Игра «Зарница». Сценарий для школьников 9-11 классов

Военно-спортивная игра «Зарница» для учащихся старших классов

Этапы игры

1. Встречный бой.

Противники двигаются навстречу друг к другу. При встрече между ними должен произойти бой. Такой бой называется встречным. Если силы и вооружение батальона равны, бой выигрывает та сторона, которая быстрее оценит обстановку, примет лучшее решение и успеет развернуть свои силы для атаки.

В игре участвуют равные по количеству батальоны: например, батальон «Северян» - батальон «Южан». Следовательно, игру нужно начать с того, чтобы представителям обоих батальонов встретиться и договориться о месте и времени проведения операции. Для наблюдения за ходом игры следует пригласить посредников (воинов, офицеров).

Накануне командир батальона «северян» и командир батальона «южан» получают от своих посредников приказ главного штаба игры. Содержание приказа лаконично: такого-то числа во столько-то часов прибыть со своим батальоном в такой-то (подробно) пункт района «военных действий», занять его и ждать дальнейших указаний. При этом указывается маршрут, по которому должен следовать батальон.

Получив приказ, командир батальона знакомит с ним членов своего штаба и обсуждает возможные варианты предстоящего столкновения с противником. Затем вызывает к себе командиров отрядов, которые докладывают о степени готовности к предстоящему бою.

Выслушав их, комбат объявляет свой приказ: завтра сбор в полной готовности. И указывает порядок построения общей колонны. О том, куда направляется батальон, командир не говорит - это тайна. Ни тот, ни другой батальоны не знают места расположения друг друга.

Условно обозначим, что батальон «северян» занимает пункт А, а батальон «южан» - пункт Б. Ровно в 10 часов утра комбат «северян» получает приказ главного штаба игры.

В приказе говорится, что «северяне» в точно указанное время (скажем, в 10 часов 45 минут) должны выступать в направлении пункта А и занять его. Ровно в 10 часов утра комбат «южан» получает приказ выступать в направлении пункта Б и занять его.

Командиры батальонов должны выставить охранение походной колонны, чтобы не подвергнуться нападению: организовать разведку и своевременно добыть сведения о противнике.

Разведчики продвигаются скрытно, впереди своих батальонов. Вероятно, они впервые вступят в соприкосновение с разведкой противника. Завяжется бой. Исход его будет решаться основным правилом игры - соотношением сил: двое берут в плен одного. Площадь района «военных действий» не меньше трех километров в длину и двух километров в ширину.

Правила игры.

1. Двое берут в плен одного. Это значит, что шестеро невооруженных юнармейцев могут смело напасть на троих и, «осалив» их, то есть догнав противника и дотронувшись рукой, забрать в плен. Если же юнармейцев противника окажется четверо, то атака считается отбитой и нападающие должны отойти назад.

2. Автомат и пулемет приравниваются к шести бойцам.

Представьте себе такой случай: двух юнармейцев вы заметили, а замаскированную огневую точку (пулемет) не разглядели. Вас четверо - как раз, чтобы забрать двоих. Бросаетесь к ним, а они вас встречают огнем. И выходит, что вы сами в плен попались, потому что с автоматом (пулеметом) они вдвое сильнее вас.

Передвигаться под огнем без укрытия нельзя, имея даже численное превосходство. Бросаться в атаку на огневую точку можно только с 15-20 метров.

Как уничтожить автомат или пулемет? Надо самим иметь оружие или послать связного к командиру отряда и попросить у него на подмогу автоматчиков.

3. Убитых и раненых в этой игре быть не должно. Будут только пленные. Пленный может быть освобожден, и тогда он включится в игру. Пленных надо охранять. На трех пленных полагается один караульный.

Пленных отводят в штаб батальона. Убегать пленные не имеют права, если их охраняют караульные. Но если приведут новых пленных, а караульных не добавят, то пленные имеют право разбежаться.

4. Каждая группа имеет свой флаг, хранящийся в штабе.

5. Батальон, захвативший флаг противника, считается победителем.

2. Эстафета связистов.

Участники эстафеты располагаются на четырех этапах и выполняют следующие действия.

Первый этап. У радиостанции. Радист получает от посредников донесение, включает радиостанцию, входит в связь по заданной посредником частоте и передает донесение открытым текстом.

Второй этап. У радиостанции. Радист включает радиостанцию с разрешения посредников и настраивает ее по заданной частоте на прием. Принимает донесение, подтверждает прием и передает принятое донесение по телефонному аппарату, расположенному возле радиостанции.

Третий этап. У телефонного аппарата. Участник принимает донесение по телефонному аппарату, подтверждает прием и передает донесение сигнальными флажками по методу телеграфной азбуки или семафора судье на финише. Расстояние - 50 метров.

Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на передачу донесения от старта до финиша. За донесение, принятое или переданное с искажением смысла, команда получает 0 очков. За каждую ошибку, не искажающую смысла донесения, команда штрафуется 5 секундами.

3. Санитарные посты.

В соревнованиях участвуют санитарные посты в составе четырех человек. Местом соревнований служит специально приготовленная трасса. Ее необходимо преодолеть в установленное контрольное время с наименьшим количеством ошибок на пунктах проверки санитарной подготовки. На старт санпост выходит с оснащением, необходимым для оказания первой медицинской помощи (санитарная сумка). Приняв рапорт, судья проверяет правильность оснащения сумки и вручает командиру поста азимут первого пункта. Пост начинает движение по азимуту.

Пункт первый. Оказание первой медицинской помощи «пострадавшему» при переломах и кровотечениях.

Пункт второй. Транспортировка «пострадавшего» на пункт сбора.

Пункт третий. Спасательная станция. Правила выноса «утопающего» из воды, оказание первой помощи «тонущему».

Пункт четвертый. Оказание первой помощи при ожогах, обмороках, солнечных и тепловых ударах.

Пункт пятый. «Аптека в лесу». Санитары собирают местные лекарственные растения и рассказывают о способах их применения.

Финиш. Командир санпоста докладывает о выполнении задания и сдает маршрутный лист, в котором на каждом пункте проставлены отметки за правильность выполнения заданий по пятибалльной системе.

4. Викторина разведчиков.

1. Разведчики идут 5 минут по улице (желательно по малознакомой), затем останавливаются и, не оглядываясь, записывают на листке бумаги как можно подробнее то, что успели заметить в пути.

2. Посредник вслух медленно читает два раза отрывок из книги или газеты из 20-25 слов (а лучше заранее составленное донесение с таким же количеством слов). После этого каждый записывает этот отрывок по памяти как можно точнее.

3. Определить на глазок расстояние до ближайшего дерева, телефона-автомата, дома, ограды. Измерить это расстояние.

Придумайте сами несколько задач для тренировки глазомера.

5. Дуэльная стрельба.

В игре участвуют несколько команд по 3-5 человек. Предварительно проводится жеребьевка. Стреляют по две команды. Затем команды-победительницы каждого тура встречаются между собой. Проигравшие выбывают. Соревнования продолжаются до тех пор, пока не остается команда-победительница.

В зависимости от обстоятельств эти соревнования можно проводить и как индивидуальные. Ребята соревнуются друг с другом, пока в последней паре не выявляется победитель.

Условия:

Расстояние - 10 метров. Мишень - грудная, падающая при попадании в нее пульки; деревянные кубики, поставленные на возвышение; воздушные шары, закрепленные в круглых отверстиях фанерного щита.

Количество мишеней - по числу стреляющих в смене. Время - 3 минуты. Положение для стрельбы стоя, без упора.

Две команды становятся в 15-20 метрах от линии огня. По сигналу судьи участники заряжают винтовку и опускают их прикладом к ноге. По команде «Вперед!» участники соревнований бегут к линии огня, принимают нужное положение и стремятся в кратчайший срок поразить мишени - сначала те, которые ему были указаны, и далее те, что предназначаются для его соперника. Команда или стрелок, быстрее поразивший мишени или наибольше количество мишеней, побеждает.

При осечках или одновременном поражении мишени назначается перестрелка.

Викторина для стрелков.

1. Назовите приспособления, которые применялись для стрельбы в древности.

2. В связи с чем в середине XVI века возросла роль ручного огнестрельного ружья?

3. Когда появились мушкеты и какое преимущество они имели перед пищалями?

4. Принципиальные отличия кремневого замка от фитильного.

5. Принципиальные отличия фузеи от мушкета. Когда и кто ввел на вооружение русской армии фузеи?

6. Геометрия в играх на местности.

При проведении игр на местности можно с успехом использовать сведения из курса геометрии 6-7 классов. Простейшие способы определения недоступных расстояний или высот - ширины реки, расстояния до неприятельского отряда или штаба, высоты дерева или дома - имеют своей основой изучаемые в 6-7 классах свойства конгруэнтных, или подобных, фигур.

С этими способами особенно полезно ознакомиться командирам, начальникам штабов, разведчикам пионерских «батальонов». Ниже мы расскажем о применении этих способов в разведке на местности.

1. Определение высоты дерева (дома, столба, колокольни).

На высокой осине, почти у самой опушки леса, было решено устроить наблюдательный пункт «зеленых». Командир отделения разведки определил на глаз, что высота осины примерно около 40 метров; затем он вырвал из клетчатой тетради для донесений (сторона клетки равна 5 мм) листок и поручил одному из разведчиков измерить длину деревянной винтовки - оказалось 86 см.

Винтовку (можно обойтись и простой палкой) воткнули в землю вертикально недалеко от осины, получился столбик высотой 70 см (высоту столбика еще раз примерили клетчатой бумагой). Один из разведчиков лег на землю так, чтобы конец столбика видеть на одной прямой с верхушкой дерева. (При этом нужно следить, чтобы глаз лежащего на земле разведчика не оказался намного выше уровня земли, иначе высота столбика должна измеряться от уровня глаза разведчика.)

Оставалось измерить горизонтальное расстояние от глаза разведчика до столбика; оказалось, что |ГС| = 135 см = 1,35 м, а расстояние от глаза разведчика до основания дерева |ГО| = 54 м. Последнее расстояние измерили с помощью той же винтовки.

Легко видеть, что прямоугольные треугольники ГСК и ГОВ подобны; значит, высота дерева |ОВ| во столько раз больше высоты палки |СК| (считая от уровня глаз разведчика!), во сколько расстояние |ГО| больше расстояния |ГС|, то есть

Отсюда по свойству пропорции

Когда на земле мокро или грязно, можно не ложиться, а воспользоваться небольшим зеркалом или стеклом, под которое подложен темный фон (темная бумага, ткань). Зеркало или стекло кладется на землю неподалеку от дерева строго горизонтально (это очень важно, иначе высота будет определена неверно). Один из разведчиков видит в зеркале верхушку дерева. Как известно из физики, угол падения светового луча равен углу отражения; значит:

НСГ = ОСВ,

поэтому Δ НСГ ~ Δ ОСВ.

И мы снова можем использовать свойство подобных треугольников: высота дерева |ОВ| во столько же раз больше роста разведчика |ГН| (считая до уровня глаз!), во сколько расстояние |СО| больше расстояния |СН|, то есть

Откуда по свойству пропорции

Пусть, например, уровень глаз разведчика составляет 130 см от земли, расстояние его от зеркала 180 см, расстояние от зеркала до основания дерева 36 метров. Тогда вычисление дает высоту дерева |ОВ| = 26 метров.

Отметим, что высота дерева (столба, здания) обычно кажется больше действительной.

2. Определение недоступных расстояний.

Для определения ширины реки прежде всего намечают на противоположном берегу ориентир: дерево, камень или другой хорошо заметный неподвижный предмет. Первый разведчик становится точно напротив выбранного предмета (в нашем примере - березы), а командир идет вдоль берега, тщательно отсчитывая шаги. Через 30 шагов (если река широкая - через 50 или даже 100 шагов) становится второй разведчик, еще через столько же шагов - третий.

Когда людей недостаточно, первого и третьего разведчика можно не ставить, а на месте второго оставить заметный предмет ши воткнуть палку.

От третьего разведчика командир поворачивает точно под прямым углом и идет от реки, пока береза и второй разведчик не будут ему видны на одной прямой линии.

Легко видеть, что Δ БПВ = Δ КТВ.

Оба они прямоугольные, имеют равные катеты ПВ и ВТ, а углы ПВБ и ТВК конгруэнтны как вертикальные. Поэтому расстояние |БП| равно расстоянию |КТ|, которое можно изменить непосредственно.

Иногда требуется определить расстояние до дома, дерева, столба, высота которых известна. Это можно сделать с помощью полоски клетчатой бумаги или линейки с делениями.

Клетчатый листочек берется в вытянутую на уровне глаз руку (в возрасте 12-13 лет обычно на расстоянии около 0,6 м от глаз). Затем нужно отметить, какая длина листочка (полоски, линейки) «покрывает» выбранный объект. Пусть, например, наблюдаемое дерево высотой 8 м покрывается полоской бумаги Б1Б2 длиной в 4 клеточки (то есть 2 мм).

Как и в предыдущих случаях, можно рассмотреть подобные треугольники ГБ1Б2 и ГОВ: высота дерева |ОВ| больше высоты листочка |Б1Б2| во столько же раз, во сколько расстояние от дерева |ГО| больше расстояния от глаз до листочка |ГБ1|:

Отсюда легко найти ГО:

Для применения этого способа полезно знать (измерить заранее) высоту столба телефонной или телеграфной связи, высоту стандартного дома, расстояние между столбами вдоль шоссе, длину автобуса и т. д.

В заключение предлагаем самостоятельно ответить на вопрос. Пруд имеет форму круга (приближенно). На его берегах стоят четыре фонарных столба, образующих почти правильный квадрат. Известно, что высота фонарного столба - 6 метров. Как, не приближаясь к пруду, определить приближенно его диаметр и площадь?

7. Викторина слов.

1. Название какого воинского подразделения состоит из крика большой птицы и названия кавказского или среднеазиатского селения? (Караул.)

2. Название какого вида форменной одежды состоит из названий морского животного и хвойного дерева? (Китель.)

3. Какая ткань и длинный жесткий волос составляют название оборонительного сооружения? (Крепость.)

4. В название какого вооруженного отряда входят отдельная партия в некоторых играх и протяжный крик животного? (Конвой.)

5. Название какой группы воинов состоит из положения в шахматной игре и приспособления для управления судном, самолетом или автомобилем? (Патруль.)

6. Какая кличка служебной собаки состоит из названия крупного воинского подразделения и типа самолета? (Полкан.)

7. В какое название ружья входит приспособление для приведения в движение судна или самолета? (Винтовка.)

8. Название какого огнестрельного оружия начинается нотой? (Револьвер.)

9. В названии какого орудия имеется название помещения для стрельбы в цель? (Мортира.)

10. В название какой команды входит имя числительное? (Стой.)

11. Какие четыре вида боевой техники имеют одинаковые окончания в своих названиях? (Пулемет, гранатомет, миномет.)

12. Какое слово одновременно обозначает и подразделение солдат, и источник питания постоянным электрическим током? (Батарея.)

13. Какое подразделение солдат обозначает приспособление в ударном механизме? (Взвод.)

14. Какое название радиолокационной установки можно читать как слева направо, так и справа налево? (Радар) Название какого огнестрельного оружия обладает тем же свойством? (Наган.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект военно – патриотической игры «Зарница»

Нет комментариев. Ваш будет первым!