Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией для детей 8-14 лет. Улитка Ахатина

Кейс «Улитки Achatina. Есть ли у них обоняние?»
1. Проблемная ситуация
Для учащихся Биоквантума очень важно иметь опыт работы с биологическими объектами. Улитка Achatina – очень удобный биообъект для изучения (просты в содержании, безопасны). Кейс имеет практическое значение, так как учащиеся напрямую знакомятся с улитками Achatina, особенностями жизненного цикла, строения, поведения, пищевого поведения.

Кейс рассчитан на учащихся 8-14 лет.

Педагогическая ситуация: Фобии, связанные с предубеждением перед живыми объектами, мешают адекватному восприятию окружающей среды, являясь серьёзной преградой к формированию осознанного взаимодействия с окружающей средой.

2. Привязка к предметным областям знаний:
Биология, конхология, экология.
3. Цель кейса, задачи кейса.
Цель: Формирование и расширение знаний учащихся о строении, содержании и обонятельных рецепторах улитки Ахатина (Achatina fulica);
Задачи:
1) Образовательные:
- Сформировать основное представление о конхологии как науки, ее разделах и истории возникновения;
- Сформировать основное представление о моллюсках и их значении;
- Отработка навыка работы с биологическими объектами (улитка Achatina fulica);
- Познакомить учащихся с Achatina fulica: ее строении, поведении, особенности жизнедеятельности, размножении, среды обитания;
- Изучение особенности содержания Achatina fulica в домашних условиях;
- обучать учащихся навыкам работы в программах Microsoft PowerPoint, Microsoft Exel;
- обучать учащихся навыкам работы в файловом хостинге Google-диск (drive.google.com);
2) Развивающие:
- Формировать умение учащихся работать в микрогруппах;
- Развивать умение учащихся изучать и систематизировать источники информации (контент-анализ);
- Развитие наблюдательных и сравнительных навыков при работе с живыми объектами;
- Развивать умение грамотно выражать мысли, речь учащихся и логическое мышление;
4) Продуктовые:
- разработка рекомендаций по рациону питания Achatina fulica;
- презентация «Влияние различных запахов на обонятельный рецептор улитки Achatina fulica»;

4. Планируемые результаты кейса.
- разработка рекомендаций по рациону питания Achatina fulica;
- презентация «Влияние различных запахов на обонятельный рецептор улитки Achatina fulica»;
- написание исследовательской работы «Влияние различных запахов на обонятельный рецептор улитки Achatina fulica»;

5. Этапы реализации:
Дорожная карта кейса.

6. Оборудование и материалы
Презентация «Моллюски», интерактивная доска, проектор, колонки, раздаточный материал (литература), ноутбуки с установленной программой Microsoft PowerPoint, Microsoft Exel и подключением к интернету, 2 флипчата, набор маркеров разных цветов, фотоаппарат, видеоролик «Тайный мир моллюсков», Микроскоп LEVENHUK Rainbow 2L moonstone, контейнер для биологических объектов, кювет, пластиковый контейнер, линейка, набор продуктов, специй, химических ароматов, ватные палочки, перчатки.

7. Дополнение
Рис. 1. Строение улитки.

Ахатина гигантская (Achatina fulica) - сухопутный брюхоногий моллюск из подкласса лёгочных улиток. Широко распространён в странах с тропическим климатом, высокоинвазивный вид, является вредителем сельскохозяйственных растений, особенно сахарного тростника. Находится в списке из 100 наиболее инвазивных видов в настоящее время дальнейшее расширение ареала ахатины остановлено благодаря строгим мерам по поддержанию карантина. Была предотвращена начавшаяся инвазия улитки в США. В Европе, в том числе в России, где выживание ахатин по климатическим условиям в природе невозможно, они часто содержатся в качестве домашних животных.

Длина раковины взрослой улитки обычно не превышает 5—10 см, хотя известны отдельные экземпляры длиной более 20 см. Раковина коническая, чаще всего бывает закручена против часовой стрелки, хотя встречается и обратное направление. У старых ахатин раковина имеет от 7 до 9 витков. Окраска раковины зависит от окружающей среды и рациона питания. В большинстве случаев на ней наблюдаются полосы красновато-коричневых и желтоватых оттенков.

Родина ахатины гигантской — прибрежная часть Восточной Африки, где относительно высокие температуры сочетаются с высокой влажностью. В настоящее время улитка встречается в южной Эфиопии, южном Сомали, Кении, Танзании и северном Мозамбике, при этом часть вышеуказанного ареала могла стать следствием интродукции в историческое время. Не позднее конца XIX века улитка с помощью человека была перенесена в Индию и на Маврикий, а в начале XX века попала на Шри-Ланку, острова Малайского архипелага, Калимантан и в Таиланд. Во время Второй мировой войны японские и американские военные способствовали расселению организма далее на восток: на Гуам, Гавайские и Марианские острова, а также в Калифорнию. Во второй половине XX века моллюск был зарегистрирован в Новой Гвинее, Новой Ирландии, Новой Британии, Таити, Новой Каледонии, Вануату и Американском Самоа. Наконец, в конце XX века улитка была обнаружена на островах Карибского моря: на Гваделупе и Мартинике.

Улитка осваивала самые разнообразные биотопы, в том числе прибрежные низменности, речные долины, светлые леса, кустарниковые заросли и поля сельскохозяйственных культур. Последнее обстоятельство стало причиной признания организма не только инвазивным видом, но также сельскохозяйственным вредителем. Моллюск активен при температуре от 9 °C до 29 °C, при температуре от 2 °C до 8 °C впадает в состояние оцепенения (спячку).
Ахатины питаются зелёными частями растений и плодами, предпочитая мягкие или разлагающиеся части растений. Пищевые предпочтения меняются с возрастом: молодые особи предпочитают живые растения, более старые — мёртвые гниющие растительные остатки. С возрастом растёт число потребляемых в пищу растений. Для построения раковины ахатины охотно скоблят известковые породы, раковины мёртвых моллюсков и скорлупу яиц. Иногда поедают животные белки.

Ахатины — гермафродиты, то есть каждая особь имеет как мужские, так и женские половые органы. При низкой плотности популяции возможно самооплодотворение, но оно достаточно редко (возможно раз в два года). При спаривании двух улиток одинакового размера возможно двустороннее оплодотворение, если же моллюски имеют разный размер, то более крупный выступает исключительно в качестве женской особи, поскольку развитие яиц требует больших энергетических затрат. По той же причине молодые половозрелые улитки способны только к образованию сперматозоидов, яйцеклетки начинают образовываться ими позже.

Улитка может хранить сперму в течение двух лет после спаривания, используя её для оплодотворения созревающих яйцеклеток. Число яиц в кладке около 200 (в некоторых случаях до 300), улитка может делать 5—6 кладок ежегодно. Размер одного яйца составляет 4,5—5,5 мм, по форме оно напоминает куриное. Яйца имеют белый цвет и довольно плотную скорлупу. Развитие эмбрионов возможно при температуре от 24 °C и продолжается от нескольких часов до 3 недель. Новорожденные ахатины первое время питаются остатками собственного яйца.

Ахатины достигают половой зрелости в 6—15 месяцев (в зависимости от климата) и живут до 5—6 и даже 10 лет. Всё время жизни они растут, однако после первых двух лет жизни скорость роста замедляется.

Ахатины ведут преимущественно ночной образ жизни, хотя во влажную погоду могут выползать и днём. Обычно же светлое время суток они проводят в укромных местах, зарывшись в почву и активизируясь лишь через два часа после заката.

Было доказано наличие у ахатин долговременной памяти: они могут запоминать всё, что происходило в течение одного часа, они могут запоминать расположение источников пищи и возвращаться к ним. Молодые особи более подвижны и преодолевают большие расстояния в течение дня, а также способны к дальним миграциям. Обычно для отдыха в одно и то же место они не возвращаются. У старых же улиток, напротив, имеется место, где они предпочитают отдыхать и откуда они выползают на поиски питания, не удаляясь более чем на 5 метров. При переносе улиток в место отдыха другой ахатины (в пределах 30 метров), они всё равно возвращаются к своему.

Таблица 1. Что любят есть улитки.

Таблица 2. Есть ли у улиток обоняние?

8. Список использованных источников:
Интернет-источники
Скачать Кейс «Улитки Achatina. Есть ли у них обоняние?»

Презентация на тему: Моллюски. Кто они?

Похожие записи:

Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией, 3 класс. Тема «Портрет слона» Творческий проект по биологии, 8 класс на тему: «Домашние питомцы – Ахатины» Французская народная сказка «Волк, улитка и осы» читать текст Рекомендации по составлению конспекта занятия в дополнительном образовании
Интерактивная игра для учащихся начальных классов «Дикая Африка» с презентацией
Опубликовано: 1598 дней назад (5 декабря 2019)
Просмотров: 2928
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!