Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Квест для родителей в детском саду. Сценарий с презентацией. Тема: Шахматы

Сценарий образовательного квеста для родителей «Королевство шахматных задач»
Автор: Никитина Вера Александровна, воспитатель МАДОУ "Детский сад№9"Радуга", г. Нефтеюганск
Описание: данный материал будет интересен педагогам дошкольного образования.
Назначение материала: Изменения, происходящие в современном обществе, требуют новых педагогических технологий деятельностного типа, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, формированию универсального умения разрешать проблемные ситуации. Жизнь показывает, что дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Именно такой технологией и является Квест.
Цель: формирование педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуального развития детей посредством шахматного образования.
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятием "квест - игра".
2. Углубить знания родителей о квест - играх.
3. Создать условия для активного взаимодействия участников квеста.
4. Уточнить и систематизировать знания родителей по шахматам.
Ожидаемый результат:
Выстроено активное взаимодействие воспитателей и родителей в едином образовательном пространстве.
Оборудование: проектор, презентация PowerPoint, экран.
Атрибуты: Наглядно-демонстрационный материал для выполнения заданий, задания для родителей, фишки для деления на группы, конверты с заданиями, фрагменты шахматной доски, фломастеры.
Ход
1 часть. Теоретическая
Квест - приключенческая игра. Ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.

Квест – это совершенно новая форма, которая позволяет детям полностью погрузиться в происходящее, способствует раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. Обучение происходит незаметно. Квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками, командная игра, соревнование. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей.

При проведение квестов мы реализуем следующие задачи:
Образовательную – формирование умения формулировать и разрешать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, сопоставлять, сравнивать; формирование информационных компетенций;
Развивающую – развитие логического мышления, внимания; коммуникативных навыков;
Воспитательную – воспитание навыков сотрудничества; воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, целеустремлённости в достижении целей; воспитание интереса к игре в шахматы.

В процессе выполнения заданий ребенок может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач.

При использовании квест – технологий мы придерживаемся следующих принципов: доступность, безопасность, системность, ограниченность во времени, эмоциональная насыщенность, соответствие возрасту, наличие видимого конечного результата.

Виды квестов: линейные, штурмовые, кольцевые. Линейный – основное содержание квеста выстроено по цепочке. Отгадаешь одно задание – получишь следующее, и так, пока не дойдёшь до финиша. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определённые задания, он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

По сроку реализации квесты различают: краткосрочные - цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно - три занятия (ДОУ и начальные классы); долгосрочные - цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок.
По форме работы: групповые; индивидуальные.
По предметному содержанию: моно-квест; межпредметный квест.
По доминирующей деятельности детей: исследовательский; информационный; творческий; поисковый; игровой; ролевой.
По характеру контактов: воспитанники одной группы или ДОУ; одного района; одной страны; из разных стран.

Работу команды регулирует наставник, который контролирует ход поиска решения задач, следит за временем подготовки, подсказывает, но не даёт готовых решений.

Вывод: Знания важно не только усваивать, но и приумножать, творчески перерабатывать, использовать их практически. Квест – одна из форм активизации познавательной активности дошкольников, а также возможность окунуться в волшебный мир шахмат.

Уважаемые родители, о том, что такое квест, какие виды квестов бывают, вы услышали. Теперь осталось прочувствовать и попробовать это на себе. Сейчас я предлагаю Вам поиграть в квест-игру «В королевстве шахматных задач».

Почему именно квест? Объясню. Главное его преимущество в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Квест-игры направлены на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
2 часть. Практическая
Итак, квест-игра «В королевстве шахматных задач» начинается.
Но, чтоб не сбиться вам с пути, нужно что-то вам найти…. Что понадобится вам?
- Правильно! Карта.
- Посмотрите, на карте отмечено шесть станций, где вы должны сделать остановку. На ней вы можете отмечать, где уже побывали. На каждой станции вас ждут логические шахматные задания, за правильное решение которых вы получите фрагменты шахматной доски. Когда соберете всю доску, вам предстоит итоговое задание. Победителем признается та команда, которая первая правильно решит 7 задание. Готовы? Тогда в путь….
Команды получают маршрутные листы (карты) и приступают к выполнению заданий

Станция №1 «Ход коня»
Материалы: диаграмма, фигуры.
Цель: Побейте конем при каждом ходе фигуру противника, не делая пустых ходов.

Станция №2 «8 ладей»
Материалы: шахматная доска, 8 фишек.
Цель: расставить на доске 8 ладей, которые не атакуют друг друга.

Станция №3 «Веселые ферзи».
Материалы: шахматная доска, фишки.
Цель: расставить на доске наибольшее количество ферзей, которые не атакуют друг друга.

Станция№4 «Кот и мыши»
Материалы: шахматная доска, 8 белых пешек, 1 черная ладья.
Цель: довести пешку до противоположной стороны доски и превратить в ферзя.

Станция №5 «Острая вилка»
Материалы: диаграммы с расстановкой фигур.
Цель: сделать ход белой фигурой так, чтобы получилась позиция «Вилка».
Вилка в шахматах — положение в шахматной партии, когда две или более фигуры одного игрока находятся под боем одной фигуры другого игрока. Имеет большое значение, когда среди фигур, оказавшихся под боем, есть две фигуры, ценностью большей, чем фигура, нападающая на них, и нет возможности её побить. Однако термин вилка в шахматах традиционно применяют к коню и пешке.
Двойные удары ферзём, ладьей, слоном или королем "вилками" обычно не называют. Хотя принцип тот же — одновременное нападение на несколько фигур или сочетание нападения на фигуры и угрозы (например, мата). Чаще всего двойные удары наносит, разумеется, ферзь. Это естественно, у ферзя из всех фигур самые богатые функциональные возможности.
Иногда в литературе вместо термина «вилка» используется понятие «двойной удар».

Станция №6 «Скрытый рентген»
Материалы: диаграммы с расстановкой фигур.
Цель: сделать ход белой фигурой так, чтобы получилась позиция «Рентген».
«Рентген» — шахматный мотив непрямого воздействия дальнобойной фигуры, линия нападения которой ограничивается размещением другой фигуры и может быть увеличена вследствие перемещения той фигуры.
Рентген – это такая процедура, когда тело человека просвечивают насквозь специальными лучами. Линейные шахматные фигуры (ладья, слон и ферзь) обладают похожими свойствами просвечивать насквозь целую шахматную дорожку.
Шахматный рентген применяют, когда две фигуры противника стоят на одной линии. Нападая по этой линии на первую фигуру, мы заставляем ее уйти из-под боя, а затем забираем вторую фигуру, которая стоит за ней.
Рентген работает лучше всего, когда первая фигура – король. Объявив королю шах, мы вынуждаем его отойти (если нет другого способа защиты от шаха) и затем забираем вторую фигуру.
На каждой станции, после решения заданий, команды получают фрагмент шахматной доски. Как только все 6 фрагментов будут собраны, можно приступать к решению последней шахматной задачи.

Станция №7 «Мат в один ход»
Материал: диаграмма с расстановкой шахматных фигур.
Цель: решить задачу на мат в один ход.
Задача. Мат в 1 ход. Ход белых.
Команда родителей, первая решившая задачу, побеждает.
Рефлексия
В завершении нашей встречи хочу поделиться с вами одним мудрым высказыванием: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи (Б.Шоу)

Поэтому, в качестве рефлексии хочу предложить вам метод «Чемодан наших успехов и достижений».
Родителям демонстрируется чемоданчик – это чемоданчик успехов, достижений, умений, полученного опыта. Нужно его наполнить, чтобы увидеть, что каждый возьмет с собой. Для этого на слайде появляется «Чемоданчик успеха», родитель подходит и озвучивает наиболее нужные для него знания, умения и навыки, полученные им в ходе мероприятия, делится идеями, советами.
Презентация на тему: Образовательный квест «В королевстве шахматных задач»
Скачать Маршрутный лист и карты станций


Рекомендуем посмотреть:

Сценарий шашечного турнира в детском саду для старших дошкольников Конспект НОД по обучению дошкольников игре в шахматы
Проект: Мини-музей в старшей группе детского сада
Опубликовано: 1175 дней назад (31 января 2021)
Просмотров: 2765
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!