Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методические рекомендации. ПДД для младших школьников

Ошибки в преподавании правил дорожного движения младшим школьникам
Автор: педагог-организатор МАУ ДО «Детско-юношеского центра №14» города Набережные Челны Татьяна Юрьевна Сутиева
Данный материал предназначен для учителей начальных классов, педагогов-организаторов, воспитателей детских садов.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остается одной из самых актуальных. Основная причина ДТП – незнание элементарных основ правил дорожного движения или их несоблюдение.
Часто это происходит потому что, учащиеся не владеют правилами поведения на дорогах и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий. Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим. И Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчёта на детей. Поэтому задача всех, кто занимается с детьми — объяснить ПДД ребёнку доступно. Однако при выборе формы обучения (игра, конкурс, викторина и др.) главное — донести до детей смысл, не исказив содержания.
Важно обратить серьёзное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике учителя, родители, и некоторые авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, которым обучали в их детские годы, но десятки лет, назад изъятые из ПДД.
Это «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д. Не существует понятия «островок безопасности». Часто преподаватели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». А ведь употребление несуществующих понятий ведёт к искажению в понимании требований ПДД.
Анализ результатов анкетирования детей и педагогов по ПДД (проводимый с 2012 по 2015 данные берутся за 3 года) показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них.
1. Учат: обходи трамвай спереди, автобус — сзади.
Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создаёт аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части строго оговорен ПДД, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса в последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» лишь в 1958 году!
Необходимо учить!
Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
2. Учат: при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины — посмотри направо.
Это правило также устарело и создаёт опасную ситуацию.
Необходимо учить!
Прежде чем перейти дорогу — остановись на 5 сек., посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию. Никогда не переходи проезжею часть в наушниках, или капюшоне.
3. Учат: красный — стоп, жёлтый — приготовься, зелёный — иди. Очень любят использовать стихотворение: «Красный — стой, жёлтый — жди, а зелёный — проходи».
Это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД (см. п. 6.2) сказано, что красный и жёлтый сигналы запрещают движение, зелёный его разрешает. При этом не сказано, что зелёный сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения по зелёному сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора и не всегда понимают, что, когда горит зелёный сигнал светофора для водителей, в перпендикулярном направлении для пешеходов горит красный, и наоборот.
Необходимо учить!
Красный сигнал светофора — запрещающий. Жёлтый — знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода жёлтый сигнал также запрещающий, так как на жёлтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрёстка. Зелёный — разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться, что все машины остановились. Жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекрёсток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.
4. Учат: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.
В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остаётся между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.
Необходимо учить!
Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один приём. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке» и не делай шаг ни вперёд, ни назад, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.
5. Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.
Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.
Необходимо учить!
Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет автомобилей.
Внимания требует и «ловушка» возле дома: дорожки вдоль домов используются и пешеходами, и водителями совместно. Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящих автомобилей. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что еще опаснее – задним ходом.
Уважаемые педагоги, изучайте и объясняйте детям правила дорожного движения правильно!Удачи

Рекомендуем посмотреть:

ПДД обо всём и для всех Сценарии выступления агитбригады по правилам дорожного движения Поздравление Сотрудникам ГИБДД. Сценарий Сценарий театрализованного представления по ПДД для школьников

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие в начальной школе по ПДД

Конспект открытого занятия по ПДД для школьников «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!»

Правила езды на велосипеде для школьников. Памятка

Сценка по ПДД, 5 класс

Обязанности пешеходов и пассажиров

Классный час с презентацией на тему: Конфликты и способы их разрешения, 5 класс
Опубликовано: 2851 день назад (7 июня 2016)
Просмотров: 2110
+2
Голосов: 2
Елена Юрьевна Шишлакова # 8 июня 2016 в 15:41 0
Татьяна Юрьевна, спасибо за такие полезные рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения. Очень пригодиться в работе. Я очень внимательно прочитала все правила и изменения и думаю, такие рекомендации будут интересны и полезны любому взрослому.
Примите мой голос!
Светлана Александровна Гущина # 10 июня 2016 в 13:02 0
Татьяна Юрьевна, большое спасибо вам за рекомендации, уже успешно использовала их в работе, причем не только с детьми, но и с родителями, когда мы говорили о детской безопасности.На вопросы:"Как правильно переходить дорогу?", "Как реагировать на сигналы светофора?", "Спереди или сзади обходить автобус?" и родители, и детки, бодро и радостно отвечали,точь в точь, как у вас написано, на что я не менее радостно (люблю ошибки,ведь с ними можно работать) отвечала: "А вот и нет!А почему вы не правы?" (вот и проблемная ситуация!)Даже мои рассудительные первоклашки, подумав и посовещавшись, смогли составить правильный алгоритм действий. Еще раз спасибо, что помогли осознанно отнестись к таким, вроде бы прописным истинам.
Р.S.:У нашего класса лучший результат в школьной олимпиаде по ПДД и 1 место.
Наталия Николаевна Салата # 10 июня 2016 в 14:37 0
Спасибо за информацию.Много взяла лично для себя и работы