Основы воинской службы
Тема 1. Вооруженные силы на страже суверенитета Республики Казахстан
Занятие 4. Символы вооруженных сил Республики Казахстан.
Военная присяга, ее значение в жизни и деятельности Вооруженных Сил, порядок принятия.
Боевое знамя воинской части- символ воинской чести, доблести и славы.
Учебная цель: Ознакомить учащихся Боевым Знаменем воинской части, военной присягой и ритуалами ВС РК.
Воспитательная цель: Воспитывать учащихся в духе верности Родины, Боевому Знамени воинской части.
Учебные вопросы и расчет времени
Вводная часть..............................................................................7 мин.
Основная часть..........................................................................35 мин.
1. Символы Вооруженных ил Республики Казахстан...........3 мин.
2. Боевое Знамя воинской части (Флаг корабля) – символ воинской чести, доблести и славы......................................11 мин.
3. Военная присяга, ее значение и история возникновения..11мин.
4. Ритуалы Вооруженных Сил Республики Казахстан..........10мин.
Заключительная часть...............................................................3 мин.
Время:45 минут.
Метод: Рассказ, беседа.
Место: Военный кабинет.
Материальное обеспечение: Внутренний устав ВС РК.Литература : Серых В.Д., Воинские ритуалы.-М.: Воениздат, 1986.-160с.
Правила проведения занятий
Вводная часть -7 мин.
Приняв рапорт, провожу осмотр внешнего вида учащихся, затем проверяю выполнения домашнего задания.
Контрольные вопросы:
1. Какие символы определяют суверенность государства?
2. Расскажите о боевых традициях ВС РК?
3. Объясните, что олицетворяет цвет, орнамент и изображение на государственном флаге РК?
Заслушав ответы учащихся на контрольные вопросы и оценив их, объявляю тему, цель занятия и учебные вопросы.
Основная часть – 35 минут.
1-й учебный вопрос: Символы Вооруженных Сил Республики Казахстан............3 мин.
Символами ВС РК являются: символ ВС РК; Боевые Знамена воинских частей ВС РК.
Символ ВС РК утвержден указом Президента Республики Казахстан от 18 июля 1996 года № 3068.
Символ ВС РК представляет собой изображение пятиконечной звезды с контуром Солнца и лучами в центре, под которым парящий орел. В цветном изображении символ ВС РК двух цветов: красно-бордового цвета и золота. Воспроизводимое изображение Символ ВС РК, независимо от его размеров, должен в точности соответствовать цветному или черно-белому изображению эталона Символа ВС РК, хранящегося в МО РК.
Боевое знамя – это знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам государства.
2-й учебный вопрос. Боевое Знамя воинской части (Флаг корабля)- символ воинской чести, доблести и славы – 11 минут
Историческая справка
В древности первоначальную роль знамени выполняли определенные фигуры (орел, сова и др.), помещенные на верху древка, а с 4 века- прикрепленное к древку полотнище. Самые первые знамена появились в странах древнего Востока. В битвах знамена указывали местонахождение военоначальников и отдельных отрядов, служили знаком для сбора и объединения войск. У древних славян до конца 15 века знамена назывались стягами. Стяг представлял собой шест с пуком травы или конской гривы на конце. С принятием христианства на Руси на знамени стали помещать лик Иисуса Христа. Перед боем воины на коленях молились о победе и спасении у освещенного, как икона стяга. Вкопанный древком в землю во время битвы, стяг указывал на ставку князя и центр боевого порядка. Упавший стяг означал поражение.
В 15 веке во Франции воинским знаменам стала отводиться особая роль. Они уже являлись символами доблести и чести, их берегли и защищали от врагов. Утрата знамени была позором для воинов. В 18 веке Петр 1 установил форму и рисунок знамени с соответствующей расцветкой для различных частей.
Значение воинского знамени во все времена было огромно. Всегда считалось, что знамя –эта эмблема чести полка, чести тех кто собрался под ним. Честь и Родина – две тесно связанные между собой идеи, воплощенные в воинском знамени. Каждый из воин должен жертвовать для защиты знамени. Роль воинского знамени заключается в установлении связи настоящего с прошлым, чтобы сделать первое достойным нашей славой истории.
В воинском Уставе Петра 1 Великого был определен культ знамени. Присяга воинов на верность службы Государю и Государству принималось под распущенными знаменами с принятие обязательства «... от роты и знамени никогда не отлучаться, но за оными, пока жив, непременно добровольно и верно, как мне приятна честь моя, живот мой следовать буду... Тот кто знамя свое до последнего часа своей жизни не оберегёт, оный не достоин носить имя солдата».
Знамена русских пеших частей во время борьбы с Наполеоном являли собой интересную, живую и яркую картину. Здесь мы говорим о знаменах пехоты и то не всей , по скольку тогда их имели лишь полки гренадерские и пехотные.
Полкам же егерским, артиллеристам и пионерам (саперам) знамен не полагалось. Наиболее старыми из имеющихся в частях образцов были знамена 1797 года, выданные Павлом 1. Следует заменить, что в предыдущее царствование знаменами являлись, по сути, обычным табельным имуществом части, имеющим определенный срок использования. Павел 1 отменил выдачу знамени на краткие табельные сроки наравне с прочими предметами вещевого довольствия, установил неотъемлемость знамен, их освещений церемониал выдачи. Теперь под знаменем принимали присягу: «Какого бы чина и звания ни были, всякий раз не иначе как под знаменами, наблюдая при этом чтобы приводимые к присяге имел распростертую вверх руку, другою держался бы за знамя».
В русской армии солдат учили, что знамя есть священная воинская хоругвь, под которую собираются все верные своему долгу воины и с которой они следуют в бои врагом. Знамя должно было напомнить солдату, что он присягал служить Родины до потери самой жизни. Величайшим позором для части была потеря своего знамени. Такая часть подвергалась расформированию, а те люди, которым непосредственно была вверена охрана знамени, подвергались смертной казни. В красной армии воинские знамена появились в 1918 году. В июне 1926 года был утвержден единый образец знамени для частей Красной армии. С 1975 года воинское знамя стало называться Боевым знаменем .
Непременной принадлежностью военного снаряжения казахов были боевые знамена, они были важным священным символом и одним из эффективных средств на марше и в бою.
Войска казахских ханов 15-18 века состояли из постоянного войска и ополчения. Численность постоянных конных бойцов казахских ханов в среднем составляла 30-50 тысяч всадников, кроме того, по мере необходимости собиралось родоплеменное ополчение. Во главе родоплеменного отряда стоял предводитель рода, каждое ополчение имело свой боевой стяг и свой уран – боевой призывной клич.
Некоторое число таких автономных отрядов составляло улусное войска. Глава улуса одновременно и являлся и главой улусного хозяйства, улусное войско имело свое главное знамя и свой единый уран.
Перед битвой воины надевали на боевых коней латы, сами оболчались в кольчуги, на руки и одевали повязки одного цвета со своим воинским знаменем, чтобы отличать своих от чужих.
Каждый род , каждый улусный султан и хан имели свое знамя. Знамя являлось не только внешним законом власти, оно так же было символом воинской славы и чести военоначальника и войска. Главное знамя как государственная святыня тщательно хранилось в мирное время и выносилось только на войну. Хранителем воинского знамени в походах обычно назначался один из султанов или влиятельных биев, являвшихся после верховного руководителя первым лицом в войске.
Знамя охранял особый отряд. Смерть знаменосца всегда производила смятение в рядах воинов, захват противником знамени означал поражение в бою.
В Уставе внутренней службы вооруженных Силах Республики Казахстан, утвержденном Указа Президента РК от 27 ноября 1998 года № 4156, определенно:
1. Боевое знамя воинской части есть особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам РК.
Боевое знамя воинской части является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты отечества.
2.Боевое Знамя вручается воинским частям по их сформировании от имени Президента РК представителями Министерства Обороны Республики Казахстан.
3.Боевое знамя сохраняется за воинской частью на все времена независимо от изменения наименования и нумерации воинской части. Изменение наименования и нумерации воинской заносятся в Грамоту Президента Республики Казахстан, выдаваемую при вручении Боевого Знамени. Есть Боевое Знамя и в кадетских корпусах.
4.Боевое Знамя всегда находится со своей воинской частью, на поле боя – в районе боевых действий части.
5.Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое знамя в бою и не допускать его захвата противником.
При утрате Боевого Знамени командир воинской части и военнослужащие , непосредственно виновные в таком позоре, подлежат суду, а воинская часть расформированию.
6.Военно-Морской флаг РК, поднятый на корабле, является Боевым Знаменем корабля и символизирует его государственную принадлежность и неприкосновенность.
В русской армии вынос знамени к части всегда с большими почестями. Полк брал оружие на караул, офицеры салютовали, музыка играла, барабанщики били «поход».
Знамя – душа армии. Знамя-великий символ бессмертной защиты Родины Много людей с опасностью для жизни сохраняли и выносили из боя знамя части, сохранив честь своего воинского подразделения. В Вооруженных Силах Республики Казахстан знамя выносится к воинской части в особо торжественных случаях: дни проведения к Военной присяги, в день годового праздника воинской части, в дни вручения личному составу вооружения и военной техники. Боевое Знамя может выноситься к воинской части по решению командира части при проводах солдат и сержантов , уволенных в запас.
В соответствии с Уставом внутренней службы Республики Казахстан. Боевое Знамя всегда находится со своей воинской частью при всех обстоятельствах мирного и военного времени. Оно всегда под охраной караула, а при выносе его к воинской части – под охраной знаменного взвода.
К Боевому Знамени приказом командира по части назначаются Знаменщик и два ассистента из числа сержантов, прапорщиков или офицеров, как правило, награжденных орденами и медалями и являющихся отличниками боевой подготовки.
Приказом командира по части назначается знаменный взвод. К части Боевого Знамени всегда выносится развернутым.
Когда знаменный взвод с боевым знаменем приблизится к полку на 40-50 шагов, командир полка командует: «Полк, под Знамя- смирно!» По этой команде командиры подразделений прикладывают руку к головному убору , все поворачивают голову в сторону Боевого Знамени и провожают его взглядом, оркестр играет «Встречный марш».
Граждане РК, а также лица , находящиеся на территории РК обязаны чтить флаги ВС РК. Боевые знамена воинских частей и символы Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Воины Вооруженных Сил Республики Казахстан, а также граждане, призванные на воинские сборы, обязаны чтить флаги Республики Казахстан, боевые знамена воинских частей и символ Вооруженных сил Республики Казахстан.
Лица виновные в надругательстве над боевыми знаменами воинских частей и символов Вооруженных Сил Республики Казахстан, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о воинском знамени, истории его появления и предназначения.
2. Что относится к символам ВС РК?
3. Когда и кем были приняты символы ВС РК ?
4. Какова роль воинского знамени в воспитании высоких мораль – боевых качеств воинов ?
5. Где находится боевое знамя части и как осуществляется его вынос к воинской части?
3-й учебный вопрос. Военная присяга, ее значение в жизни и деятельность в Вооруженных Силах Республики Казахстан – 11 мин.
Военная присяга- документ большой государственной важности, она утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 25 августа 1992 года и имеет силу закона. В присяге выражены требования суверенного демократического государства, народа к своим вооруженным защитникам, определены свои обязанности, которые налагает на них служба в Вооруженных Силах Республики Казахстан, и важнейшие качества, какими должен обладать воин Казахстана для надежной защиты Родины от его врагов.
В присяге отраженны положения Конституции Республики Казахстан о том что защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина, а воинская служба в Вооруженных Силах Республики Казахстан – основной вид государственной службы граждан Республики Казахстан, связанный с выполнением ими своего священного долга и обязанности перед государством и народом.
Принятие присяги – это высокий патриотический акт. Скрепленная собственноручной подписью воина, присяга становится нерушимым законом его жизни и службы. Гражданин Республики Казахстан, впервые поступающий на военную службу или не проходивший военной службы впервые призванный на военные сборы, приводится к военной присяге перед Государственным флагом Республики Казахстана и боевым знаменем воинской части.
К военной присяге приводятся: солдаты и матросы, прибывшие на пополнение, после прохождения соответствующей программы и усвоения им основных обязанностей солдата (матроса), понятий Военной присяги, Боевого Знамени воинской части и воинской дисциплины, не позднее 2 месяцев со дня прибытия в воинскую часть.
В военном билете и учетно-послужной карточке военнослужащего делается отметка начальника штаба воинской части: «К Военной присяге приведен (число, месяц, год)».
Каждый военнослужащий, приводимый к военной присяге, читает перед строем ее текст.
Военная присяга
Я, гражданин Республики (Фамилия, имя, отчество), вступаю в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь до последнего дыхания быть преданны народу Казахстана и его законно избранному Президенту, свято соблюдать Конституцию и законы моего суверенного государства.
Присягаю беспрекословно исполнять возложенные на меня обязанности, воинские уставы и приказы командиров и начальников, стойко переносить тяготы и лишения военной службы. Обязуюсь добросовестно изучать военное дело, беречь военное и народное имущество, строго хранить военную и государственную тайну.
Я клянусь быть мужественным и смелым защитником моей Родины, Государственных интересов независимого Казахстана.
Если я нарушу принятую мною военную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара, установленная законами Республики Казахстан.
Принимая присягу, воин Республики Казахстан перед всем народом заявляет: «Если Я нарушу принятую мной военную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара, установленная законами Республики Казахстан ». Самое тяжкое и позорное нарушение присяги – измена Родине.
Слова присяги священны для каждого воина Вооруженных Сил Республики Казахстан. Как писал поэт В. Набоков.
Контрольные вопросы
1. Когда и кем была утверждена Военная присяга ВС РК?
2. Расскажите о значении военной присяге для исполнения обязанностей военнослужащим?
3. Сформулируйте нравственную сущность военной присяги.
4 учебный вопрос. Ритуалы вооруженных Сил Республики Казахстан - 10 мин.
Что такое воинский ритуал? Что мы понимаем под ритуалом вообще? Давайте разберемся в терминах.
Ритуал - лат Ritualis (обрядовый), корень которого- ritus- Означает «религиозный обряд».
Под ритуалом принято понимать исторически сложившийся, устойчивый, передающийся из поколения в поколения вид традиций , реализующихся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Ритуалы выражают внутренний смысл, содержания традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни данного общества, олицетворяют определенные социальные отношения и существующий социальный порядок.
Ритуалы возникли на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая наглядно-чувственная сторона.
Система ритуалов включает гражданские, бытовые, религиозные и воинские ритуалы. Воинский ритуал определяется как исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы служат закреплению и распространению воинских традиций, они также социально обусловлены. Необходимо пояснить понятия традиция, обычая, обряда, церемонии, соотношение этих понятий ритуала.
Традиция (передача, повествование, предание) – это то, что передается от поколения к поколению как общепринятое, общеобязательное, проверенное прошлым опытом, признанное необходимым для обеспечения дальнейшего существования и развития индивида, класса, государства, общества. Своеобразное проявление общественной психологии в форме укоренившихся взглядов и чувств людей, представляющих собой определенный порядок и нормы поведения, закрепленные в обычаях, ритуалах, обрядах и т.д.
Обычай закрепляет общепринятое, более или менее устойчивое во взаимоотношениях между людьми в различных областях общественной жизни, является частью традиции.
Обряд – (рус. Укр.) – обряжать, приводить в должный вид, упорядочить, украшать, убирать, делать красивым, нарядным.
Обряд- это символическое и эстетическое проявление коллективной сущности человека, связей соединяющих человека не только с современниками, но и с предками, это выражение духа, привычек, традиции, всего уклада общества.
Церемония- означает культовый обряд, благоговение. Церемония – тот же обряд, но более динамичный , торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями в общественной жизни.
Так, что отождествление понятий «обряд», «ритуал», «церемония» не лишено оснований, поскольку первоначально они были названиями по существу одного и того же.
Итак, ритуал по отношению к традиции, обычаю, обряду, церемонии может быть определен как своеобразные обрядов- церемониальные, строго регламентированные, как правило, закрепленные в законах традиционные действия, взгляды и нормы поведения людей.
Ритуалы, проводимые в Вооруженных Силах Республики Казахстан, как правило, в торжественной обстановке, концентрируют в себе высокие, благодарные идеалы- идеалы защиты Отечества, верности Воинскому долгу Военной присяге, Боевому знамени части, призванные воспитывать у человека гордость за принадлежность к вооруженным защитникам Отечества , готовность пожертвовать собой во имя товарище, Родины, во имя победы над врагом.
Ритуал – это торжественный официальный акт, при поведении которого установлен определенный порядок – церемониал.
Ритуалы в Вооруженных Силах Республики Казахстан охватывает три основные сферы воинских отношений – сферу боевой, учебно – боевой и сферу повседневной деятельности. Отношения в сфере боевой деятельности (между воином и обществом, между воинскими коллективами) раскрывают сущность Вооруженных Сил Республики Казахстан как орудия защиты родин. Принятия военной присяги, вручение боевых знамен и правительственных наград, торжественное чествование героев, торжественно – траурные захоронения – в возвышенной, эмоциональной форме этих ритуалов материализируются традиции беспредельной любви к своей Родине, традиции братской взаимопомощи и выручки в бою.
Ритуалы повседневно учебно – боевой деятельности, закрепленные в воинских уставах, воспитывают у воинов высокие морально – боевые качества крайне необходимые для победы в современном бою. Заступление на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные и полковые вечерние проверки, развод и смена караулов раскрывают взаимосвязь армейских будней, боевой учебы с условиями боевой обстановки, воспитывают умелого и бесстрашного защитника Родин. Сложились ритуалы и в сфере повседневной деятельности.
По характеру эмоционально – психологического воздействия на людей воинские ритуалы делятся: на торжественные и торжественно – траурные.
Историческая справка
История ритуалов уходит в глубокую древность. В первобытном обществе, не знавшем войн, не могли оформиться и воинские ритуалы. Появились лишь отдельные их элементы – боевые игры, воинствующие пляски , которые исполнялись при встречах возвращающихся после вооруженных столкновений соплеменников. Обрядовая сторона военной деятельности первобытного человека была , связана с необходимостью, лучше подготовиться к вооруженному нападению, повторить приемы борьбы, типизировать их, создать необходимое настроение. Уверенность в победе. Зато каждая последующая общественно – экономическая формация, начиная с рабовладельческой, имела уже вполне оформившиеся воинские ритуалы.
Летопись и литературные источники дают нам основание утверждать , что в Древней Руси сложилась традиция почитания бранного стяга , хоругви как воинской святыни. Говоря в «Повести об азовском осадном сидении» «мы большое знамя на вылазке », автор подчеркивает ,что предки наши отлично сознавали ,сколь велико значение этой реликвии , насколько легче побеждать врага под развернутым знаменем . Знамена врагов становились самой дорогой военной добычей , в них была слава и гордость победителей . «Ветер ревёт в стягах великого Дмитрия Ивановича , бегут поганые», - повествует «Задонщина».
Сложился во времена средневековой Руси и ритуал захоронения с воинскими почестями погибших в бою ратников и князей . Торжественно – траурный характер этого ритуала особенно чувствуется в «Повести о разорении Рязани Батыем». «И увидел князь Ингварь Ингваревичь великое множество тел лежащих , и вскричал , горько громким голосом ,как труба звучащая , и бил себя в грудь руками , и падал на землю. Слёзы его из очей как поток текли, и говорил он жалостно: «О, милая моя братия и воинство!...Ни один из них не вернулся... От горести душа моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор темнеет, сила изнемогает» Далее автор «Повести» рассказывает, как собрал князь тела павших воинов да похоронил их с честью, а родственников своих – воевод перенес в Рязань и похоронил как честных и бесстрашных воинов. «Повесть» дает нам представление о построении ритуала – прощальная речь, прощание , самого погребения с честью.
В первом русском воинском уставе –«Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» - был закреплен новый воинский ритуал, сложившийся на основе традиционного посвящения в дружинники, - ритуал принятия присяги на верность царю. Каждой воинский человек, говорилось в уставе, должен приводиться к крестному целованию – приносить присягу государю «верно, служить» и «во всем послушным и покорным быть и делать по его велению». Всякий нарушивший клятву провозглашался теперь не только клятвопреступником , так как, целуя крест. Брал в свидетели своей верности и преданности царю бога.
Еще в раннефеодальном русском государстве, например существовало устная присяга в форме клятвы на мече или крестоцелования. И тот, кто нарушил ее, презирался всем родом.
При Петре великом военная присяга стала основным государственным торжественным ритуалом, выражением верности Отечеству. В торжественной обстановке, при развернутом знамени солдаты клялись не только защищать государство «телом и кровью, в поле и крепостях водою и сухим путем», но и «служить всепресветлейшему--- царю – государю верно и послушно, защищать интересы царя, если будет действие «вражеское и предосудительное против персоны его величества, или его войск , такожде его государства людей или интересу государственного»
В 1714 году указом царя был узаконен ритуал посвящения в офицеры. В офицеры посвящались только юноши из дворянских семей, которые прошли службу рядовыми в гвардейских полках. Ритуал преследовал цель раскрыть в чувственно впечатляющей форме отношения к службе в офицерском звании как пожизненной государственной обязанности, привить любовь к профессии кадрового военного.
«У мясницких ворот под колокольный перезвон именитые купцы и гостиная сотня с хоругвями встретили Петра. На сто сажен Мясницкая услана красным сукном. Купцы кидали шапки, кричали по иностранному : Виват!» Петр ехал стоя в марсовой золоченой колеснице, за ним волочили по земле шведские знамена, шли пленные , опустив головы» (Толстой А.Н. Собр. Соч. В 10-ти т. М.: 1959, т.7, с. 659) Так встречали на Москве победносное русское войско , взявшие крепость Нотенбург – по –русски Орешек. В честь побед русского оружия начали проводить в те годы триумфальные шествия. Полки с белыми знаменами, на которых изображались масличные ветви и лавры , под музыку торжественных, бодрых маршей совершали церемониальные прохождения . Гремел режейноопушечный салют, устраивались иллюминация и фейерверки. Триумфальььные шествия послужили основой для зарождения нового воинского ритуала – военного парада.
При Петре 1 оформился и получил законодательное закрепление ритуала развода почетного караула. Ритуал включал торжественное построение, встречу под маршевую музыку начальника караула - капитан = поручика, торжественный вынос знамени, проверку заний своих обязанностей, инструктаж и церемониальное прохождение.
И сегодня принятие присяги, вынос Знамени, военный парад, салют являются одним из главных ритуалов Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Всякий, кто слышал: «Полк, под Знамя смирно», помнит ту торжественную минуту. Когда под звуки марша выносят воинскую святыню. Согласитесь, в это мгновение трудно сдержать волнение и , кажется, что, словно соприкасаешься с историей... Как тут не вспомнить, что в 28 сражениях, проведенных под командованием А.В Суворова, русские войска одержали победу. Ими было захвачено 609 знамен неприятелей. И не разу врагу не удалось овладеть русским знаменем.
В сражении под Аустерлицем 1805 г гренадер нравского полка Нестеров, когда погибли все его товарищи по оружию, спас знамя и передал его в руки самого М.И. Кутузова.
Во время знаменитого Бородинского сражения командир боигады генерал- майор А. Тучков увидел, что под натиском французов русские дрогнули. Тогда он бросился в гущу схватки и , выхватив у раненного солдата знамя, увлек подчиненных в штыковую атаку.
Неприятель был отброшен, а затем обращен, в бегство. Верность Знамени унаследовали современные потомки русских чудо-богатырей. Вот один пример из истории Великой Отечественной войны.
Дело было Восточной Пруссии: полк нес огромные потери. Помощи ждать было неоткуда.
И когда стало ясно, что гибель полка неминуема, командир приказал старшему сержанту А.Н Елгину вынести Знамя части к своим. Старший сержант спрятал знамя под гимнастеркой и с группой автоматчиков стал прорываться из окружения. Потеряв товарищей, дважды раненый, он сумел выполнить задание. Выполнить ценой своей жизни. Его подобрали наши разведчики, но Елгин был мертв. За этот подвиг А.Н. Елгин был посмертно удостоен звания героя Советского Союза.
Уставом внутренней службы ВС РК четко определен порядок (церемониал) приведения к Военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вручения личного вооружения и военной технике и порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку.
Ритуал приведения к военной присяге
Основным и нерушимым законом воинской жизни является Военная присяга. Она имеет силу государственного правового документа и является торжественной клятвой воина выполнить свой долг перед Родиной.
Время приведения к Военной присяге объявляется в приказе командира воинской части. В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и государственном флаге РК под сопровождение оркестра выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием.
Полк обычно выстраивается в линию ротных или взводных колонн. Военнослужащие, приводившиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им о значении Военной присяги и той почетной ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность своему Отечеству. После этого командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к приведению Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст.
После прочтения текста Военной присяги военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе напротив своей фамилии и становится на свое место в строю.
По окончанию приведения к Военной присяге списке с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской част. Командир воинской части подразделяет военнослужащих с приведением к Военной присяге, а всю часть – с новым пополнением, после чего играет оркестр, исполняет Государственный гимн. После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем.
День приведения к Военной присяге является не рабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день.
Принятие Военной присяге для каждого военнослужащего остается в памяти на всю жизнь. Верность воинскому долгу, Военной присяге – это традиция Вооруженных сил РК, и ее соблюдение является мерилом нравственности гражданина, его и поступков. Выполняя свой воинский долг. Каждый человек держит испытание на гражданскую и нравственную зрелость.
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части
Для вручения Боевого Знамени воинской части выстраивается с оружием в установленном порядке. При вручении Боевого Знамени в боевых условиях порядок построения воинской части определяется с учетом боевой обстановки.
Для выноса Боевого знамени к месту построения в распоряжение начальника, прибывшего для вручения Боевого Знамени, командир воинской части назначает знаменщика и двух ассистентов из сержантов, прапорщиков или офицеров, преимущественно из числа награжденных орденами и медалями, отличников боевой подготовки, и знаменный взвод.
В установленное время знаменщик выносит Боевое знамя в чехле и следует в трех шагах за начальником, вручающим Боевое Знамя на левом плече , справа и слева от знаменщика следует ассистенты.
Когда лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамен, приблизится на 40-50 шагов к строю. Командир воинской части подает команду : «Полк, под Знамя, смирно, равнение – на –право!» Оркестр исполняет «Всемирный марш». Командир воинской части, подав команду, прикладывает руку к головному убору, подходит к лицу. Прибывшему для вручения Боевого Знамени, и докладывает ему о том, что полк по случаю вручения Боевого Знамени построен.
В момент доклада командира воинской части оркестр прекращает игру. Знаменщик ставит Боевое Знамя к правой ноге вертикально.
Лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приняв доклад, становится перед серединой строя, здоровается с воинской частью и походит к знаменщику. Знаменщик наклоняет Боевое Знамя и и держит его горизонтально.
Вручающий Боевое Знамя снимает чехол и развертывает Боевое Знамя. Затем знаменщик, поставив Боевое Знамя Вертикально и придерживая правой рукой, становится лицом к строю.
Лицо, вручающее Боевое Знамя и Грамоту командиру воинской части. Оркестр исполняет Государственный Гимн.
Командир воинской части, приняв Боевое Знамя и Грамоту. По окончании исполнения оркестром Государственного Гимна передает Боевое Знамя знаменщику и подает ему команду следовать за ним. Знаменщик берет Боевое Знамя на левое плечо и следует за командиром.
Командир воинской части, в трех шагах за ним знаменщик с Боевым Знаменем и ассистенты следуют к левому флагу строя, за проходят вдоль фронта строя воинской части к правому флангу. Оркестр во время их движения исполняет встречный марш. Воинская часть приветствует Боевое Знамя протяжным УРА.
Командир воинской части, выйдя на правый фланг, приказывают знаменщику и ассистентам встать на свое место в строю. Когда знаменщик займет свое место, командир подает знак оркестра для прекращения игры, выходит на середину строя и останавливается рядом с вручившим Боевое Знамя и по его указанию подает команду «Вольно».
Лицо, вручившее Боевое Знамя, поздравляет воинскую часть с его получением. Личный состав части на подразделение отвечает троекратным протяжным «ура». После этого командир выступает с ответным словом.
В заключении ритуала Воинская часть проходит торжественным маршем перед лицом, вручившим боевое Знамя.
Боевое Знамя находится со своей воинской частью при всех условиях и обстоятельствах мирного и военного времени. Оно всегда должно быть под охраной караула, а при выносе его к воинской части – под охраной знаменного взвода.
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о ритуале проведения к Военной присяге и его значении
2. Что предоставляет собой ритуал вручения Боевого Знамени части?
3. Каково значение ритуалов, существующих в ВС РК, для воспитания военнослужащих?
Заключительная часть – 5 мин
Задается домашнее задание
Оценки за урок.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами ко Дню защитника Отечества для старших классов
Военизированная эстафета для учащихся 10 - 11 классов