Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

О пользе использования распевок

Польза использования распевок
«С чего начинается песня?"
Пению должна обязательно предшествовать распевка независимо от того, имеем ли мы дело с новой песней или повторяем старую. Распевание провожу в старших группах детского сада. Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса.

Для распевания лучше всего брать небольшие вокальные упражнения. Чтобы добиться от детей чистоты интонирования, хорошей дикции, можно начать распевание со звука ре первой октавы. Звук до первой октавы для дошкольников - «чужой». Он звучит напряженно и невыразительно, поэтому его следует избегать. Слабо он звучит у детей с высокими голосами и вполне естественно и выразительно - у детей с низкими голосами. Звук ре доступен как низким, так и высоким голосам.
Диапазон распевок и других вокальных упражнений вначале очень ограничен - он равен малой или большой терции. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон расширяется.

В старшей группе распевание провожу в пределах терции, а к концу учебного года довожу диапазон до кварты. В подготовительной к школе группе распевание тоже начинаю с терции, а к концу года заканчиваю квинтой.

Техническая сторона распевания заключается в следующем: после того как дети спели упражнение, например, в ре миноре, необходимо модулировать на полтона вверх, то есть в ми-бемоль мажорную тональность. Такая модуляция осуществляется с помощью доминантовой гармонии (обычно это квинтсекстаккорд). Затем петь секвенции, идя по полутонам, и довести до самого высокого звука, который способны спеть дети. Далее от верхнего звука опускаться по полутонам вниз и дойти до той тональности, в которой будет разучиваться или повторяться песня. Продолжительность распевки - 1-2 минуты.

Чаще всего для распевок использую народные песни с плавным голосоведением, например: «Как под горкой, под горой», «Василек», «Во поле береза стояла» и др. Если песня, используемая для распевания имеет длинные музыкальные фразы, то лучше всего распевать одну первоначальную фразу или предложение.



При распевании не нужно ограничиваться только одним темпом. Кроме медленного можно петь в умеренно-скором и быстром темпах. Такой темп помогает добиться хорошей дикции, четкого произношения, выработки ритмического ансамбля, развивает подвижность нижней челюсти. Другими словами, пение в быстром темпе играет почти такую же роль, как и скороговорки в развитии речи. Но только медленный темп может научить детей протяжному исполнению.

Применение разнообразных методических приемов, включая изменение темпа, ритма, тональности, динамики, характера произведения, не дает детям быстро утомляться, к тому же в таком случае дети успешнее овладевают вокально-певческими навыками.
Для распевания на одном звуке часто использую попевку «Андрей-воробей». Эта песенка помогает детям удерживать высотное положение звука.

Чтобы правильно подобрать вокальное упражнение нужно постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда исходит выбор диапазона, темпа, характера звуковедения.
У многих дошкольников язык малоподвижен, что мешает хорошей дикции и легкости звука. Поэтому так важно заниматься и слоговым пением. Очень полезно пропевать упражнение на слоги ми, ма, мэ, мо, му или лю, лё, ли, ля. Работая над артикуляцией гласных нужно показать детям положение губ, языка, нижней челюсти. Во время пения гласной рот нужно открывать шире и добиваться хорошего произношения.

Очень важно умело исправлять ошибки детей, всякий раз подчеркивать успех, даже самый малый.
Таким образом, вокально-певческие упражнения дадут значительно больше эффекта, чем стандартная работа по разучиванию песен, заключающаяся в запоминании мелодии и текста.

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальные и ритмические игры для детей дошкольного возраста Как организовать пальчиковые игры дома? Праздничный концерт с участием детей старшей и подготовительной групп к юбилею детского сада. Консультация для родителей «Безопасная дорога», младшая группа

Похожие статьи:

Вальдорфский детский сад

Адаптация детей в детском саду

Театральные тренинги для маленьких артистов: развивающие упражнения, тренинги, сценарии

Музыкальное развитие ребенка
Опубликовано: 3921 день назад (29 марта 2014)
Просмотров: 9327
+5
Голосов: 5
Надежда Попова # 29 марта 2014 в 15:28 0
Елена Дмитриевна, я с Вами полностью согласна, нужно обязательно распевать детей на муз.занятиях. v
Елена Дмитриевна Тихомирова # 26 сентября 2014 в 17:48 0
v smile
Элина Дамировна Калинова # 29 марта 2015 в 10:17 0
Здравствуйте, Елена Дмитриевна!
Вы затронули актуальную тему. Как писал Н. Метлов "Распевание не сложных попевок перед пением способствует разогреву голосовых связок" А правильно подобранные (в соответствии с диапазоном) попевки способствуют охране детского голоса. В программе "Камертон" очень много подобных распевок. Они там распределены по возрастным группам, т.е. по диапазону.
Спасибо за материал! Мой голос Вам.
Мария Анатольевна Блинова # 20 января 2017 в 15:40 0
Для распевания лучше всего брать небольшие вокальные упражнения. Чтобы добиться от детей чистоты интонирования, хорошей дикции."Музыкальный букварь" можно использовать то же.Голос.
Сирануш Григорьевна Мартиросян # 25 апреля 2017 в 09:46 0
Большое спасибо за статью!!! Затрагивается крайне важная, на мой взгляд, тема в работе музыкального руководителя в детском саду. Как часто, к сожалению, мы забываем или намеренно опускаем такую важную часть занятия, как распевание! То мы это делаем, придавая слишком большое значение разучиванию нового репертуара, часто слишком сложного для детей дошкольного возраста, то мы это делаем в угоду воспитателям, чтобы не тратить время "впустую" перед праздником. Большое спасибо!