Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Народный фольклор

Предлагаю вам конспект нод на тему" Посиделки". Тема для детей интересная, они должны знать историю. Вот и приходит на помощь устное народное творчество
Конспект непосредственно – образовательной деятельности на тему: «Посиделки» в подготовительной группе детей с ОНР.
Цель: закрепить знания детей о русском народном творчестве, развивать интерес к традициям русского народа, прививать любовь к фольклору.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к устному народному творчеству, традициям и на основании их – патриотические чувства.
Образовательные задачи: Обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи через знакомство с малыми формами устного народного творчества.
Закреплять умение сочетать движения с речью, развивать умение доказывать и аргументировать, совершенствовать выразительность стихотворной речи.
Развивающие задачи: развивать эстетические чувства, музыкальный слух, внимание и память.
Предшествующая работа: посещение с детьми городского музея; заучивание на занятиях, в режимных моментах , в повседневной жизни малых форм фольклора: пословиц, считалок, дразнилок, небылиц, загадок;
Проведение с детьми народных игр: « Цап», «Баба, баба, н а чём стоишь?»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы много говорили об устном народном творчестве. А кто помнит, что же к нему относится? Правильно, это: пословицы, загадки, считалки, небылицы, дразнилки, частушки и конечно народные игры.
А сегодня я расскажу ещё об одном мероприятии нашей далёкой старины – это посиделки. В старину собирались люди в большой избе, еду и угощение приносил каждый, это называлось – вскладчину. Здесь они пели песни и частушки, водили хороводы, рассказывали сказки, небылицы, дразнили друг друга, загадывали загадки, играли в игры, и, конечно, работали. Кто – то вышивал полотенце, кто – то вязал. Кто – то плёл лапти или корзину, а кто – то из дерева вырезал деревянные ложки. Весело было ! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то и игру сыграют! Вот у них работа и спорилась. Руководила посиделками Хозяйка избы. Сегодня хозяйкой буду я.
Хозяйка в дому, что оладушек в меду. А так как я хозяйка, то и приглашаю Вас к себе на посиделки. Я скажу волшебные слова, вы закроете глазки и окажитесь в далёком прошлом.
-1, 2, 3 повернись, в далёком прошлом окажись!
Хозяйка: Ну, что гости дорогие, проходите, рассаживайтесь – « Красному гостю – красное место, « в тесноте да не в обиде» На посиделках любили рассказывать докучные сказки. Ребята, а вы знаете, какие же это сказки?
( ответы детей). Правильно, это надоедливые сказки.
- Рассказать тебе сказку про белого бычка?
- Ты говоришь – расскажи, я говорю – расскажи,
А не рассказать ли тебе сказку про белого бычка?
Такие сказки можно было рассказывать все посиделки, пока, кто- ни будь, не говорил: не надо!
Отгадайте -ка , ребятки, загадки о тех предметах и вещах, которые могли быть сделаны на посиделках.
- В огород с ней пойдёшь
Урожай соберёшь,
На базар пойдёшь –
Продукты в ней несёшь ( корзина).
- Висит, болтается,
Всяк за него хватается ( полотенце).
- Разноцветная дорожка
По полу расстилается ( половик).
- Маленький. Кругленький,
А за хвост не поднимешь ( клубок).
-Деревянная подружка,
Без неё я как без рук,
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот.
И обжечься не даёт ( деревянная ложка).
Хозяйка: Чтобы сделать эти предметы, нужно потрудиться. Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорится в пословицах. Кто из вас помнит пословицы о труде?
Дети говорят пословицы:
- Меньше говори – больше делай!
-Дело мастера боится.
- Умные руки не знают скуки.
- Чтобы рыбку съесть –
Надо в воду лезть.
Хозяйка: Точно говорите!. Пословица – душа и ум народа. Пословица к делу молвится. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Ребята, а давайте мы с вами в игры поиграем. Посиделки проходили в избе ( зимой) и поэтому игры выбирались такие, чтобы можно было играть, почти на месте.
Игра: « Баба, баба, на чём стоишь?»
А как мы будем бабу выбирать?( ответы детей)
Хозяйка: Правильно, считалкой. А кто помнит считалки?.
( Дети вспоминают считалки):
- Я пойду куплю дуду
Я на улицу пойду.
Громко, дудочка, дуди
Мы играем – ты води!
-Баба сеяла горох,
Уродился он не плох,
Уродился он густой,
Мы помчимся – ты постой!
-Жили – были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля жили вместе,
А Балда жила одна.
Хозяйка: Выбрали Бабу и начинаем игру.
Народная игра: « Баба, баба, на чём стоишь?»
- Баба, баба, на чём стоишь?
- На лавке!
- Что продаёшь?
- Квас!
- Лови мышек, а не нас,
- Да под лавками не лазь!
Хозяйка: Ребята, а в игру « Цап» можно, вообще, сидя играть. Хотите?
Народная игра: «Цап»
Описание игры: Водящий держит руку ладошкой вниз – это крыша. Остальные играющие ставят под крышу по одному пальцу. При слове « Цап» все должны пальцы убрать.
- Под моею крышей завелися мыши, зайцы, белки, жаба – цап!
Хозяйка: А ещё на посиделках любили рассказывать небылицы. Мы с вами тоже их знаем. Давайте вспомним!
- На болоте стоит пень.
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется!
-У козла в бороде
Живут две лягушки.
На спине сидит медведь –
Держится за уши!
Хозяйка: А ещё на посиделках любили друг друга подразнить, но не кто ни обижался. Ребята. Вспоминайте дразнилки.
Если человек всё время плачет, как его дразнят?
- Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин!
- Борис – барбарис,
На верёвочке повис.
Как верёвка оборвётся.
Так Борис перевернётся!.
Хозяйка: Молодцы, ребята, много всего запомнили и смогли рассказать. Ну, а теперь, я – хозяйка зову вас к столу.
- Я иду, иду, иду
Самовар с собой несу
Не красна изба углами –
А красна пирогами.
Чай горячий на столе
Блины и варенье,
Приглашаю вас отведать
Моё угощенье!
Гости рассаживаются за стол и вспоминают пословицы про чай.
- Чай пить – не дрова рубить!
- С чая лиха не бывает!.
Хозяйка: Кто из нас не любит блинов пышных, румяных, круглых! А кто знает, почему пекут блины круглыми?
( они пеклись на масленицу по подобию солнца).Ребята, а знаете, почему на подушках вышивали цветы? ( чтобы хорошие сны снились).
А почему на полотенцах вышивали петухов? ( Петухи – символ утра, чтобы вставать утром с петухами)
Ребята, а какие же посиделки без частушек? Вы, блиночки, кушайте, да частушки слушайте! А, вы, гости дорогие, не хотите ли бараночек покушать, да частушки послушать? Угощайтесь! ( дети поют частушки).
Хозяйка: ребята. А за столом было принято хозяйку похвалить. Кто меня похвалит?
- Хозяюшка в дому,что оладушек в меду!
- дом вести – не лапти плести!.
Хозяйка: Ну, вот, поели – попили, пора и честь знать. До свиданья!.
Воспитатель: Понравились вам посиделки? Очень хорошо! Отправляемся в группу. Закрываем глазки, я говорю волшебные слова:
= Раз, два, повернись, снова в садик возвратись.
Ребята. А а в следующий раз мы будем говорить с вами о богатырях. Дома с родителями поговорите. А потом все вместе расскажем о них. А теперь идём гулять.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД к 23 февраля в подготовительной группе детского сада | Конспект утренней гимнастики в детском саду на тему: Лето
Опубликовано: 1906 дней назад (2 марта 2017)
Просмотров: 6483
+1
Голосов: 1
Галина Васильевна Кизыма # 3 марта 2017 в 08:25 0
Здравствуйте, Зоя Николаевна!Интересный материал,поучительный для детей спасибо! примите мой голос.
Валентина Михайловна Волюжская # 6 марта 2017 в 10:35 0
Интересный, познавательный материал. Полезный и доступный для детей. Интересная форма подачи. Спасибо за конспект.