Ошибана для начинающих
Поделки из природных материалов со школьниками
Картина из цветов и листьев в технике ошибана «Утро в лесу».
Автор: Тимошкина Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 4 Дом детского творчества г. Чапаевск, Самарской области
Ошибана - это прессованная флористика. Творчество мастеров ошибаны основано на использовании материала - цветов, трав, коры деревьев, засушенных под прессом и сохранивших свои природные форму и цвет.
Это древнее искусство возникло в Японии много веков назад и с тех пор уверенно завоёвывает всё больше поклонников.
Данный мастер-класс рассчитан для детей 12-14 лет и разработан для 2 года обучения моей авторской образовательной программы «Сувенир» раздела «Работа с природным материалом» по теме «Плоскостная флористика».
Использование природных материалов открывает огромные возможности для творчества. Я надеюсь, что данная техника заинтересует не только детей, но и взрослых, и станет, возможно, увлечением на всю жизнь. С помощью доступных инструментов и материалов можно создать свои неповторимые композиции, которые могут украсить интерьер или послужить прекрасным подарком.
Творчество общения с таким чудесным природным материалом, как цветы, успокаивает и отвлекает от повседневных забот, приучает видеть прекрасное в обыденном, развивает чуткость и фантазию. Помните у Пушкина:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя…
Цель мастер-класса: научить создавать картину-пейзаж из цветов, листьев и коры.
Задачи:
- познакомить детей с техникой ошибаны, инструментами, материалами;
- развивать воображение, творческое мышление, глазомер, кругозор, аккуратность, усидчивость;
- закрепить знания о видах растений и способах засушки.
Ошибана. Мастер-класс
Для выполнения аппликации из засушенных растений вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
- ножницы (большие и маникюрные);
- пинцет;
- карандаш средней мягкости;
- материал для основы (плотный картон);
- материал для оформления картины (рамка со стеклом, толщиной 2-3 мм);
- клей ПВА;
- кисти или тонкие палочки для клея;
- засушенные под прессом растения (обёртки кукурузных початков, листья калины, тополя, лопуха, клёна, земляники, винограда, сирени, лепестки роз, веточки полыни, берёзы, береста).
Внимание! Все растения взаимозаменяемы, поэтому, если перечисленные растения не окажутся у вас под рукой, их можно заменить похожими по цвету и фактуре.
Перед началом работы лёгкими штрихами выполняем набросок на плотном картоне с минимальной проработкой, учитывая возможность импровизировать в процессе работы. Намечаем контуры изображения, уделяя особое внимание основным линиям и формам – горизонту, переднему плану.
Стараемся разместить деревья гармонично, соизмеряя их положение в пространстве. В данном случае кроны деревьев на переднем плане полностью не видны, поэтому основное внимание будет сосредоточено на стволах.
Изображаем небо обёртками кукурузных початков. Для этого обильно промазываем внутреннюю сторону листа клеем и приклеиваем к основанию согласно намеченным контурам. Используем два цвета – белый и бежевый, стараясь сочетать цвета так, чтобы они плавно переходили друг в друга, добиваемся эффекта размытости облаков.
Для более тщательного приклеивания после каждого этапа необходимо класть работу под пресс на некоторое время.
Накладываем первичный слой для изображения поверхности воды. Применяем кору берёзы. Чтобы подготовить бересту для работы, её необходимо расслоить на слои. Берёзовая кора многослойна и все слои можно использовать в аппликации. Поэтому нужно аккуратно отслоить верхние слои от нижних и рассортировать по цвету.
Для работы подбираем разнообразную бересту и используем приём наложения слоёв, как внутренних тёмных кусков бересты, так и внешней тонкой берёзы. Внимательно подбираем разнообразные оттенки материала. Используем тонкие пластинки бересты оттенков от серого цвета до оранжево-жёлтого, и более толстые пластины - коричневого цвета.
Чтобы показать дальний берег, используем обратную сторону листа серебристого тополя. Значительное влияние на цвет оказывают время суток. Так как на картине изображено утро, дальний план должен выглядеть размыто, туманно. Белая сторона листьев тополя наиболее подходит для этой цели. Чтобы придать нужную форму рельефу, применяем ножницы.
Изображаем левый берег. Используем набор листьев, состоящий из осеннего клёна, тополя разных оттенков и листьев лопуха. Небольшие листочки наклеиваем целиком, большие - обрываем руками, чтобы создать эффект плавного перехода.
На данной картине горизонт высокий, поэтому приходится иметь дело с широким пространством, с многочисленными воздушными планами. Разделим левый берег на дальний и ближний план. Густую зелень дальнего плана изобразим с помощью листьев тёмного тополя, винограда и листьев сирени, которые дают переходные градации от чёрного к тёмно - зелёному. Все листья клеим вертикально.
Для ближнего плана используем листья осеннего клёна, лопуха и жёлтых лепестков роз, положив кусочки вразброс, чтобы создать с помощью разных оттенков впечатление ступенчатого склона берега.
На дальнем берегу располагаем хвойный лес. Поддерживаем размытость дальнего плана, используя веточки полыни.
Возвращаемся к левому берегу для детального изображения природы. Намечаем место расположения берёз. Мы должны учитывать, что разные деревья имеют различное анатомическое строение, для которого характерны определённые формы ветвей, ствола, кроны. Для коры берёз подойдёт внешний слой бересты. Вырезаем ножницами нужную форму ствола и ветвей и приклеиваем согласно плану. Более тёмные кусочки бересты ставим на теневую сторону стволов. Усиливаем тени на берёзах и кое-где приклеиваем на стволы наросты.
На дальнем плане берега размещаем кустарник из листьев розы.
Листья берёз делаем из лопуха приёмом обрывания руками, формируя необходимую крону. Чтобы придать контрастность кустарнику из тёмных листьев роз, сверху накладываем маленький куст из веточек светлой полыни.
Переходим к правому берегу. Используем тот же набор листьев, что и для левого берега: осеннего клёна, тополя разных оттенков и листьев лопуха. Придерживаемся той же техники.
Для изображения деревьев на правом берегу подойдёт внутренняя тёмно-коричневая часть коры берёзы. Формируем нужную толщину ствола и фактуру коры. Из этого же материала складываем характерную форму ветвей для данного дерева.
Переходим к более тщательной проработке деталей правого берега. Листва на деревьях выкладывается листьями земляники, клёна, тополя и калины приёмом обрывания. У основания деревьев располагаем кустарник с помощью листьев розы. Для крутого ступенчатого берега используем листья тополя, жёлтого и красного клёна, лопуха и лепестков жёлтой розы, наклеивая кусочки рядами, чередуя светлый и тёмный цвета. В самом низу берега изображаем кустарник из тонких веточек берёзы или усиков виноградной лозы.
Возвращаемся к поверхности воды. При работе над водой нужно помнить, что все тёмные краски, отражаясь, выглядят более светлыми, а светлые – более тёмными. Для отражения левого берега в воде использованы листья тополя. Отражения, как правило, имеют волнистые, нечёткие контуры, поэтому чтобы создать рваные края у растений их нужно поскоблить ножницами. Поверхность воды подёрнута лёгкой рябью. Чтобы подчеркнуть это, применен материал неровный и изломанный. Для данного эффекта использована рваная береста внутренней части тёмной коры, а внешняя часть, более светлая использована для изображения бликов.
Правый берег менее затемнён растительностью, поэтому для отражения и ряби подошла береста более светлых оттенков.
На дальнем плане изображаем небольшие островки из листьев серого тополя и лепестков жёлтой розы. Не забываем про туманную даль. Поэтому на островках располагаем растения из полыни разных светлых оттенков.
Готовую картину вставляем в рамку под стекло.
Крупный план дальнего берега. Ёлочки.
Крупный план стволов берёз и кустарника.
Крупный план реки левого берега.
Я хочу привести некоторые примеры работ детей по теме «Плоскостная флористика».
Первая работа называется «Клетка с попугаем»
Ошибана «Полевые цветы»
Ошибана «Кувшин с цветами»
Если вам понравились наши идеи, тогда приступайте к работе.
Творческих успехов!
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»
Рекомендуем посмотреть:
Картина «Летний букет» своими руками
Цветочная композиция из сухоцветов своими руками
Ёлочные игрушки из шишек своими руками
Сувенирная кукла Масленица своими руками
Картина из засушенных растений. Мастер-класс