• «Птицы, животные, рыбы»
Задача: учить правильно употреблять нарицательные имена существительные, обозначающие птиц, животных, рыб в единственном числе.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Дети становятся по кругу. В центре — логопед с мячом в руках. Он бросает мяч ребенку и говорит: «Животное». Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животных и кинуть мяч обратно. Затем логопед продолжает игру, произнося: «Рыба», «Птица». Дети называют рыб и птиц. Тот, кто не ответил, выбывает из игры.
• «Солнце летом»
Задачи:
— расширять словарь прилагательных;
— учить согласовывать прилагательные с существительными.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Дети стоят по кругу, логопед — в центре с мячом в руках. Нужно подобрать как можно больше слов-признаков к слову солнце. Логопед бросает мяч ребенку, он называет слово-признак и передает его дальше по кругу. Следующие участники также подбирают прилагательные к слову солнце.
Игру можно усложнить. Логопед произносит слово и бросает мяч разным детям. Если ребенок не ответил, он выбывает из игры.
Летом солнце (какое?) — яркое, круглое, неяркое, рассветное, теплое, утреннее, жаркое, ясное, желтое, оранжевое, красное, прекрасное, знойное, жгучее, палящее, беспощадное, безжалостное, тропическое, лучистое, лучезарное, слепящее, ослепительное, летнее, ласковое, веселое, восходящее, полуденное, предзакатное, закатное.
В конце дети берутся за руки и произносят потешку, шагая в умеренном темпе:
Свети-свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
• «Закончи предложение»
Задачи:
— формировать умение строить связное высказывание, заканчивать сложносочиненное предложение;
— развивать связную речь, словесно-логическое мышление, сообразительность;
— расширять кругозор.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Логопед предлагает послушать начало предложения и закончить его. Он бросает мяч ребенку, тот завершает предложение и кидает мяч обратно.
Летом солнце светит ярко, а зимой ... (неярко).
Летом дни длинные, а ночи короткие. Зимой дни ..., а ночи ... .
Летом земля на лугу покрыта зеленой травой и цветами, а зимой ... .
Летом в лесу птицы поют, а зимой ... .
Летом вода в реках и озерах теплая, а зимой ... .
Летом дети делают постройки и поделки из песка, а зимой ... . Летом идут теплые дожди, а зимой ... .
Летом дуют теплые ветры, а зимой ... .
Летом дети катаются на самокате, скейтборде, велосипеде, а зимой ... .
• «Летние цветы»
Задачи:
— расширять словарь существительных;
— учить детей различать садовые и луговые, полевые, лесные цветы.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Логопед. Какие бывают цветы?
Дети отвечают.
Правильно: садовые и полевые, луговые и лесные. Это растения. Садовые цветы — культурные растения. Полевые, луговые и лесные цветы — дикорастущие.
Вариант 1. Дети стоят по кругу. Логопед с мячом в руках — в центре. Ведущий бросает мяч, ребенок ловит его, называет садовый цветок и возвращает мяч ведущему.
Садовые цветы: розы, пионы, флоксы, ирисы, тюльпаны, нарциссы, георгины, лилии, лилейники, гладиолусы, колокольчики, ромашки, циннии, бархатцы, фиалки, хризантемы, астры, настурция, календула, гвоздика, петунья, примула, анютины глазки, космея, львиный зев.
Вариант 2. Логопед бросает мяч участнику и просит назвать дикорастущий цветок. Ребенок выполняет задание и передает мяч соседу.
Дикорастущие цветы: первоцвет, подснежник, ландыш, ромашка, незабудка, гвоздика, колокольчик, василек, лютик, фиалка, иван-чай (кипрей), иван-да-марья, одуванчик, чистотел, цикорий, пижма, медуница, герань, вьюнок.
• «Скажи наоборот»
Задачи:
— формировать умение строить связное высказывание и подбирать слова с противоположным по смыслу значением;
— учить заканчивать сложносочиненное предложение;
— развивать связную речь, словесно-логическое мышление, сообразительность;
— расширять кругозор.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Дети стоят по кругу, логопед — в центре с мячом в руках.
Логопед. Я предлагаю вам сравнить лето с зимой.
Логопед бросает мяч и называет «летнее» слово или словосочетание. Ребенок ловит его и произносит «зимнее» слово или словосочетание.
Тепло — ... (холодно).
Лето — ... (зима).
Ясно — ... (пасмурно).
Жарко — ... (прохладно).
Сухо — ... (сыро).
Жара — ... (мороз).
Сандалии — ... (валенки).
Панама — ... (шапка).
Футболка — ... (шуба).
Коньки — ... (ролики).
Санки — ... (самокат).
Футбольный мяч — ... (шайба).
Летом земля покрыта зеленой травой, а зимой ...(белым снегом).
Летом вода в реке теплая, а зимой ...
Летом дети катаются на самокатах, велосипедах, скейтбордах, а зимой ...
Летом дворник на участке косит траву, а зимой ...
Летом на пляже дети строят замки из песка, а зимой ...
• «Краски лета»
Задачи:
— активизировать словарь существительных и прилагательных;
— совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Дети стоят по кругу, логопед — в центре круга с мячом в руках.
Логопед. Я предлагаю вам называть предметы разного цвета.
Вариант 1
Логопед. Что бывает красного цвета?
Ребенок поднимает руку, ведущий бросает ему мяч.
Ребенок. Красный помидор, красная роза, красное яблоко, красный мак.
И т.д.
Вариант 2
Дети стоят в кругу. По команде логопеда они передают мяч друг другу и отвечают на вопросы ведущего.
• «Летние слова»
Задачи:
— закреплять знания по лексической теме «Лето»;
— обогащать словарный запас «летними» словами;
— развивать внимание, память, кругозор, словесно-логическое мышление, речь.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Логопед предлагает детям перечислить слова, связанные с летом. Он бросает мяч ребенку, тот ловит его, называет слово, затем кидает обратно.
Слова: тепло, жара, зной, солнцепек, жажда, тень, прохлада, сарафан, шорты, ягоды, фрукты, овощи, садовые цветы, длинные дни, короткие ночи, солнечный удар, небо голубое, солнце золотое, купаться, плавать, загорать и т.д.
• «Продолжай!»
Задача: формировать и расширять словарь существительных и прилагательных, обозначающих обобщения.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Дети стоят по кругу, логопед — в центре с мячом в руках.
Логопед. Я предлагаю вам продолжить ряд слов, подходящих по смыслу.
Логопед называет слово и бросает мяч ребенку, тот ловит его, называет слова, подходящие по смыслу к названному слову, и кидает мяч обратно.
Красный — ... (синий, желтый, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый ...).
Сапоги — ... (туфли, ботинки, босоножки, сандалии, шлепанцы, тапочки, кроссовки ...).
Диван — ...
Автобус — ...
Тарелка — ...
Курица — ...
И т.д.
• «Догадайся»
Задача: учить по главным признакам и краткому описанию отгадывать и называть одушевленные и неодушевленные предметы.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Логопед кратко описывает предмет. Тот, кто быстро его угадал, называет и протягивает руки, а логопед бросает ему мяч.
Дерево, на котором растут вишни.
Учреждение, где готовят и хранят лекарства.
Первый месяц года.
Второй день недели.
Время года, когда поспевают ягоды.
Время суток, когда восходит солнце.
Планета, на которой мы живем.
Приспособление для защиты от дождя.
Приборы для измерения времени.
Посуда для переноски воды.
И т.д.
• «Когда это бывает?»
Задача: учить отвечать на вопрос быстро и правильно, учитывая временные, сезонные и погодные условия окружающего мира.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Дети полукругом сидят на стульчиках (в помещении) или скамеечках (на улице).
Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку, тот быстро и кратко должен ответить.
Вопросы
Когда небо темное?
Когда на небе появляется радуга?
Когда поспевают ягоды?
Когда можно купаться в реке?
Когда бывает много насекомых?
Когда птицы летают, поют, щебечут?
Когда на небе появляются луна и звезды?
Когда светит солнце?
И т.д.
• «Я знаю...»
Задача: учить правильно употреблять нарицательные существительные в единственном числе, винительном падеже.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Логопед начинает предложение и бросает мяч ребенку. Тот ловит его и заканчивает предложение.
Я знаю лиственные деревья — (клен, липу, тополь...).
Я знаю луговые цветы — ...
Я знаю плодовые деревья — ...
Я знаю съедобные грибы — ...
Я знаю лесных животных — ...
Я знаю дни недели — ...
Я знаю времена года — ...
И т.д.
• «Сколько?»
Задачи:
— расширять словарь числительных;
— учить правильно согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже; правильно употреблять в речи неопределенно количественных числительных много и мало.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Тот ловит его и быстро, кратко отвечает.
Вопросы
Сколько тебе лет?
Сколько времен года?
Сколько дней в неделе?
Сколько месяцев в году?
Сколько цветов в радуге?
Сколько нот?
Сколько деревьев в лесу?
Сколько у тебя глаз?
Сколько человек в вашей семье?
И т.д.
• «Где?»
Задача: формировать умение правильно понимать наречие места где, отвечать предложением на заданный вопрос.
Оборудование: резиновый мяч среднего размера.
Ход игры
Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Тот ловит его и быстро, кратко отвечает.
Вопросы
Где выращивают овощи?
Где растут фрукты?
Где растут ягоды?
Где растут пшеница, рожь?
Где ловят рыбу?
Где из зерна делают муку?
Где проводятся соревнования?
Где дети учатся?
Где люди лечатся?
Где можно купить продукты?
И т.д.
• «Отгадай слово»
Задачи:
— развивать связную речь;
— формировать умение согласовывать прилагательные с существительными;
— закреплять знания об одушевленных и неодушевленных существительных, понятиях, обозначающих события и явления природы.
Ход игры
Логопед произносит слова-признаки. Дети по характеристике отгадывают слово.
Белоствольная, стройная, кудрявая, тонкая, высокая, красивая, нарядная — ... (береза).
Зеленые, крупные, мелкие, резные, кленовые, дубовые — ... (листья).
Красные, желтые, черные, садовые, лесные, крупные, мелкие, полезные, сочные, сладкие, кисло-сладкие — ...
Зеленый, свежий, длинный, вкусный, душистый, хрустящий, сочный, малосольный — ...
Голубое, синее, бирюзовое, прозрачное, теплое, соленое, красивое, шумное, огромное, бескрайнее, чистое, неповторимое — ...
Летний, мелкий, теплый, моросящий, тихий, грибной, сильный, проливной, холодный, осенний — ...
И т.д.
• «Голоса птиц»
Задачи:
— расширять знания и представления об особенностях птиц;
— знакомить с птицами наших лесов, их повадками;
— развивать и обогащать глагольную лексику, обозначающую действия птиц;
— воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.
Ход игры
Логопед. Предлагаю вспомнить птиц, которых мы можем увидеть на улице в городе, на даче, в парке, в лесу. Вспомните, кто как голос подает.
Дети выполняют задание.
Кукушка — ... (кукует).
Гусь — ... (гогочет).
И т.д.
Слова: голубь, ласточка, утка, воробей, журавль, синица, сорока, сова, ворона, дятел, тетерев, жаворонок, стриж, соловей.
• «Назови птенцов»
Задачи:
— расширять знания и представления о птицах наших лесов;
— знакомить с повадками птиц, с тем, что у них появляются птенцы;
— воспитывать желание помогать птицам, защищать их от врагов, оберегать гнезда.
Ход игры
Логопед. Птицы весной прилетают из теплых краев, вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают их, и вскоре появляются птенцы. Они очень много едят и быстро растут. Прошу вас назвать детенышей птиц, то есть птенцов.
Дети выполняют задание.
У скворца — ... (скворчата).
У галки — ... (галчата).
У грача — ... (грачата).
И т.д.
• «Кто это?»
Задачи:
— формировать умение по главным признакам угадывать и называть животное;
— развивать наблюдательность, сообразительность, воображение, память.
Ход игры
Логопед предлагает внимательно слушать и по главному признаку называть животное леса. Дети выполняют задание.
Хитрый, как ... (лиса).
Злой, как ... (волк).
Неуклюжий, как ... (медведь).
Трусливый, как ... (заяц).
И т.д.
• «Закончи предложение»
Задача: формировать умение правильно употреблять имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.
Ход игры
Ведущий произносит предложения. Один ребенок (по желанию) должен назвать 3—5 существительных, подходящих по смыслу.
В лесу растет — ... (ель, сосна, осина, береза, дуб...).
В лесу живет — ... (лиса, заяц, волк, белка, барсук...).
В саду спеет — ... (клубника, слива, вишня, малина...).
В огороде растет — ... (картошка, помидоры, морковь, огурцы, горох).
И т.д.
• «Назови другие действия»
Задача: формировать умение правильно подбирать глаголы по смыслу.
Ход игры
Логопед. Подберите как можно больше слов-действий к данному слову.
Логопед называет слово. Дети выполняют задание.
Цветы — ... (выращивать, сажать, ухаживать, поливать, подкармливать, рассаживать, пересаживать, обрезать, срезать, нюхать, любоваться, дарить, составлять букеты, плести венки).
Грибы — ... (искать, находить, радоваться, срезать, отваривать, готовить, жарить, тушить, солить, мариновать, сушить, замораживать, заготавливать, есть, угощать).
И т.д.
• «Что у кого?»
Задачи:
— формировать умение правильно употреблять существительные единственного числа в родительном падеже с предлогом у;
— развивать знания о представителях животного мира.
Ход игры
Логопед начинает предложение, дети его заканчивают.
Лапы есть у — ... (кошки, собаки, кролика, волка, лисы, медведя, белки, птицы, лягушки...).
Копыта есть у — ... (лошади, козы, ишака, оленя, лося...).
Грива есть у — ... (коня, зебры, льва...).
Крылья есть у — ... (стрекозы, воробья, бабочки, грача...).
И т.д.
• «Ванечка, куда ходил?»
Задачи:
— формировать навыки диалогической речи;
— развивать внимание, память, мышление, связную речь, желание разговаривать и общаться со сверстниками и взрослыми.
Ход игры
Логопед читает текст, дети разучивают его. Затем воспитанники парами участвуют в инсценировке.
— Ваня, Ванечка!
Куда ходил?
— В лесочек!
— Что видал?
— Пенечек!
— Под пенечком что?
— Грибок хвать да в кузовок!
• «Ягоды в бору»
Задачи:
— формировать навыки диалогической речи;
— развивать внимание, память, мышление, связную речь, желание разговаривать и общаться со сверстниками и взрослыми.
Ход игры
Логопед читает текст, дети разучивают его. Затем воспитанники парами участвуют в инсценировке.
— Ножки вы, ножки,
Куда вы бежите?
— Пробегу по бору,
Тебе ягод наберу:
Черну чернику,
Алу землянику.
• «Ласточка, ласточка»
Задачи:
— формировать навыки диалогической речи;
— развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Ход игры
Логопед читает текст, дети разучивают его. Затем воспитанники парами участвуют в инсценировке.
— Ласточка, ласточка, что над водой летаешь?
— Комаров кусачих хватаю!
— А что над стадом порхаешь?
— Коров от мух охраняю!
— Ласточка-касаточка, что к облакам взмываешь?
— Ясные деньки высматриваю!
— А что над самой землей скользишь?
— О дожде-непогоде предупреждаю!
Н. Сладков
• «Утка с утятами»
Задачи:
— формировать навыки диалогической речи;
— развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Ход игры
Логопед читает текст, дети разучивают его. Затем воспитанники парами участвуют в инсценировке.
— Ты видишь, кто идет?
— Утка серая идет.
— А кого она ведет?
— Утяток маленьких ведет.
— А куда она ведет?
— Под кусток, под мосток.
• «Лисица и Еж»
Задачи:
— формировать навыки диалогической речи;
— развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Ход игры
Логопед читает текст, дети разучивают его. Затем воспитанники парами участвуют в инсценировке.
— Всем ты, Еж хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
— Да не то чтобы некрасивый...
— Может, я с колючками неуклюжий?
— Да не то чтобы неуклюжий!
— Так какой же я такой с колючками-то?!
— Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный...
Н. Сладков
• «Солнышко»
Задачи:
— закреплять знания о том, что главная примета лета — солнце, от которого идет тепло;
— развивать мелкую моторику, координацию движений в соответствии с ритмом и текстом.
Ход игры
Игру можно проводить как сидя за столом, так и стоя.
Логопед читает текст, дети выполняют движения.
Пробудилось солнышко
(Дети высовывают пальцы обеих рук из-за стола.)
В рыжем сарафанчике,
Из-за края полюшка
Показало пальчики.
Пронизали лучики
(Складывают пальцы «в замок».)
Изгородь плетеную,
Тоненькими лучиками
(Вытягивают руки вверх.)
Потянулось, сонное.
Поднялось на ноженьки,
(Кладут руки на стол.)
Растрепало локоны,
(Вращают головой.)
Босиком затопало.
Взобралось на деревце
(Ставят одну руку на локоть - пальцы растопырены, будто ветки дерева)
Потихоньку рыжее —
Самому не верится:
«Всех на свете выше я!»
(Ладонью другой руки скользят по «дереву» вверх; пальцы расставлены, как солнечные лучи.)
На ветвях качается,
Рассыпает лучики
(Соединяют ладони и раскачивают ими из стороны в сторону, ритмично сгибая и разгибая пальцы.)
И кричит отчаянно:
«Жгучее я, жгучее!»
Е. Шмелева
• «Рисуем на мокром песке»
Задача: развивать мелкую моторику, графомоторные навыки.
Оборудование: педагогическая песочница, палочки, мелкие камешки, шишки, ракушки.
Ход игры
Дети свободно располагаются у песочницы. Песок должен быть влажным, его поверхность — ровной. Воспитанники рисуют палочками силуэты заданных предметов.
Можно предложить детям выложить их на поверхности песка из мелких камешков, шишек, ракушек, нарисовать сюжет на заданную тему.
• «Сделаем макет лета»
Задачи:
— формировать мелкую моторику;
— развивать творческое воображение, фантазию, мышление, умение работать в коллективе, договариваться, высказывать свое мнение.
Оборудование: различные природные и подручные материалы, бумага, пластилин, разноцветные прозрачные пластины-листы, цветной картон, клей.
Ход игры
К этой творческой работе можно привлечь взрослых — членов семьи воспитанников.
Логопед. Сегодня я предлагаю вам поговорить о чудесном и радостном времени года — о лете. Что бывает летом?
Дети. Летом стоит теплая, ясная погода. Кругом много зелени: и деревья, и кусты, травы и цветы. В воздухе стоят ароматы летних растений! В садах и огородах созревают ягоды. Лето — самое лучшее время года! Летом много света, солнце согревает нас, землю и все, что на ней растет и живет! Летом мы купаемся и загораем, гуляем в лесу, в парках! И т.д.
Логопед. Я предлагаю вам вместе сделать макет лета. Можно взять цветную бумагу, пластилин, картон, лоскутки ткани, а также природный материал: шишки, желуди, ветки, цветы, листья, кусочки коры и т.д. Как вы думаете, что можно изобразить в этой работе?
Дети отвечают.
• «На лужок пришли...»
Задача: развивать мелкую моторику, ловкость и умение управлять движениями пальцев.
Ход игры
Дети свободно располагаются вокруг ведущего (стоят или садятся). Логопед предлагает запомнить упражнение, а потом выполнить его.
Логопед читает текст, дети выполняют движения.
На лужок пришли зайчата,
(Дети «рисуют» двумя ладонями лужок, показывают зайчиков.)
Медвежата, барсучата,
(Сгибают большие и указательные пальцы обеих рук.)
Лягушата и енот.
(Сгибают средние и безымянные пальцы.)
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок!
(Обеими руками «рисуют» лужок круговыми движениями.)
Игры про цветы для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду
Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!