то есть задача ввести детей в жизнь. При этом надо обратить внимание на психоэмоциональное состояние детей. В настоящее время этот процесс усложняется тем, что при быстрых темпах развития формирование нервной системы детей не успевает за уровнем знаний. Детям трудно включаться в реальную жизнь, а взрослые зачастую не успевают реагировать, то есть обращать внимание и разбираться в эмоциональных посылах детей. Если делать осознанно, то нервная система детей не будет страдать. Необходимо помочь детям сформировать правильное отношение к различным моментам жизни, научить детей думать.
Решение проблемы возможно путем формирования понятий добра и зла, заложенных в сказках.

Сказка лож, да в ней намек
До XVII – XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым. Зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.
Современный человек относится к сказке как … к сказке, то есть тому, чего в жизни не бывает. Однако были времена, когда она служила руководством к действию в повседневной жизни людей.
Мир ребенка – это мир сказки, в котором все таинственное, волшебное и живое – и палочка-кукла, и дом из кубиков, в котором живет принцесса, и сделанный из бумаги кораблик и пр. Сказка для ребенка – это жизнь, в которой живет он сам. Ребенок по многу раз просит перечитать ему одну и ту же сказку, пытаясь глубже проникнуть в нее, постичь цепь событий.
Сказка ложь – то, что сказано не конкретно, предполагает домысливание. Намекает на что? На то, что реально происходило или происходит в жизни конкретного человека, ставит вопрос: «А как у тебя?», учит или предостерегает. Сказка – один из путей - подсказка, по которому можно вести ребенка.
На примере сказок учим детей задумываться перед принятием решения как поступить.
Проблема формирования образного мышления в дошкольном возрасте не нова (Выгодский Л.С., Ильин Е.П., Вилюнас В., Тугушев Р.Х., Леонтьев А.Н. и др.). При чтении дети слушают внимательно, но восприятие идет от интерпретации читающего, дети сопереживают, опираясь на интонации рассказчика. При просмотре фильмов и мультфильмов дети наглядно могут не только слышать выразительность эмоциональных характеристик, но происходит визуальное восприятие. Просмотр мультфильмов, фильмов способствует образному восприятию, формированию образного мышления. Впоследствии, произнося в ролевой игре фразу из того или иного мультфильма в определенных интонациях, формируем сознание. Задача в детском саду - сформировать образное мышление, заложить жизненную память, которая, сформированная именно в детстве, остается на всю жизнь.
Коллективный просмотр мультфильмов, фильмов позволяет на основе образного восприятия впоследствии все вспомнить, повторить и обменяться впечатлениями.
Приобретение личного жизненного опыта поможет детям социализироваться во взрослой жизни.
Формирование у детей стойких понятий о добре и зле, нравственного багажа поможет им в дальнейшей жизни при решении проблемных ситуаций.
Но ребенок не сможет воспользоваться сокровищами сказок, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал.

Беседы с детьми по сказкам
Дети из детского сада уходят в школу. И их мир значительно расширяется, приобретая значительно другой образ. Если в детском саду они из теплых маминых рук передаются в теплые руки воспитателей, где их накормят, погуляют с ними, позанимаются, поиграют, вытрут каждую слезинку и разберут каждую ссору с товарищем, где их пожурят, но обнимут и приласкают, где на каждое детское «Я вас люблю» они слышат: «Мы вас тоже любим», то уже в школе, уже значительно отходя от мамы, они остаются часто одни со своим «люблю», где ссоры и обиды, непонимание «почему» и «зачем», о которых они уже не всегда могут рассказать маме, могут погасить любовь в их сердце. В детском саду, где мама и воспитатели всегда рядом, дети еще не осознают, что всегда так не будет или может не быть. Впереди путь, а на пути встречи. И дети пока не знают о многообразии отношений, которые называются одним словом «любить».
Беседа по мультфильму «В яранге горит огонь». Далеко на севере в яранге живет мама со своими детьми. Мама очень любит своих детей, заботится о них. А дети ленивые, непослушные, не хотят маме помогать. И вот заболела мама и попросила детей принести еще хвороста, но дети отказались, сказали: «Хватит хвороста, хватит». «Но если погаснет огонь – сказала мама, - то сама злая Пурга может войти в ярангу». Как дети отнеслись к просьбе мамы? Да, легкомысленно, махнули рукой. Но пока в яранге горел огонь, хранимый материнской любовью, Пурга не смела войти в ярангу. Мама из последних сил старалась поддерживать огонь, а дети не помогли. И вот, когда Пурга унесла маму и дети остались одни, без материнской любви, то оказалось, что некому о них позаботиться. Только тогда заговорило сердце у детей, они поняли, как надо было относиться к маме - помогать ей, тоже заботится о ней. Как же найти маму, как вернуть мамину любовь? Нет конца снежным просторам тундры. А какую песенку оставила мама детям? Да, правильно. «Кто с мужеством дружит, кто страха не знает, тот злую Пургу победит». Много испытаний пришлось выдержать детям на опасном пути, чтобы вернуть маму. Но в них всегда звучала мамина песня: «Пусть юная кровь никогда не остынет и в грозный опасности час, пусть мужество вас никогда не покинет и сердце не дрогнет у вас». Многими людьми замечено, как нужна забота о тех, кого любишь, забота навсегда.
- Скажите, дети, как мама проявляла свою любовь к детям? /Заботилась о них/.
- Дети были какими до того, как Пурга унесла маму? /Ленивые, непослушные, легкомысленные/.
- Какие качества характера помогли детям преодолеть опасный путь? /мужество, бесстрашие/.
Особую роль в воспитании любви играет женщина. И девочки, как будущие мамы, должны понимать, что ее надо творить именно им, будущим мамам.
Беседа по мультфильму «Два клена». Какая Баба Яга в сказке? Себя хвалит – умница-разумница, лапочка-касаточка. Любит себя, в себе души не чает. Про себя говорит, что у нее совести нет, не было и не будет. Украла Баба Яга детей, чтобы мать в поисках детей пришла к ней и стала у нее работницей. Превратила детей в клены. Дала Василисе невыполнимую работу и обещала детей отдать, когда за работу ее похвалит. А что же помогло Василисе спасти своих детей? Доброта, трудолюбие и чуткость материнского сердца, которое ничем нельзя было обмануть, сила ее духа. А кто-нибудь помог ей? Да, звери помогли. Хотела Баба Яга на помощь Людоеда Людоедыча позвать, да не пришел он, потому что Баба Яга жадная была, поссорилась с ним из-за двух копеек, корыстная была. Баба Яга из-за двух копеек поссорилась, а Василиса и от миллиона отказалась: «Не в нем счастье», - сказала. Любить – это быть чутким.
Беседа по телеспектаклю «Калиф-аист». Жил-был в одном сказочном городе калиф, и всем-то он пресытился, лежал на диване и скучал. Однажды пришел торговец и принес коробочку, в которой был черный порошок и кусок древнего пергамента с надписью. Коробочка с тайной заинтересовала калифа. Ученый Селим прочитал: «Если понюхаешь порошок в коробочке и произнесешь священное слово «мутабор» можешь превратиться в любое животное и будешь понимать их язык. Но чтобы стать человеком снова надо поклониться три раза на восток и произнести священное слово «мутабор». Но горе тому, кто в образе зверя или птицы засмеется, тогда он навек забудет слово и не сможет стать человеком. «Горе тому, кто смеется не вовремя. Запомни это», - сказал Селим. А как ответил ему калиф? «Ладно, ладно», - отмахнулся калиф.
- Как поступил калиф? Он легкомысленно отнесся к словам ученого.
- Какой был калиф? Легкомысленный, смеялся попусту, не вовремя. А поэтому засмеялся и забыл священное слово. Вот и случилась с ним беда.
- По чьей вине случилась беда? По вине самого калифа.
- Много пришлось пережить калифу страданий, чтобы снова стать человеком. Мы иногда, дети, смеемся над чем-то, не задумываясь, над чем смеемся. Кажется, что смешно, а на самом деле не смешно.
- Над кем посмеялись калиф и визирь? Над аистами. Над другими смеяться нехорошо.
- Какой вывод можно сделать, просмотрев эту сказку?
Вывод детей: «Смех без причины признак дурачины».
- Да, легкомыслие приводит к глупым поступкам, приводит к беде, а во всяком деле, чтобы не совершать плохих поступков по ошибке, должна быть рассудительность – хорошо это или плохо.
Беседа по сказке «Звездный мальчик». Говорили уже, что сказка – это иносказание, спрятанная мудрость. А что такое мудрость? О чем говорится в сказке? Вспомним сказку. Какой был Звездный мальчик? Высокомерный. Говорил о себе: «Весь мир ты можешь обойти, нигде красивей нет. Своей красою сказочной один затмил весь свет». Считал себя необыкновенным, необычным, любил только себя, не заботился о своих товарищах, они были ниже его представлений о себе, противопоставлял себя товарищам. А что ему говорил названный отец? «Без любви нельзя понять жизнь, а без этого нельзя жить». О какой любви говорил отец? Ведь не о любви к себе, а говорил: «Любите все живущее на свете. Всякая зверушка – твоя сестра. Природа создала и коноплянку, и белку, и каждому определила свое место. Так зачем же вносить страдание в прекрасный мир». А Звездный мальчик многих обидел, принес много страданий и животным, и своим товарищам. Говорит: «Если я красивый, зачем мне сердце». А названная мать, что сказала ему: «Ну, если маленький достаточно вырос, чтобы делать зло, то он вполне большой, чтобы отвечать за свои поступки». И вот, когда он превысил меру зла – обидел свою маму, которая искала его много лет, и, найдя, сказала: «Мне так нужна твоя любовь», ему пришлось отвечать за свои поступки. Он потерял самое дорогое, то, что он больше всего любил в себе – свою красоту, стал жалким уродцем. Его самого постигло страдание, и только тогда в его сердце проснулось сострадание, а это уже начало любви. По всем сказкам мы видим, что зло наказуемо, совершенное зло всегда оборачивается против совершившего зло, а добро всегда побеждает, потому что добро сильнее. По этой сказке видим, сколько добрых дел пришлось совершить Звездному мальчику, прежде чем жизнь предоставила ему возможность встретить вновь свою маму и вымолить у нее прощение. А помните в фильме «Морозко» Иванушке тоже пришлось совершить много добрых дел, чтобы вернуть себе человеческий облик. За что превратил Старичок-Боровичок Иванушку в медведя? За то, что Иванушка спасибо не сказал Старичку-Боровичку. Значит был невежлив, тоже любил только себя. Что ему потом Старичок-Боровичок сказал, когда Иванушка стал прощения просить? – «Не был бы ты невежей, не ходил бы с мордой медвежьей. Сам себя ублажал, а других не замечал». Кто такой невежа? Невежа – это человек невоспитанный. А помните, дети, как Иванушка бежал за девушками и кричал: «Остановитесь, я хочу вам доброе дело сделать», а они от него убежали. Каким голосом Иванушка говорил? – Грубым. Давайте скажем Иванушкины слова таким голосом. А каким голосом стал говорить Иванушка, когда уже отчаялся и клюку бабушкину нашел? Давайте скажем как Иванушка. Как говорил Иванушка? – Сочувственно. «Клюка-то бабкина. Как же она без нее ходить-то будет? Надо отнесть». Иванушка понял, что отнести – не потому, что «хочу – не хочу», а надо. Надо – это мера ответственности. Вернул после этого старичок-Боровичок Иванушке образ человека? – Да.
Интонации формируют эмоции. Произнося в ролевой игре фразу в определенных интонациях, мы формируем сознание. Как скажешь, таким и будешь. И может быть, когда ребенку что-то дадут, он не забудет вежливым голосом сказать спасибо, потому что перед ним будет стоять образ медведя. Или можно спросить у детей: «А Настенька рассердилась на Иванушку, когда он, думая, что это Настенька превратила его в медведя, крикнул ей: «Змея подколодная. Ведьма проклятая». – Нет. А как она к нему отнеслась? – Жалела, сострадала ему. Какая Настенька была? – Добрая и послушливая. Можно предложить детям поговорим с цветочками, как Настенька разговаривала. Здесь же можно вспомнить просмотренный ранее мультфильм «Снежная королева». Спросить: «А каким стал Кай, когда осколок льдинки попал ему в сердце?» - Да, грубым. Он и с бабушкой, и с Гердой был груб. «А если бы Герда на него обиделась, смогла бы она его спасти?» - Нет. «А если бы Герда на него обиделась и ответила ему грубостью, можно было бы сказать, что осколок льдинки тоже попал ей в сердце?»
- Надо учиться не обижаться, а думать.
И может быть будучи взрослым человеком ребенок поймет, что нужно не только говорить спасибо, а быть благодарным за все, потому что мы не знаем, в каких шкурах нам придется побывать и все понять, прежде чем найти свое счастье, что не должно быть чувства вины за свои поступки, приводящего к депрессии, а должно быть стыдно быть таким невежей, попросить прощения, чтобы никогда больше этого не делать.
Можно с детьми посмотреть и вспомнить мультфильм «Валли». Валли - робот-мусорщик, которым заинтересовалась девочка-робот более старшего поколения, и как потом дружба переросла в более высокие чувства. В этом мультфильме нет слов, одни интонации. И мы с детьми облекали интонации в слова, пытаясь их выразить теми же интонациями. На примере этого мультфильма можно поговорить с детьми и об экологии – что будет с Землей и с людьми, если мы будем везде и всюду мусорить. Чувству удивления учит Золушка в одноименном фильме «Золушка», когда крестная приготовила карету, а Золушка в порыве удивления и радости спрашивает: «Я могу ехать?».
Надо учить детей удивляться, потому что эмоция удивления – это всегда преддверие к анализу ситуации. Обращать внимание детей на то, как Золушка радуется, чтобы они могли выразить эту радость в игре. Золушка учит заботе. – «Дети, вы помните, как Золушка выразила свою обеспокоенность тем, что воротник короля порвался?»
Белоснежка учит участливости и разному выражению этого участия к разным персонажам.
Дети с раннего детства приучаются мамиными ласковыми колыбельным и ласковыми сказками, голос ласкает.
Для детей 2 – 3 лет имеется огромная видеотека мультфильмов, доступных возрастному восприятию. Наша мультипликация очень хорошо передает образные представления.
В 4 – 5 лет – смотрим мультфильмы, пытаемся вспомнить и повторить, имеется возможность обменяться мнениями.
В 6 – 7 лет – пытаемся передать интонацией чувства и взаимоотношения героев.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей детского сада. О роли сказок для детей Сказка для детей 6 - 11 лет о жителях леса Новогодняя сказка для детей 7 - 10 лет Консультация для родителей детского сада на тему: Ребёнок и сказка
Участник №148 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Детская открытка с пингвином из цветной бумаги своими руками
Опубликовано: 3443 дня назад (21 июня 2015)
Просмотров: 1736
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!